Фортепианный цикл для юношества в творчестве Р. К. Щедрина (р.1932): к 80-летию композитора (по материалам выступления на научно-практической конференции студентов факультета музыкального искусства ЮУрГИИ им.П. И. Чайковского 17 апреля 2013) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Музыковедение

Опубликовано в Молодой учёный №6 (53) июнь 2013 г.

Статья просмотрена: 2609 раз

Библиографическое описание:

Титова, С. С. Фортепианный цикл для юношества в творчестве Р. К. Щедрина (р.1932): к 80-летию композитора (по материалам выступления на научно-практической конференции студентов факультета музыкального искусства ЮУрГИИ им.П. И. Чайковского 17 апреля 2013) / С. С. Титова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 773-775. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7116/ (дата обращения: 15.11.2024).



Образовательная область «Познавательное развитие».

  1. Цель: совершенствование интеллектуально — творческого, логического мышления.
  2. Задачи:

Образовательные задачи :

— Закрепить навыки количественного и порядкового счета до 5,

— Упражнять отвечать на вопросы «сколько?» , «который по счету?» , «на котором месте?» ;

— Систематизировать умения сравнивать по длине, обозначать результаты сравнения словами: длиннее — короче, выше — ниже;

— Обобщить умения соотносить цвета.

Развивающие задачи:

— Развить речь, познавательные способности, умение рассуждать;

— Развить умение, решать простые задачи, используя цифры и знаки.

— Развить внимание, память, логическое мышление пространственное мышление.

— Развить конструктивные и творческие способности.

— Развить мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

— Воспитать интерес, любознательность.

— Воспитать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;

— Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми.

  1. Планируемые результаты: Повысилась познавательная мотивация, развитие интеллектуальных и творческих способностей, любознательности. Изменились представления об объектах окружающего мира: (цвете, количестве, числе, пространстве). Улучшилась мелкая моторика пальцев рук. Владеет речью, установились умения рассуждать, сравнивать. Развитие психических процессов, эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
  2. Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, конструктивная, познавательная, двигательная.
  3. Методы и приемы: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.
  4. Активизация словаря: длиннее — короче, выше — ниже, больше — меньше, озеро Айс, плоды знаний, Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, малыш Гео.
  5. Предварительная работа: дидактические игры «Величина»: «Завяжем кукле бантики», «Сравним ленты», «У кого хвост длиннее?» https://www.maam.ru/, дидактические игры «Счет»: «Что изменилось?», «Первый, последний» https://www.maam.ru/, дидактическая игра «Теремок» с двухцветным квадратом https://nsportal.ru/, Воскобович В. В. «Тайна ворона Метра», пальчиковые игры с массажерами Су- Джок»: mdou114.edu.yar.ru
  6. Материал и оборудование:

Раздаточный:

Двухцветные квадраты — 10 шт.;

Кольца Су-Джок — 10 шт.;

Демонстрационный:

РППС «Фиолетовый лес» Малыш Гео, сказочные гномы, разноцветные веревочки, мышонок, мама Мышь, Медвежонок Мишик, маленькие и большие листики, «Набор цифр и знаков Ларчик», «Чудо Лепестки Ларчик».

Информационно-коммуникативные технологии:

Смартфон, магнитофон.

  1. Индивидуальная работа:

Вика К. — следить за произношением слов: длиннее — короче, Никита Б — развивать умение сравнивать и употреблять в речи слова больше — меньше.

Ход деятельности:

1 Часть Вводная

Организационный момент

Воспитатель:

—Яздороваюсь везде —

Дома и на улице,

Даже «Здравствуй» говорю

Я соседской …

Дети...курице. (Дети показывают «крылышки»)

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце)

Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо)

Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок»)

Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок»)

Здравствуй, Утро! (Жест, вправо)

Здравствуй, День! (Жест, влево)

Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)

Сюрпризный момент

Видеообращение: «Дорогие друзья! Я Мальчик Гео, живу в Фиолетовом лесу и помогаю жителям получать новые знания с помощью Большого Дерева Знаний. Но вчера на наш лес налетел сильный ветер, сорвал все плоды с Дерева Знаний и они разлетелись по фиолетовому лесу. Ребята, помогите, пожалуйста, собрать потерянные плоды Большого Дерева Знаний».

Воспитатель: —Ребята, что же нам делать? (найти плоды знаний)

Ответы детей.

Воспитатель: —Агде же их найти? (В Фиолетовом лесу)

Ответы детей.

Воспитатель: —Тогда не будем терять времени и отправляемся в путь.

Дети идут по кругу.

Отправляемся в поход,

Лес волшебный нас зовет.

раз — присели,

два — поднялись,

три — налево посмотрели,

на четыре мы пойдем,

в лес волшебный попадем!

Звучит фонограмма «Пение птиц».

2 Часть Основная

Воспитатель: —Как вы думаете, где мы с вами оказались? (в фиолетовом лесу)

Ответы детей

Воспитатель: —Давайте подойдем поближе и рассмотрим его. Каких необычных жителей вы видите? (Гномы)

Ответы детей.

Веселый счет «Посчитай гномов»

Воспитатель: —Правильно, это — гномы, жители фиолетового леса. Чем они отличаются?

Ответы детей.

Воспитатель: —Правильно. Каждый гном имеет свой цвет и свое имя. Давайте вспомним, как их зовут (Кохле, Охле, Желе,Зеле, Селе).

Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько гномов? Посчитать.

Ответы детей.

Воспитатель: —Правильно, давайте посчитаем гномов.

Просит одного из детей посчитать количественным счетом.

Ответы детей.

Воспитатель: —Атеперь давайтепосчитаем по порядку гномов. Считаем слева направо. Кто желает? (первый, второй, третий)

Ответы детей.

Воспитатель: —Назовите имя первого гнома? Какой по счёту расположен Охле? Какой по счёту Зеле? Между Кохле и Желе какой гном стоит?

Ответы детей.

Воспитатель: —Ребята, посмотрите, гномы какие-то грустные. Подождите, тише, тише, я слышу их шепот. Оказывается на небе появились облака, подул легкий ветерок и перепутал их шарики, и они разлетелись по всему лесу.

Воспитатель . Ребята, что значит «легкий ветерок»?

Ответы детей.

Воспитатель . — Попробуем это показать все вместе.

Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» 3–4 раза.

Игра «Найди гному шарик» («Чудо — лепестки»).

Воспитатель: —Адавайте, развеселим их и найдем каждому гномику его воздушный шарик. (Дети выполняют задание, воспитатель оценивает правильность выполнения).

Игра «У кого выше улетел шарик?

Воспитатель: — У каждого гнома свой шарик, но теперь гномы начали ссориться и ворчать, у кого шарик улетел выше всех? Кохле кричит, у меня, А Охле ворчит, нет у меня! Давайте помирим гномов и определим, у кого шарик улетел выше всех? У кого ниже?

Ответы детей.

Воспитатель: — Почему шарики улетели на разную высоту? (Чем длиннее веревочка, тем выше поднимается шарик).

Ответы детей.

Воспитатель: —Укого из гномов самая длинная веревочка? У кого самая короткая? Как это можно определить?

Ответы детей.

Воспитатель вместе с детьми располагает веревочки друг под другом, предлагает показать длинную, короткую веревочку и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной веревочки по сравнению с оранжевой?», «Что можно сказать о длине оранжевой веревочки по сравнению с красной?».

Воспитатель: —Посмотрите, наконец-то нам удалось помирить гномов. Они вновь стали весёлыми и дружными. В знак благодарности за помощь дают нам первый плод знаний. (Дети благодарят гномов).

Ответы детей.

Воспитатель просит одного из детей прикрепить плод знаний на дерево.

Воспитатель: —Ребята, а давайте мы немного отдохнем и еще чуть-чуть поиграем с гномами. Смотрите, а вот и чудесная полянка для отдыха! (На полу — коврик с подушками).

Игровой массаж с использованием массажного кольца Су-Джок. (сначала одной, затем другой рукой)

Физминутка:

Гномик Кохле хочет спать, (Загните мизинец).

Гномик Охле лег в кровать, (загните безымянный палец)

Гномик Желе прикорнул, (загните средний палец)

Гномик Зеле уж заснул, (загните указательный палец)

Гномик Селе давненько спит… (загните большой палец)

Кто у нас еще шумит? Геле и Феле? (Погрозите пальчиком другой руки)

Тише, тише, не шумите,

Гномиков не разбудите!

Воспитатель: —Ребята, подскажите мне, какое время года сейчас наступило?

Ответы детей.

Воспитатель: —Правильно, весна. И в Фиолетовом лесу тоже наступила весна. Назовите первые признаки весны.

Ответы детей

Игра «Помоги мышатам сосчитать листочки».

Воспитатель: —Мама Мышь проснулась после зимы и решила украсить свой дом листочками, попросила своего мышонка принести 2 зеленых маленьких листочка. (Просит одного ребенка выполнить задание). Ребенок выполняет задание.

Воспитатель: —Затем Мама Мышь еще нашла три больших листочка (Просит одного ребенка выполнить задание). Ребенок выполняет задание.

Воспитатель: — Сколько Мама Мышь нашла листочков?

Ответы детей.

Воспитатель: — Вот пришли они домой. Кстати, как называется мышкин дом?

Ответы детей.

Воспитатель: — Правильно, мышкин дом называется нора. Вот пришли Мама Мышь и мышонок в норку и решили узнать, сколько же они принесли листочков? Но никак не могут сосчитать. Давайте поможем им сосчитать листочки.

Ответы детей.

Воспитатель: — Сколько маленький мышонок нашел листочков? Просит найти цифру, обозначающую количество листочков (2).

Ответы детей.

Воспитатель: — Сколько Мама Мышь нашла листочков? Просит найти цифру, обозначающую количество листочков (3).

Ответы детей.

Воспитатель: 3 большихлисточка и 2 маленьких, сравните, что больше? Какое число больше: 3 или 2?

Ответы детей.

Воспитатель: 2 маленьких листочка и 3 больших сравните, что меньше? Какое чисто меньше: 2 или 3?

Ответы детей.

Воспитатель: —Акак узнать, сколько листочков они нашли вместе? Просит одного из детей посчитать.

Ответы детей.

Воспитатель: —Правильно чтобы узнать, сколько листочков они нашли вместе, нужно их сложить. В математике сложение чисел обозначается знаком «плюс». (Ребенок находит «плюс»). После сложения чисел в математике пишут знак «равно». (Ребенок находит «равно»). Итак, 2+3=5

Воспитатель: —Значит, назовите мне ответ, сколько листочков мышонок и Мама Мышь собрали вместе?

Ответы детей.

Воспитатель: — Молодцы ребята, с заданием справились, и Мама Мышь дает второй Плод Знаний. Просит ребенка прикрепить Плод к Дереву Знаний. Дети благодарят Мышь

Конструирование лодочки из двухцветного квадрата.

Воспитатель: — Ой, ребята, слышите, кто-то плачет. Да это же Медвежонок Мишик. Оказывается, Мишик в Фиолетовом лесу собирал ягоды и заблудился, на его пути Озеро Айс. А его дом находится на другом берегу реки, возле леса. Помогите Мишику вернуться домой и преодолеть озеро Айс. На чём он сможет перебраться (на лодочке, плоте, кораблике).

Ответы детей.

Воспитатель: —Правильно, молодцы, давайте мы Мишику поможем переплыть озеро на лодочке, которую сконструируем самостоятельно из нашего волшебного квадрата.

Воспитатель: —Рассмотрите его, какой он необычный, сколько у него углов, сколько сторон и какие фигуры вы увидели в квадрате? (У квадрата четыре уголочка, четыре стороны и внутри маленькие зелёные треугольники!).

Ответы детей.

Воспитатель: —Это волшебный квадрат и мы с вами волшебники и будем сейчас колдовать! Давайте сначала вспомним, что мы уже умеем конструировать из такого квадрата?

Ответы детей.

Воспитатель: —Да, правильно, мы уже с вами делали: дом ежика, мышь, конфету. Расположите зелёный квадрат так, как мы с вами начинали делать конфету. Кто мне может напомнить, как расположить квадрат?

Ответы детей.

Воспитатель: —Совершенно верно, чтобы один из его уголочков смотрел вам в животик, как у меня! У всех получилось?

Ответы детей.

Воспитатель: —Кто мне напомнит, что делаем дальше?

Ответы детей.

Воспитатель: —Правильно. Загибаем правой рукой правый уголочек к серединке квадрата и держим его. А левой рукой загибаем левый уголочек так, чтобы наш правый уголок встретился с ним посередине! Наши уголочки должны смотреть друг на друга! Наш зелёный квадрат превратился в конфетку! А как же «конфету» превратить в лодочку кто догадался? (правую часть конфеты соединяем с левой частью пополам).

Ответы детей.

Воспитатель: —Какие же красивые лодочки у вас получились! Теперь наш Медвежонок Мишик сможет сам переправиться и друзей своих взять с собой, но нам пора идти дальше! До свидания, Медвежонок Мишик!! Медвежонок Мишик благодарит детей за помощь. И дает еще третий плод знаний. (Дети тоже благодарят Мишика).

Воспитатель просит прикрепить плод знаний на дерево.

Воспитатель: —Сколько плодов мы нашли?

Ответы детей.

Воспитатель: —Сколько добрых дел сделали, столько и получилось плодов. (Всего 3). Ребята, мы прошли все испытания и собрали недостающие плоды Большого Дерева Знаний.

Видообращение: На экране появляется малыш Гео.

Гео: — «Как здорово, что все плоды нашлись! Ребята, раз вы смогли собрать все-все плоды, значит, вы много знаете и умеете. Спасибо большое вам, ребята!»

Воспитатель: —Асейчас, нам пора возвращаться в наш детский сад, наверняка нас игрушки уже заждались!

Дети идут по кругу.

Отправляемся в поход,

Детский садик нас зовет

раз — присели,

два — поднялись,

три–налево посмотрели,

на четыре мы пойдем

в Детский сад попадем!

3 часть Заключительная

Воспитатель:

—Ребята, где мы с вами побывали? (В фиолетовом лесу).

— Кому мы сегодня помогли? (Гномам, мышатам, медвежонку Мишику).

— Какое задание выполняли первым? (Помогали гномам найти свои лепестки, узнать у кого «выше» или «ниже» улетел шарик, у кого из гномов «длиннее» «короче» веревочка).

— Ответы детей.

— Для чего мы это все делали? (чтобы найти плоды знаний и помочь жителям фиолетового леса)

— Что нового узнали? (Чтобы узнать на каком месте находится предмет нужно посчитать порядковым счетом, узнали, как записать задачу с помощью цифр и знаков, узнали как из конвертика сложить лодочку).

— Ответы детей.

— Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: —Мне очень понравилось, как вы помогали жителям фиолетового леса . Какие были внимательные, дружные! Все молодцы, каждый из вас справился с заданием! На этом нашезанятие закончено .

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказы и письма Министерства образования и науки РФ. — М.:ТЦ Сфера, 2015. — 96с.

2. Воскобович В.В, Л. С. Вакуленко, О. М. Вотинова. «Фиолетовый лес» Развивающая предметно-пространственная среда Методическое пособие. — 2017г: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017г. — 176с.

3. Воскобович В. В. «Тайна ворона Метра» — М., 2007

4. Интернет-ресурсы: https://www.prodlenka. «Пальчиковые игры с Су- Джок массажерами».

Основные термины (генерируются автоматически): Деревенская плакальщица, Обращение аккорда, Петровский кант, пьеса, распев, инструктивно-технический характер, Разговор, Русский трезвон, Хор.


Похожие статьи

Конспект НОД с использованием ИКТ «Балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» — 125 лет!» в подготовительной к школе группе

Обращение к материалам родных литератур студентов международного факультета ТГПУ им. Л. Н. Толстого в аудиторной и внеаудиторной деятельности

Конспект НОД для детей 6–7 лет по художественно-эстетическому развитию «Волшебное звучание музыкальных инструментов симфонического оркестра»

Фортепианная сюита «Игрушки на елке» («The Christmas Tree») В. И. Ребикова: особенности композиционного строя и воплощения образного ряда

Фортепианный цикл для детей второй половины ХХ века (на примере художественного языка и композиции «Музыкальных игрушек» С.А. Губайдулиной)

Управленческий консалтинг в области информационных технологий: на примере деятельности ГБОУ ВО «ЮУРГИИ им. П. И. Чайковского» в 2015–2016 уч. году

Анализ текстов А.С.Пушкина в свете составления полного электронного конкорданса писателя

Статья представляет собой переработанный текст доклада, прочтённого на XLVI Виноградовских чтениях («Виноградовская традиция в современном анализе художественного текста», Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 12 января 2015 го...

Литературно-музыкальная гостиная «Времена года в поэзии А. С. Пушкина»: внеклассное мероприятие для 6–8 классов

Конспект музыкального занятия «В стране кошек» на тему «Вокальное слово и дикция» для разновозрастной группы детского сада

Экологический исследовательский проект по обществознанию в 5 классе на тему «Белое озеро — жемчужина г. Томска» (из опыта работы)

Похожие статьи

Конспект НОД с использованием ИКТ «Балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» — 125 лет!» в подготовительной к школе группе

Обращение к материалам родных литератур студентов международного факультета ТГПУ им. Л. Н. Толстого в аудиторной и внеаудиторной деятельности

Конспект НОД для детей 6–7 лет по художественно-эстетическому развитию «Волшебное звучание музыкальных инструментов симфонического оркестра»

Фортепианная сюита «Игрушки на елке» («The Christmas Tree») В. И. Ребикова: особенности композиционного строя и воплощения образного ряда

Фортепианный цикл для детей второй половины ХХ века (на примере художественного языка и композиции «Музыкальных игрушек» С.А. Губайдулиной)

Управленческий консалтинг в области информационных технологий: на примере деятельности ГБОУ ВО «ЮУРГИИ им. П. И. Чайковского» в 2015–2016 уч. году

Анализ текстов А.С.Пушкина в свете составления полного электронного конкорданса писателя

Статья представляет собой переработанный текст доклада, прочтённого на XLVI Виноградовских чтениях («Виноградовская традиция в современном анализе художественного текста», Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 12 января 2015 го...

Литературно-музыкальная гостиная «Времена года в поэзии А. С. Пушкина»: внеклассное мероприятие для 6–8 классов

Конспект музыкального занятия «В стране кошек» на тему «Вокальное слово и дикция» для разновозрастной группы детского сада

Экологический исследовательский проект по обществознанию в 5 классе на тему «Белое озеро — жемчужина г. Томска» (из опыта работы)

Задать вопрос