Пути усовершенствования учёта расчетов с поставщиками на сельскохозяйственных предприятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (53) июнь 2013 г.

Статья просмотрена: 6453 раза

Библиографическое описание:

Стягайло, М. Ю. Пути усовершенствования учёта расчетов с поставщиками на сельскохозяйственных предприятиях / М. Ю. Стягайло. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 432-434. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7135/ (дата обращения: 15.11.2024).

Актуальность исследования проблемы усовершенствования учета расчетов с поставщиками обусловливается тем, что в условиях недостаточного обеспечения сельскохозяйственных предприятий оборотными средствами рост кредиторской задолженности становится распространенным явлением. Данное явление возникает в результате установления хозяйственных отношений между предприятиями агропромышленного комплекса.

Сельское хозяйство на сегодняшний день — это наиболее важная часть аграрно-промышленного комплекса, главной задачей которого является надежно обеспечить население продуктами питания и промышленность сельскохозяйственным сырьем. За последние годы значительно ухудшилось финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий, так как рынок сырья и продовольствия насыщен, а цены на продукцию изменяются под влиянием инфляции и сезонных факторов. Сложившиеся цена на сельскохозяйственную продукцию на протяжении последних нескольких лет оказались неблагоприятными для сельского хозяйства, в то время как цены на оказываемые услуги сторонними организациями предприятиям АПК, стоимость горюче — смазочных — материалов, удобрений, запасных частей, медикаментов, основных средств оказались в несколько раз больше.

Такое состояние сельскохозяйственных предприятий вызвало рост издержек производства, рост задолженности поставщикам, банку и фондам. В связи с этим большое внимание уделяется расчетам и поставщиками и подрядчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчетов. Одним из наиболее распространенных видов расчетов как раз и являются расчеты с поставщиками и подрядчиками за сырье, материалы, товары, услуги и прочие материальные ценности.

В процессе деятельности не всегда осуществляется расчет сразу, что обусловливает возникновение обязательств предприятия и приводит к кредиторской задолженности. Отсутствие имущественной ответственности за невыполнение собственных договорных обязательств позволяет предприятию уклоняться от взаиморасчетов с партнерами.

В свою очередь платежный кризис предприятия влияет на несвоевременную уплату государственных обязательств, осуществляемых за счет бюджета. Решение вышеназванной сложной проблемы во многом зависит от усовершенствования бухгалтерского учета и аудита взаиморасчетов.

Проблемы учета расчетных операций с кредиторами постоянно находятся в центре внимания ученых. Однако в условиях трансформации сельскохозяйственных предприятий и развития форм хозяйствования многие аспекты этой важной проблемы требуют дальнейших углубленных исследований по эффективному управлению финансовыми ресурсами сельскохозяйственных предприятий, в частности оптимизация дебиторской и кредиторской задолженности.

Обязательство — это задолженность предприятия, возникшая вследствие прошлых событий и погашение которой, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, воплощающих в себе экономические выгоды. Обязательная оплата обязательств возникает при условии получения актива или предоплаты за актив по действующему законодательству и согласно уставу предприятия.

Погашение обязательства обусловливает отток денежных средств или других активов предприятия в будущем. Иногда в результате погашения одного обязательства может возникнуть другое. Например, погашение за товары и услуги перед поставщиком векселем.

Обязательства, отражаемые в бухгалтерском учете, имеют юридическое и экономическое содержание. Как юридическое категория обязательства — это отношения, регулируемые правом. В силу этих отношений одна сторона уполномочена требовать от другой осуществление хозяйственных операций: передачи имущества, выполнение работ, оказание услуг, а другая сторона обязана выполнять требования относительно предмета обязательства и имеет при этом право требовать соответствующее вознаграждение — уплату денег, встречные услуги.

По результатам исследования теоретических основ учета расчетов с поставщиками можно сделать вывод, что этот вопрос достаточно полно освещен в специальной литературе. Проблемы учёта расчетных операций постоянно находятся в центре внимания ученых. Огромный вклад в изучение этой проблемы сделали: Р. А. Аллюров, П. С. Безруких, В. Б. Ивашкевич, Я. В. Соколов, Б. И. Валуев, М. В. Кружельный, Л. К. Сук, М. Ф. Огийчук.

Методологические основы организации учета расчетов с поставщиками устанавливают правила документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности, являются элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета товароматериальных ценностей.

Неотъемлемой составляющей деятельности предприятия является процесс снабжения — совокупность операций, направленных на обеспечение предприятия предметами и средствами труда, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности. Этот процесс осуществляется непрерывно. Поставщики — это предприятия, которые отгружают продукцию (выполняют работы, предоставляют услуги) покупателям.

Основными задачами учета расчетов являются:

1)        формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

2)        обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3)        контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности; своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности;

4)        своевременное и правильное документирование первичных документов и операций по движению денежных средств и расчетов;

5)        контроль за правильными и своевременными расчетами с покупателями и поставщиками;

6)        контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщикам;

7)        обеспечение контроля за правильностью оформления договоров и иных документов, регулирующих и регламентирующих взаимоотношения между предприятиями, организациями, учреждениями, физическими лицами;

8)        ликвидация просроченных задолженностей и недопущение задолженностей с истекшими сроками исковой давности.

При выборе поставщика мы рекомендуем учитывает следующие моменты:

1)                 стоимость товара (включая расходы на хранение, транспортировку, страхование);

2)                 условия платежа (предоплата, наложенный платеж, сроки платежа);

3)                 гарантийные сроки поставки;

4)                 ремонт и послепродажное обслуживание;

5)                 соответствие продукции стандартам качества;

6)                 возможность закупки непосредственно у производителя или оптовиков;

7)                 производственная мощность и объемы производства за последние годы.

С целью усовершенствования учета расчетных операций с поставщиками мы предлагаем следующее:

1)        в первичных документах по учету расчетов обязательно заполнять обязательные реквизиты (наименование документа, дату составления, название предприятия, содержание и объем хозяйственных операций, подписи уполномоченный человек)

2)        проводить раз в год сверку расчетов с контрагентами;

3)        разрабатывать платежные календари, которые помогут своевременно осуществить расчет с поставщиками;

4)        для исключения из активов Баланса задолженности, которая признана безнадежной, своевременно проводить ее списания. В бухгалтерском учете исключения из активов производится, когда по такой задолженности существует уверенность в ее невозвращении должником;

5)        указать в Приказе об учетной политике период проведения инвентаризации расчетных операций;

6)        внедрить внутренний аудит на предприятии с целью более эффективного управления, который позволит оперативно выявить текущие проблемы;

7)        усилить внутрихозяйственный контроль, поможет реально оценить деятельность со многих сторон, определить направления дальнейшего развития, способствовать принятию правильных управленческих решений;

8)        контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;

9)        систематически осуществлять контроль за соотношениями дебиторской и кредиторской задолженности, поскольку значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу потери финансовой устойчивости предприятия и сделает необходимым привлечение дополнительных средств; превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;

10)    проводить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщиками и покупателями, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры по ее взысканию. Данные о сроках возникновения (погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными, их целесообразно аккумулировать в отдельном документе, например: реестр старения счетов дебиторов, кредиторов. Реестр может оперативно выявлять тех должников, успешная работа с которыми может принести наибольший результат для предприятия, а также тех с которыми должны устанавливаться особые отношения;

11)    контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей;

12)    организовать работу по договорам таким образом, чтобы иметь возможность в карточке клиента указывать условия оплаты (предоплата или наложенный платеж) и контролировать поступление средств в соответствии с условиями договора.

Литература:

1.      Лишиленко О. В. Бухгалтерський облік: Підручник.– 3 –тє вид., перероб. і доп.-/ О. В. Лишиленко.- К.: Центр учбової літератури, 2011. — С. 362–383.

2.      Бухгалтерський облік на сільськогосподарських підприємствах: Підручник / М. Ф. Огійчук, В. Я. Плаксієнко, Л. Г. Панченко та ін.; За ред. Проф. М. Ф. Огійчука. — К.: Алерта, 2007.- С.244–259.

3.      Терехова В. А. Международные и национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности: Практическое пособие — М.: Издательство «Перспектива», Издательство «АКДИ Экономика и жизнь», 2007. — 302 с.

4.      Пизенгольц М. З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т.1.Ч.1. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник,-4-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика,2005. — 480 с.

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, кредиторская задолженность, поставщик, предприятие, обязательство, операция, расчет, сельское хозяйство, услуга, центр внимания.


Задать вопрос