В статье рассматриваются методы исследования ответственности, влияние возраста и пола на проявление ответственности у подростков, а также корреляция уровня ответственности с рядом психологических качеств личности
Совершенствование системы образования, внедрение в процесс обучения различных инновационных и развивающих программ приводит, с одной стороны, к увеличению требований к компетентности педагога, а с другой, к повышению ответственности школьников-подростков за результаты своей жизнедеятельности.
Мы в своей работе будем опираться на определение понятия «ответственность», предложенное Д. А. Леонтьевым, который рассматривает его как «сознавание человеком своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью» [1, с.68]. Наиболее сензитивным в плане формирования ответственности является, с точки зрения В. П. Прядеина, подростковый возраст [2, c. 114]. Для более продуктивного решения вопросов, связанных с развитием ответственности, необходимо иметь четкое представление о психологических условиях развития изучаемого феномена. Это и стало целью нашего экспериментального исследования.
Для решения поставленной цели нами были выбраны следующие методы исследования: анкета «Ответственность», опросник «Изучение самооценки ответственности», опросник «Уровень субъективного контроля» (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкин, А. М. Эткинд), факторный личностный опросник Кеттелла (подростковый вариант), методика исследования самоотношения (МИС).
Нами был задан следующий алгоритм исследования: дифференциация общей выборки на ряд условных групп — на младших и старших подростков; на мальчиков и девочек. Далее, производилась оценка центральной тенденции распределения характеристик у испытуемых по гендерному и возрастному признаку.
Для определения достоверности различий показателей по шкалам используемых методик был рассчитан U — критерий Манна — Уитни, предназначенный для сравнения двух независимых выборок.
Следующий шаг — проведение корреляционного анализа Спирмена и анализ полученных взаимосвязей по матрице интеркорреляций отдельно по параметру уровень ответственности в учебной и не учебной деятельности. Критерием для дифференциации уровня ответственности в учебной и не учебной деятельности являлись экспертная оценка.
Анализ данных, полученных при изучении когнитивного компонента ответственности, показал, что при переходе из младшего в старший подростковый возраст развивается понимание сущности нравственной нормы изучаемого феномена. Старшие подростки начинают осознавать ответственность как нравственный компонент, подчиняться которому заставляют и собственное желание соответствовать нравственному идеалу, а также другие люди и внешние обстоятельства. В этот период у них формируется внутренний локус контроля, как по шкале общей интернальности так и по шкалам интернальности в области достижений и неудач. Но при этом повышается критичность к общепринятым моральным нормам.
Эмоциональный компонент характеризуется повышением количества внутренних конфликтов, сомнением, несогласием с собой, выраженной тенденцией к самокопанию и рефлексии, а также доминированием реакции защиты собственного «Я» в виде порицания, осуждения себя или привлечения смягчающих обстоятельств.
Динамика поведенчески-результативного компонента отражается в следующих показателях: повышается степень групповой зависимости, снижается количество подростков с высоким уровнем ответственности в учебной деятельности и повышается — с высоким уровнем ответственности во внеучебной деятельности.
Таким образом, развитие ответственности в подростковом возрасте происходит нелинейно, ряд показателей способствует повышению изучаемого феномена, другие — снижению, что и объясняет противоречивость проявления ответственности в подростковом возрасте.
Анализ влияния гендерного фактора на ответственность в подростковом возрасте показал, что количество девочек с высоким уровнем ответственности в учебной деятельности статистически выше, чем у мальчиков. Однако в старшем подростковом возрасте, увеличивается количество мальчиков, которые проявляют ответственность во внеучебной деятельности, у девочек такая тенденция выявлена не была.
По шкале интернальности в области неудач у мальчиков отмечается более развитое чувство контроля над отрицательными ситуациями, склонность обвинять самих себя в неприятностях у них больше, чем у девочек. В области семейных отношений девочки, чаще, чем мальчики, считают ответственным за события семейной жизни не себя, а партнера.
Для девочек-подростков в большей степени, чем для мальчиков-подростков характерны: эмоциональное богатство, внимательность к людям, чувство сопереживание. Данная характеристика может оказывать влияние на эмоциональный компонент ответственности, способствуя ее возрастанию в эмоционально окрашенных ситуациях.
Следующим шагом в нашей магистерской работе проводился корреляционный анализ Спирмена, отдельно по двум параметрам: уровень ответственности в учебной деятельности и уровень ответственности во внеучебной деятельности.
На основании данных матрицы интеркорреляций было зафиксировано, что параметр «уровень ответственности в учебной деятельности» образует положительные связи (прямо-пропорциональная зависимость) с такими характеристиками как чувство способности влиять на личностные достижения (Шкала интернальности в области достижений, rs= 0,48 при р=0,01), самоконтроль (Q3 (степень самоконтроля), rs= 0,5 при р=0,01), саморуководство (Шкала «Саморуководство», rs=-0,48 при р=0,01), ценность собственного «Я« (Шкала «Самоценность», rs= 0,37 при р=0,05)
Такие данные позволяют говорить о подростках с высоким уровнем ответственности в учебной деятельности как о людях способных успешно добиваться своих целей, координировать и направлять свою активность, сопротивляться внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий, прогнозировать свои действия, контролировать свои эмоциональные реакции,
Для них характерно самоуважение, забота о собственной репутации. Устойчивость интересов, формы поведения, склонность к упрямству, обидчивость, высоко оценивать свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира. Они склонены воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. Уверенность в себе помогает противостоять средовым воздействиям.
Параметр «уровень ответственности во внеучебной деятельности» связан с интернальностью в области межличностных отношений (Им, rs= 0,37 при р=0,05), степенью принятия моральных норм (Фактор G, rs= 0,4 при р=0,05), представлением субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию (Шкала «Отраженное самоотношение», rs= — 0,414 при р=0,01). Данный параметр также образует отрицательную связь со степенью групповой зависимости (Q2, rs= — 0,37 при р=0,05)
У подростков высокий уровень ответственности во внеучебной деятельности связан со способностью контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Для них характерны настойчивость, обязательность, чувство долга, значимость морально-этических норм, мнение референтной группы. Любят процесс общения, а также когда ими восхищаются. Нуждаются в поддержке группы. Они воспринимают себя принятыми окружающими людям, считают, что их любят и ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам.
Таким образом, психологическими условиями развития ответственности у подростков являются индивидуально-психологические особенности их личности. Уровень развития ответственности в учебной деятельности завит от локуса контроля в области достижения, от способности к самоконтролю и саморуководству, от уровня самоценности. Уровень ответственности во внеучебной деятельности зависит от локуса контроля в области межличностных отношений, степенью принятия моральных норм и групповой зависимости, от отраженного самоотношения.
Гендерные особенности подростков оказывают влияние на специфику проявлений эмоционального и когнитивного компонентов ответственности.
Важно отметить, что показатели ряда критериев ответственности в подростковом возрасте развиваются неравномерно, что приводит к ее двойственным проявлениям в исследуемый период жизни.
Литература:
1. Леонтьев, Д. А. Ответственность / Д. Леонтьев // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. -М: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
2. Прядеин, В. П. Половозрастные особенности ответственности личности. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1998. — 291 с.