Актуальность постановки вопроса о подготовке кадров для работы на шельфе обусловлены несколькими причинами, главными из которых являются следующие:
- континентальный шельф России является для страны зоной стратегических интересов
- освоение минеральных и углеводородных ресурсов Мирового океана в районах закрепленных за Российской Федерацией
- доразведка минеральных ресурсов в Мировом океане и в Антарктиде
- геологическое обоснование внешних границ континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане
Кроме того по оценкам отечественных и зарубежных специалистов начальные извлекаемые ресурсы углеводородов на шельфе наших морей превышают 100.
В Арктике морская деятельность охватывает практически все основные функциональные направления, включая морские перевозки, морское промышленное рыболовство, освоение минеральных и энергетических ресурсов, морскую науку, военно-морскую деятельность.
Отсутствие собственной стратегии освоения ресурсов Мирового океана и освоения шельфа приведет только к технологической зависимости страны от зарубежных разработчиков и зарубежных научных школ, если говорим об идеологах развития и освоения ресурсов океана, а в сущности речь идет о возможной технологической отсталости страны в части касающейся морских нефтегазовых и ресурсных технологий в предстоящие десятилетия.
На сегодняшний день серьёзным вызовом для арктического рынка труда является необходимость количественного и качественного улучшения человеческих ресурсов в сфере морской деятельности. Ответом на этот вызов должна стать кадровая политика, ориентированная на реализацию комплекса стратегических задач на Арктическом региональном направлении национальной морской политики и нацеленная на развитие структуры образования со специализацией на все виды морской деятельности.
Не менее важной проблемой, как подготовка персонала для работы на шельфе и в Мировом океане, становится проблема подготовки научных кадров и преподавателей для высшей школы по всем названным выше задачам, включая подготовку специалистов по подводным технологиям, технологиям LNG и ряду других направлений, необходимых для освоения современных методик подготовки персонала, обеспечивающего освоение ресурсов шельфа и Мирового океана. К сожалению, таких специалистов-преподавателей в России в настоящее время нет.
На сегодняшний день подготовка кадров осуществляется на базе Мурманского государственного технического университета, Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина, школы профессионально-технического обучения ФГУП «Арктикморнефтегазразведка». Исходя из этого можно убедиться в эффективности интеграционных моделей, позволяющих обеспечивать подготовку кадров от профессии квалифицированного рабочего до получения степени магистра. Положительный эффект заключается в обеспечении преемственности образовательных программ, рациональном использовании ресурсов, включая учебно-тренажёрную базу, повышении профессионального уровня преподавательского состава, формировании модели непрерывного образования по подготовке кадров для нефтегазового комплекса в Арктическом регионе. Интеграция образовательных и интеллектуальных ресурсов в рамках созданной Арктической ассоциации университетов России ориентирована на развитие инновационных процессов в АЗРФ. Цель ассоциации состоит в организации совместной деятельности университетов и научных учреждений по подготовке квалифицированных кадров и проведению научных исследований, обеспечивающей изучение, эффективное комплексное освоение, сохранение и переработку углеводородных, минеральных и биологических ресурсов в Арктическом регионе России.
В целях кадрового обеспечения освоения и развития нефтегазовых проектов в регионе Российской Арктики ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» и ГМА им. адм. С. О. Макарова приняли решение о создании в г. Мурманске многофункционального учебно-тренажерного центра подготовки специалистов по выживанию на море.
Широкий спектр вопросов сотрудничества двух ведущих организаций отрасли включает:
1. Методическую проработку обеспечения безопасности морских операций на объектах континентального шельфа.
2. Практическую подготовку членов экипажей судов, буровых платформ, морских лоцманов и др. категорий специалистов по выживанию на море, использованию спасательных средств, борьбе с пожарами, оказанию доврачебной и медицинской помощи и др.
3. Подготовку и стажировку преподавателей академии на объектах шельфа.
4. Подбор и подготовку молодых специалистов для перспективных объектов АМНГР.
5. Обеспечение практики курсантов и студентов академии.
6. Поддержку средних образовательных учреждений г. Мурманска и их профориентацию для последующего обучения и работы в морских организациях.
В настоящее время ФГУП АМНГР является единственным государственным предприятием в Российской Федерации, способным собственными силами обеспечить выполнение полного комплекса морских поисково-разведочных работ, включая проектирование, строительство скважин, научную обработку полученных данных и подсчет запасов.
В силу труднодоступности и слабой изученности морской среды морская деятельность обладает большим инновационным потенциалом.
Морской доктриной РФ на период до 2020 года определен комплекс задач по их развитию, реализация которых имеет решающее значение для перехода экономики АЗРФ на инновационный путь развития:
- разработка и внедрение новых видов техники и технологий для освоения морских месторождений полезных ископаемых и водных биологических ресурсов в арктических условиях;
- модернизация флота и строительство новых судов, соответствующих международным стандартам;
- развитие прибрежно-портовой инфраструктуры;
- создание условий для базирования составляющих морского потенциала;
- развитие глобальных информационных систем, обеспечивающих морскую деятельность.
Необходимо решить следующие вопросы:
1. Подготовка кадров с высшим образованием и обеспечение ими северных регионов для инновационного развития экономики и социальной сферы Севера и Арктики;
2. Взаимодействие вузов с предприятиями, региональной и местной властью в целях определения потребностей в кадрах по инновационным специальностям;
3. Развитие высшего образования в районах Крайнего Севера.
Переход регионов Севера и Арктики на инновационный путь развития является необходимым условием их жизнедеятельности и дальнейшего развития.
Реализация стратегии инновационного развития северных регионов в первую очередь зависит от использования кадрового потенциала, его квалификации, профессионализма, компетентности, нацеленности на инновационную деятельность и подготовленности к ней.
Формирование системы подготовки кадров с высшим образованием для инновационного развития Севера и Арктики должно проводиться на основе комплексного подхода и интеграции существующего экономического, образовательного и научного потенциала.
Ряд рекомендаций Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации:
1. В части совершенствования законодательства об образовании;
2. Создания и развития системы федеральных университетов и национальных исследовательских университетов в регионах севера и Арктики с учетом необходимости опережающего инновационного развития этих территорий, в том числе создание базовых кафедр, филиалов ведущих российских вузов, институтов ран в районах севера и Арктики; создание северного федерального университета и формирование его как крупного научно-образовательного и инновационного центра, ориентированного на подготовку специалистов и научные исследования для освоения районов Арктики;
3. Разработки системы мер поддержки молодых научно-педагогических кадров и специалистов инновационного профиля, приезжающих на работу в районы Крайнего Севера и Арктики, включая обеспечение их благоустроенным жильем.
4. Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано разработать и реализовать программы поддержки инновационно-образовательной деятельности, в том числе оказывать содействие в использования механизмов частно-государственного партнерства в сфере высшего образования с целью обеспечения отраслей экономики и социальной сферы высокопрофессиональными кадрами; стимулировать создание специализированных учебных центров подготовки кадров малого предпринимательства, в том числе для коренных малочисленных народов Севера.
Литература:
1. Богданчиков С. М. Ключевые факторы развития нефтегазового комплекса России и НК «Роснефть». // «Нефть, газ, бизнес». № 4. С.16–17.
2. Фадеев А. М. Совершенствование экономических подходов к управлению освоением морских углеводородных месторождений Арктики. Апатиты. Изд. Кольского научного центра РАН, 2012.
3. Чумаков Д. С. Основные векторы международного сотрудничества в Арктике. // «Вестник Московского университета». Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2011. № 2, С.41–61.