На протяжении долгого периода времени для российской экономики остро стоят проблемы низкого уровня диверсификации экспорта и его сырьевой направленности. Так по данным Федеральной Таможенной службы, основой российского экспорта в 2012 году в страны дальнего зарубежья были топливно-энергетические товары, удельный вес которых в общем объеме экспорта составил 73,0 %, а в странах СНГ — 55,4 %. На высокотехнологичную продукцию пришлось всего 5 %, в то время как в Китае данный показатель 22 %, в Южной Корее — 38 %, а в Швейцарии — свыше 60 %. Поэтому на данном этапе к важнейшим направлениям экономической политики России относится увеличение доли продукции с высокой степенью переработки в структуре экспорта и повышение конкурентоспособности продукции на внешнем рынке.
К основным факторам, сдерживающим наращивание отечественного экспорта промышленной продукции, следует отнести высокие риски финансовых потерь экспортеров при проведении экспортных операций и невыигрышные условия кредитования российскими банками по сравнению с множеством иностранных экспортеров (это и короткие сроки кредитов, и большие процентные ставки).
Финансовые риски связаны непосредственно с тем, что отечественные компании-экспортеры в немалой степени ориентированы на рынки стран СНГ и развивающихся стран, поскольку уровень конкурентоспособности кредитов для российских компаний недостаточен для поставок товаров на рынки развитых стран. Несмотря на это, поставки национальными экспортерами на вышеупомянутые рынки нуждаются в помощи со стороны государства.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития, предлагаемой Министерством экономического развития РФ, к 2020 году планируется рост экспорта высокотехнологичной продукции более чем в 6 раз (до 110–130 млрд долларов США). Для реализации поставленной цели неизбежно проведение адекватной государственной политики по поддержке отечественных экспортеров.
В мире существует множество различных направлений по поддержке экспортеров. Основным является финансовая поддержка в виде страхования экспортных кредитов, благодаря которым появляется возможность защитить экспортеров от рисков, возникающих при экспортном кредитовании. Данный вид содействия в большинстве развитых стран благополучно применяется с середины 20 века.
Государственное страхование экспорта традиционно осуществляется на случаи банкротства покупателя (импортера), неплатежа, расторжения контракта, военных действий и гражданских беспорядков и национализации.
В Российской Федерации финансовая поддержка экспорта в виде страхования экспортных кредитов находится лишь на ранней стадии своего развития (в отличие от таких стран как Германия, США, Швейцария и Франция), и объемы финансирования на эти цели очень малы в сравнении с другими странами. Мы считаем, что можно объяснить тем, что российские банки, чаще всего являющиеся коммерческими структурами, не готовы к огромному риску, связанному с вложениями средств в поддержку национальной экспортной системы. Для изменения положения дел в рассматриваемом вопросе необходимо использовать в своих интересах международный опыт страхования экспортных кредитов.
В таблице 1 приведен рейтинг российских страховых компаний за 2012 год, занимающихся страхованием экспорта.
Таблица 1
ТОР 10 крупнейших страховых компаний, занимающихся страхованием экспорта
№ |
Название |
Сумма выплат (тыс. руб. + % от всего рынка) |
1 |
Группа Ренессанс Страхование |
476 663 (40.87 %) |
2 |
РЕСО-Гарантия |
134 399 (11.53 %) |
3 |
АльфаСтрахование |
110 123 (9.44 %) |
4 |
Ингосстрах |
85 118 (7.30 %) |
5 |
Компания Банковского Страхования |
81 478 (6.99 %) |
6 |
СОГАЗ |
53 753 (4.61 %) |
7 |
КАРДИФ (СК) |
51 290 (4.40 %) |
8 |
Альянс |
41 018 (3.52 %) |
9 |
Дженерали ППФ общее страхование |
38 030 (3.26 %) |
10 |
ЦЮРИХ |
12 616 (1.08 %) |
В мировой практике в наибольшей степени поддержку экспортным операциям оказывают не банки, а крупные экспортно-импортные агентства (государственные, полугосударственные или частные), которые страхуют коммерческие и политические риски во внешнеэкономической деятельности.
Экспортные кредитные агентства (ЭКА) применяются в качестве инструмента государственной финансовой поддержки экспорта как обычной, так и машиностроительной продукции с высокой добавленной стоимостью (авиатехника, технологическое комплектное оборудование, энергосиловое оборудование) при поставках в страны с развивающейся экономикой.
Экспортные агентства начали создаваться в целях активизации экспорта после Первой мировой войны. В настоящее время они работают в более чем 80 странах, и количество крупных экспортных кредитных агентств в мире превышает 50. Данные агентства объединены в Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций — Бернский союз. Под различные рычаги страховой, гарантийной и финансовой поддержки членов союза попадает примерно 10 % мировой торговли. На рис. 1 представлены объемы государственной гарантийно-страховой поддержки экспорта в некоторых странах.
Рис. 1. Объемы государственной гарантийно-страховой поддержки экспорта в некоторых странах.
Основная цель у всех ЭКА — это поддержать при помощи кредитных или страховых инструментов национальный экспорт, притом не просто поддержать, а поддержать именно тот, который тяжело развивается. При этом часто необходимы специальные условия кредитования покупателей (к примеру, многолетняя отсрочка платежа), которые частные и государственные производители не могут позволить себе предоставить покупателям без государственной поддержки в виде страхования.
Политика в сфере финансовой поддержки экспорта координируется такими значимыми международными организациями, как ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и ВТО (Всемирная торговая организация). В рамках ОЭСР разработано и удачно используется специальное соглашение по официально поддерживаемым экспортным кредитам. Этот документ представляет из себя «джентльменское соглашение» и не носит характер законодательного акта ОЭСР. Его основной целью является упорядочение рынка экспортных кредитов, предотвращение демпинга в отрасли. Также оно регулирует минимальные ставки по финансированию и страхованию экспортных кредитов. [4]
Типичного экспортного кредитного агентства или единой модели не существует. При единстве целей, объектов и условий страхования экспорта ЭКА имеют колоссальные различия, связанные с их направленностью на потребности местных компаний.
Что касаемо России, то в 1994 году для оказания услуг по кредитованию внешней торговли был учрежден Экспортно-Импортный банк (Росэксимбанк) в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации № 633 от 7.07.93 «Об образовании Российского экспортно-импортного банка» и № 16 от 11.01.94 «О Российском экспортно-импортном банке», который вел довольно неприметную деятельность. Росэксимбанку за годы своей деятельности не удалось занять значительное место в финансировании внешней торговли. Так в бюджете на 2004 г. на цели гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции выделилось 500 млн. долл. и на 2005 г. — 600 млн., но они были использованы лишь частично.
В итоге Росэксимбанк не создал эффективно работающую систему государственного страхования рисков при экспортных операциях. Мы думаем, что это связано, прежде всего, с тем, что агентская функция Росэксимбанка — это предоставление от лица Минфина суверенных гарантий российским экспортерам, а страхование экспортеров и суверенные гарантии — два взаимодополняющих инструмента. Гарантии используются в случаях, когда отечественный экспортер обязан в силу закона или контракта предоставить своему иностранному покупателю гарантию, что российская продукция, продаваемая им, будет поставлена в срок. Следовательно, Росэксимбанк был создан для поддержания экспорта путем создания специального механизма гарантий.
В 2007 году функции экспортного агентства перешли во Внешэкономбанк. На его основе было принято решение создать инвестиционную структуру — государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". Корпорация унаследовала название Внешэкономбанка, руководство осталось прежним. [2]
В Меморандуме о финансовой политике зафиксировано, что Внешэкономбанк должен осуществлять финансовую и гарантийную поддержку экспорта промышленной продукции, страхование экспортных кредитов или кредитных линий в соответствии с целями и функциями своей деятельности. [4]
Процедура страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков Внешэкономбанком утверждался Правительством РФ. Максимальный размер обязательств Внешэкономбанка, связанных с осуществлением гарантийной поддержки экспорта и (или) страхования, в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков не должен был превышать 25 % размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка.
Объектом страхования являлся кредитный риск, который возникал при предоставлении экспортером коммерческого кредита иностранному юридическому лицу — покупателю в виде отсрочки или рассрочки платежа по экспортному контракту, и кредитный риск, возникающий при предоставлении банком — резидентом РФ кредита иностранному юридическому лицу — получателю российской экспортной продукции для оплаты экспортного контракта или банку иностранного юридического лица для финансирования покупки иностранным юридическим лицом российской экспортной продукции.
Но практика показала, что один институт быть страховщиком и кредитором на данном этапе не может. Это весьма сложный процесс с точки зрения внутренних документов, баланса, резервов и прочего. Поэтому в целях формирования целостной и эффективной системы государственной финансовой поддержки экспорта в России и выделения в самостоятельную структуру функции по страхованию экспортных кредитов 28 июля 2010 г. на заседании Наблюдательного совета ВЭБ принято решение о создании российского государственного агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций в форме открытого акционерного общества со 100 % участием Внешэкономбанка в его уставном капитале.
В октябре 2011 произошла государственная регистрация Экспортного страхового агентства России (ЭКСАР). Кроме Внешэкономбанка, сегодня с Агентством сотрудничает Сбербанк, который объясняет свои действия большим потенциалом недавно созданной государственной компании, и банк ВТБ, заключивший с ЭКСАР соглашение о стратегическом сотрудничестве.
При создании ЭКСАР, безусловно, учитывался мировой опыт. Был взят на вооружение самый передовой опыт в практике зарубежных экспортных агентств. Также к моменту создания Агентства имелся ряд соглашений о сотрудничестве с агентствами, в прошлом являющимися партнерами Внешэкономбанка. К числу таких агентств относится немецкое «Гермес» и итальянское SACE.
К стратегическим направлениям деятельности Агентства относится:
- развитие современной системы финансирования экспорта, обеспеченного страховым покрытием Агентства;
- поддержка экспортно ориентированных субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства);
- страховая поддержка экспорта товаров и услуг российского производства;
- страховая поддержка российских инвестиций за рубежом.
Клиентами Агентства являются российские экспортеры, в том числе малые и средние предприятия, а также российские и иностранные кредитные организации и банки, предоставляющие финансирование российским экспортерам и обслуживающие внешнеторговые операции. [1]
Формально ЭКСАР — это коммерческая структура. Но получаемая агентством прибыль полностью направляется на формирование резерва для страховых операций. Его страховая емкость составляет 300 млрд руб. Агентство может покрывать до 95 % убытков по каждой застрахованной сделке в случае реализации политического риска и до 90 % — в случае коммерческого риска.
Приоритетными регионами (странами) — потребителями российского экспорта для деятельности ЭКСАР являются ключевые партнеры РФ, обладающие потенциалом с точки зрения укрепления позиций российских экспортеров на традиционных рынках, выхода на новые рынки, расширения объемов экспорта продукции высокотехнологичных и инновационных отраслей России.
В табл. 2 и 3 приведено распределение совокупного лимита страховой ответственности ЭКСАР в 2012 году. Данное распределение построено на основе многофакторной математической модели, учитывающей как приоритетность регионов, так и риски, связанные с ними.
Таблица 2
Распределение страховой ЭКСАР емкости по отраслям
Отрасль |
Страховая емкость, млрд руб. |
Доля страховой емкости, % |
Летательные аппараты, космические аппараты |
31 |
10,3 |
Продукты животного и растительного происхождения |
25 |
8,3 |
Железнодорожный транспорт, путевое оборудование |
39 |
13,0 |
Суда, лодки, плавучие конструкции |
33 |
11,0 |
Средства наземного транспорта |
33 |
11,0 |
Текстильные материалы и изделия |
19 |
6,3 |
Энергетическое машиностроение и электротехника |
34 |
11,3 |
Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности |
29 |
9,7 |
Радиотехника и электротехника |
28 |
9,3 |
Прочие отрасли, работы и услуги |
29 |
9,7 |
ИТОГО |
300 |
100 |
Таблица 3
Распределение страховой емкости ЭКСАР по регионам
Регион |
Страховая емкость, млрд руб. |
Доля страховой емкости, % |
Азия |
106 |
35,3 |
Африка |
29 |
9,7 |
Латинская Америка |
54 |
18,0 |
Северная Америка |
5 |
1,7 |
Австралия и Океания |
10 |
3,3 |
СНГ |
64 |
21,3 |
Восточная Европа |
27 |
9,0 |
Западная Европа |
5 |
1,7 |
ИТОГО |
300 |
100 |
По стратегии деятельности ЭКСАР планировалось, что к концу 2014 года через систему страхования экспортных кредитов будет реализовываться 10 % российского несырьевого экспорта, страховое покрытие будет предоставлено более 3000 экспортерам и объем поддержки будет составлять приблизительно 500 млрд рублей.
По состоянию на 2013 год ЭКСАР рассматривает возможность страхования в течение года более 40 проектов на сумму около 90 млрд руб., что позволит обеспечить страховой поддержкой свыше 15 % всего российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств, строительных и инженерных услуг в указанный период.
На рассмотрении находятся проекты в таких отраслях, как сельское хозяйство, энергетика, транспортное машиностроение, металлургия, авиастроение, автомобилестроение, приборостроение и химическая промышленность. Проекты включают поставки российской продукции в Казахстан, Белоруссию, на Украину, в Туркменистан, Азербайджан, Киргизию, Индонезию, Мозамбик, Кубу, Турцию, Вьетнам, Ирак, Монголию, Аргентину и Индию.
По итогам 2012 г. ЭКСАР предоставило страховую защиту по 15 экспортным проектам с общим объемом поддержанного экспорта в 14 млрд руб. В рамках этих проектов экспортные поставки российской продукции осуществлялись в Испанию, Колумбию и на Кубу, во Вьетнам, Индию, Китай, на Украину и в Белоруссию. [2]
На рис. 2 изображена динамика изменения экспорта машин, оборудования и транспортных средств из России за ряд лет.
Рис. 2. Экспорт машин, оборудования и транспортных средств из России.
Важно отметить, что с началом деятельности ЭКСАР наблюдается рост экспорта высокотехнологичной продукции. Так в 2011 г. доля экспорта машин и оборудования встраны дальнего зарубежья составила 3,3 %, а в 2012 г. — 3,5 %. Стоимостной объем поставок машин и оборудования в 2012 г. по сравнению с 2011 годом увеличился на 8,7 %, в том числе: механического оборудования — на 12,4 %, электрического оборудования — на 12,5 %, железнодорожного оборудования — на 21,1 %, инструментов и аппаратов оптических — на 5,0 %.
Похожая картина наблюдается и в товарной структуре экспорта в страны СНГ. Доля экспорта машин и оборудования в 2012 году составила 13,1 %, а в 2011 году — 12,5 %. Стоимостной объем экспорта железнодорожного оборудования возрос на 7,6 %, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного — на 31,7 %. Физический объем экспорта легковых автомобилей возрос на 44,8 %. [3]
В завершение, хотелось бы отметить, что страхование экспортных кредитов является необходимым финансовым механизмом, поэтому действия по созданию в России государственного агентства по страхованию экспорта являются оправданными и необходимыми на пути диверсификации российской торговли.
Полноценное функционирование государственной системы поддержки экспорта вообще и агентств по страхованию экспорта в частности способствует развитию внешнеторгового потенциала страны, оказывает положительное воздействие на структуру внешней торговли и позволяет снизить макроэкономические риски в случае падения спроса среди зарубежных партнеров на один или несколько ключевых товаров.
На наш взгляд, дальнейшее совершенствование системы поддержки экспорта в России возможно за счет ее усиления на региональном уровне, расширения набора инструментов поддержки (в том числе, ориентированных на малые и средние предприятия, начинающих экспортеров), постепенного увеличения ее объемов, облегчения условий получения, а также унификации критериев поддержки. Россия должна продолжать опираться на зарубежный опыт и применять его к себе с учетом местной специфики.
Литература:
1. ЭКСАР — Экспортное страховое агентство России. Профиль деятельности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.exiar.ru/about/profile/ — Загл. с экрана;
2. РосБизнесКонсалтинг. Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rbc.ru/companies/vnesheconombank.shtml — Загл. с экрана;
3. Все о таможне. ФТС: Экспорт-импорт России важнейших товаров за январь-ноябрь 2012 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tks.ru/news/nearby/2013/01/14/0011 — Загл. с экрана;
4. Внешэкономбанк. Аналитический штаб поддержки экспорта. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.veb.ru/press/publications/arch_publications/index.php?id_19=28236 — Загл. с экрана.