В данной статье рассматривается воздействие физической нагрузки на функциональное состояние учащихся 9 класса, во время занятий по физическому воспитанию, с использованием баскетбола, как составной части фитнес-программы оздоровительного характера.
Ключевые слова: нагрузка, оздоровительная физическая культура, фитнес.
В последние годы все чаще и чаще поднимается вопрос поиска современных путей и методов укрепления физического и эмоционального состояния учащихся. Связано это прежде всего с тем, что сегодня, в век технического прогресса, когда все заметнее становится снижение уровня здоровья населения, происходит увеличение умственной нагрузки и, как следствие, уменьшение двигательной активности. Роль физической культуры и спорта ещё более возрастает. Не вызывает сомнения, что перенасыщенный эмоциональный фон в достаточной степени снижает уровень здоровья и самочувствия учащихся, травмирует их психику. В связи с этим, особую актуальность приобретает внедрение в учебный процесс здоровьеформирующих технологий, разработка специальных оздоровительных программ, способных снизить физиологическую и психологическую цену адаптации, и обеспечить формирование устойчивых установок на здоровый образ жизни.
Основным фактором здорового образа жизни становится оздоровительная физическая культура. Ее основной целью является всестороннее развитие организма, его восстановление после утомления от различных физических и умственных нагрузок, сохранение здоровья и положительного эмоционального состояния [2].
Принцип оздоровительной направленности является одним из фундаментальных в физическом воспитании, его основной смысл заключается в достижении возможно большего оздоровительного эффекта от занятий физической культурой. Несмотря на кажущуюся простоту принципа, в практической деятельности по его осуществлению встречаются определенные трудности. Это связано с тем, что планирование программ по физическому воспитанию включает материал, раскрывающий лишь образовательные задачи, согласно которым следует обучать двигательным действиям и развивать физические качества. Поэтому содержание обучения и методические подходы слабо отражают принцип оздоровительной направленности и тем самым ограничивают возможности использования средств оздоровительной физической культуры в процессе физического воспитания и самостоятельных занятий учащихся [4].
Наиболее эффективным средством оздоровительной физической культуры, позволяющим полноценно сочетать в себе образовательную программу и оздоровительную направленность занятий, является фитнес. Особенностью фитнеса является комплексное воздействие на физиологические системы организма с помощью постепенно увеличивающейся физической нагрузки. Равномерное повышение объема и интенсивности мышечной работы обеспечивает постепенный прирост показателей качественных характеристик двигательной деятельности, согласованность физиологических и двигательных функций.
Фитнес-программа представляет собой тщательно разработанную систему, призванную развивать определенные качества человека (силу, выносливость, скорость, координацию движений). При составлении фитнес-программ необходимо учитывать, что наибольший оздоровительный эффект достигается при комплексном использовании нескольких видов двигательной активности. Такое сочетание обеспечивает равномерное распределение физической нагрузки на основные мышечные группы, не приводит к однообразию, снижению эмоциональности занятий и потере к ним интереса, упрощает оптимизацию физической нагрузки. Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если физическая нагрузка недостаточна. Чрезмерная по интенсивности нагрузка может вызвать в организме явления перенапряжения и зачастую является причиной возникновения различных патологических изменений в организме.
Информацию о нагрузке во время учебного занятия получают, регистрируя физиологические показатели. В качестве основного такого показателя, с помощью которого можно определить ответные реакции организма на физическую нагрузку, целесообразно использовать частоту сердечных сокращений (ЧСС). С целью получения объективных данных ЧСС в настоящее время широко применяются мониторы сердечного ритма, предоставляющие исследователю широкий набор функций от простого контроля ЧСС, до сбора и хранения данных по различным параметрам занятий [1].
Для обоснованного использования средств и методов физического воспитания в фитнес-программе, проведено исследование динамики ЧСС на уроке по физическому воспитанию, проводимого в средней школе № 100 Яккасарайского района г. Ташкента с учащимися 9 класса. Непрерывная регистрация и анализ показателей ЧСС позволили проследить за изменениями функционального состояния сердечно-сосудистой системы занимающихся и определить оптимальное соотношение используемых средств. Полученные данные вводились в компьютер и обрабатывались с помощью программ «Polar ProTrainer 5» и «Polar Precision Performance», входящих в пакет программного обеспечения фирмы «POLAR».
Задачи урока по физическому воспитанию учащихся были направлены на совершенствование технических приемов и тактических действий игры в баскетбол, как составной части фитнес — программы оздоровительного характера.
Анализируя показатели ЧСС, у испытуемого ученика Н-ко. В. были выявлены закономерные изменения пульса на различную по направленности, объему и интенсивности нагрузку. Определена пульсовая стоимость каждого упражнения и установлены время выполнения, максимальные, средние и минимальные показатели частоты сердечных сокращений и их процентное соотношение.
По результатам проведенного анализа урока, видно, что ученик 9 класса Н-ко. В., начал урок по физическому воспитанию при ЧСС 88 уд/мин. К концу 2-ой минуты занятия ЧСС испытуемого достигает отметки в 165 уд/мин, что свидетельствует об активном увеличении нагрузки с первых минут подготовительной части урока. Значительное увеличение ЧСС в ответ на заведомо незначительную нагрузку говорит о недостаточной подготовленности организма испытуемого, либо о быстром его утомлении. Упражнение аэробного характера для его подготовленности явилось анаэробным и анаэробный порог у испытуемого низкий (рис. 1).
Рис. 1. Динамика ЧСС при физической активности Н-ко. В.
Во время выполнения специальных беговых упражнений эстафетного характера с определением лидера, ЧСС достигает значений 180–190 уд/мин в момент максимальной активности испытуемого и 100–120 уд/мин в паузах отдыха между упражнениями. Проводимые одновременно педагогические наблюдения показали, что активность учеников во время выполнения данных упражнений во многом зависела от поощрения победителей, которое было выражено в баллах за точность и скорость выполнения поставленных перед учениками задач. Подобные методы положительно влияют на эмоциональный фон занятия и стимулируют активную деятельность учеников на уроке. Пульсовая сумма за 40 минут урока составила более 6300 ударов. Нагрузка урока по физическому воспитанию определялась по суммарной величине пульса, где в качестве ориентиров принимались следующие критерии:
- большая нагрузка — ЧСС 6000–7000 ударов;
- средняя нагрузка — ЧСС 5000–6000 ударов;
- малая нагрузка — ЧСС 4000–5000 ударов.
Проведенный анализ данных о распределении времени в течении проводимого занятия при разной ЧСС, показывает, что значительный объем работы совершается в зонах умеренной и низкой интенсивности в аэробных условиях (ЧСС до 160 уд/мин) — около 45 % времени урока. На зону большой интенсивности нагрузки приходится более 35 % времени занятия.
Анализ соотношения времени урока с разной ЧСС (рис. 2) показывает, что высокая ЧСС (более 190 уд/мин) удерживается у занимающихся довольно продолжительное время. В частности, полученные данные свидетельствуют о том, что выполняемая работа с ЧСС более 190 уд/мин проходила в течении 6,5 минут, причем у данного ученика в рассматриваемом уроке 44,6 % времени проходило в аэробном, 38,8 % в смешанном и 16,6 % в анаэробном режимах.
Данные, характеризующие реакцию сердечно-сосудистой системы ученика Н-ко. В., с точки зрения предъявляемой физической нагрузки на динамику ЧСС, приведены на рисунках 1–2.
Рис. 2. Соотношение времени урока с разной ЧСС Н-ко. В.
Урок проводился в середине ноября 2012 года. Основная часть урока, согласно учебной программы была направлена на совершенствование технико-тактических действий игры в баскетбол. Учебная игра состояла из 2-х периодов по 10 минут игрового времени. Первый период был больше ориентирован на совершенствование тактический действий в игре, второй — на совершенствование технических приемов. В перерыве между периодами применялись специальные упражнения для растягивания мышц рук, ног и спины, направленные на расслабление мышц после физической нагрузки и на восстановление дыхания. В среднем учебная игра в баскетбол проходила при пульсе 175 уд/мин.
На рисунках 1–2 показана реакция сердечно-сосудистой системы испытуемого по показателям ЧСС на нагрузку. Поминутная пульсовая стоимость показала, что наибольший показатель ЧСС — 215 уд/мин выявлен на 35-ой минуте урока, во время учебной игры в баскетбол. В целом занятие проходило при среднем пульсе в 167 уд/мин, что составляет 80 % уровня интенсивности физической нагрузки по реакции ЧСС (по Е. Г. Горбачеву) [3].
Исследование с применением монитора сердечного ритма показало, что нагрузка урока по физическому воспитанию составила более 6300 ударов, что соответствует большой нагрузке. Использование технических приемов и тактических действий игры в баскетбол в пульсовом режиме на уровне 70–79 % от максимальной ЧСС (аэробной зоне) возможно для составления фитнес-программы, направленной на улучшение кислородной способности организма. Игровые действия, с пульсовой реакцией в диапазоне 80–90 % от максимальной ЧСС (в аэробно-анаэробной зоне), применяются для повышения общей максимальной и спортивной работоспособности, а так же совершенствуют анаэробные возможности мышечного аппарата. В целом, проведенный урок по физическому воспитанию, включающий в себя баскетбол, как составную часть фитнес-программы, носил оздоровительно-развивающий характер.
Литература:
1. Кошбахтиев И. А., Эрдонов О. Л. Оценка функций сердечно-сосудистой системы занимающихся физическими упражнениями, спортом с использованием монитора сердечного ритма. «Физиологические механизмы адаптации человека» материалы международной научно-практической конференции. Тюмень 26.10.2010. — C. 224–226.
2. Лисицкая Т. С. Принципы оздоровительной тренировки. // Теория и практика физической культуры. — Москва, 2002. — № 8. — С. 6–14.
3. Северухин Г. Б., Зайцева М. Ю., Райзих А. А. Технология разработки конспекта урока физической культуры: учеб.-метод. пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. — 64 с., С.-18.
4. Смурыгина Л. В., Эгамбердиев Р. Н. Внедрение средств оздоровительной физической культуры в практику физического воспитания учащихся колледжа. // Фан-спортга. — Ташкент, 2009. — № 4. — С. 15–20.