Педагогическое сопровождение социализации подростка из неблагополучной семьи в ситуации развода родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Трофимова, В. В. Педагогическое сопровождение социализации подростка из неблагополучной семьи в ситуации развода родителей / В. В. Трофимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 736-738. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7149/ (дата обращения: 16.11.2024).

Семья всегда была и остается основным институтом социализации детей. Социализация происходит под влиянием целенаправленного процесса воспитания, через который на подростка оказывает влияние вся семейная атмосфера. Семья создает ребенку необходимые условия, которые не может обеспечить никакой другой социальный институт — безопасную, эмоционально — поддерживающую и предсказуемую среду, предоставляющую детям возможности для проявления собственной активности.

В настоящее время в России наблюдается значительное количество неблагополучных семей. Насчитывается более 423 тысяч неблагополучных семей. Страдают около 770 тысяч детей. Среди таких семей выделяют семьи, которые находятся на грани развода. Сегодня в России разводится каждая четвертая пара. Дети в таких семьях оказываются в сложной социально — психологической ситуации.

Работа с такими семьями редко выходит за рамки рекомендаций родителям по воспитанию детей, а профессиональная реабилитационная работа с неблагополучной семьей в ситуации развода до сих пор большая редкость, поэтому проблема влияния неблагополучной семьи на социализацию подростка актуальна как никогда. Об этом свидетельствую работы и статьи таких ученых и исследователей, как В. М. Целуйко, Т. И. Шульга, Е. М. Таболова (исследование неблагополучных семей), Е. И. Артамонова, Л. И. Савинов, Г. Фигдор (семьи в ситуации развода), А. В. Мудрик, В. Ф. Бородулина, Н. П. Иванова (социализация подростков в современном обществе).

Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Под неблагополучной семьей принято понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети [2, с.9].

Рассматривая различные классификации неблагополучных семей, остановимся на классификации В. С. Торохтия. Данная классификация рассматривает неблагополучные семьи, которые нуждаются в психолого-педагогической поддержке и в которых складывается неблагоприятная для воспитания детей обстановка.

1.                  Конфликтные семьи (во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения, желания членов семьи приходят в столкновении, в результате чего порождаются сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.);

2.                  Кризисные семьи (противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.);

3.                  Проблемные (для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств) [3, с.39].

На основании данной классификации следует сделать вывод о том, что семья, а главным образом ее неблагополучие препятствует развитию, а самое главное социализации подростка.

Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей (адаптация); с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (обособление) [1, с.266].

Анализ социально-педагогических исследований позволяет выделить три компонента социализации подростков:

1.         Познавательный. Восприятие индивидом социальной информации на уровне знаний, умений и ощущений. Значение познания для социализации состоит в том, что оно позволяет раскрыть связи и отношения в окружающем мире (Э. А. Голубева, В. С. Юркевич). Данный компонент предполагает приобретение необходимых для жизни в социуме умений и знаний социальных отношений и направлен на формирование у детей целостной картины мира,

2.         Ценностно-ориентационный. Соотнесение получаемой информации с собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. В процессе развития у ребенка формируются и становятся устойчивыми определенные мотивы его поведения и деятельности (характер мотивов зависит от среды пребывания ребенка, его воспитательного влияния). Именно в подростковом возрасте в центре внимания личности находятся вопросы, связанные с нормами и правилами общественного поведения, а также складываются относительно устойчивые «автономные» взгляды, суждения. Основные признаки данного компонента являются: способность соблюдать нормы общественного поведения, владение нормами, правилами поведения с другими людьми. Компонент способствует разнообразию взаимодействия подростка с окружающим миром, проживанию ценностных отношений. На этой основе складывается и эмоциональное отношение ребенка к окружающему миру.

3.         Деятельностный. Активность личности согласно установленной системе ценностей, осмысление установленной системы социальной деятельности (Е. А. Ануфриев, Л. П. Станкевич, В. Я. Силе).

Он предполагает включение подростка в деятельность, приобщение личности к социальному опыту, позволяет личности проявлять себя в качестве субъекта, в результате чего формируется неповторимая индивидуальность личности.

На основании данного анализа исследований следует обратить внимание на то, что у подростка из семьи, находящейся в ситуации развода нарушается в какой-то мере каждый из компонентов, но какой из компонентов будет нарушен в большей или меньшей мере зависит от индивидуальных особенностей подростка. В соответствии с данными компонентами, у подростков из социально неблагополучных семей наблюдается:

-          нарушение адаптации к повседневной жизни. Важным фактором снижения адаптивности, согласно различным исследованиям, являются интенсивность и продолжительность разногласий, ссор и конфликтов между родителями, свидетелем которых был ребенок, и особенно настраивание ребенка одним из родителей против другого. Адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающейся семье;

-          несформированность жизненных планов, жизненных ценностей;

-          трудности в установлении контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них. Этот параметр, в целом, осложняет успешный ход социализации подростка, что, безусловно, ведет к отсутствию у него желания реализовать себя, строить планы на будущее.

-          высокий уровень тревожности и др.

Таким образом, в таких семьях нарушается психологических климат и дети испытывают тревогу. Для диагностики данных характеристик в исследовании применялся тест Спилберга — Ханина, исследующий психологический феномен тревожности, опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса и анкета «Самооценка отношений в семье». В исследовании участвовало 20 учащихся 10–13 леь лицея — интерната № 1 г. Владимира.

По результатам теста Спилберга- Ханина было выявлено: 55 % учащихся с высоким уровнем тревожности, у 25 % учащихся наблюдается умеренная тревожность, у 5 % подростков наблюдается депрессивное состояние с низким уровнем мотиваций и 15 % учащихся не испытывают особой тревоги.

Согласно опроснику «Анализ семейных отношений» при интерпретации результатов у большинства испытуемых выявились высокие показатели по шкалам тревожности и нервно — психического напряжения.(более 65 %).

В ходе проведения анкеты «Самооценка отношений в семье» больше половины детей 70 % считают, что в семье не все хорошо и нужно что-то менять, 60 % не хотели бы воспитывать своих детей также, как их воспитывают на данный момент в семье, 40 % не хотели бы переносить в свою будущую семью то, что их окружает дома.

Из результатов экспериментальной части следует, что ситуация развода родителей отрицательно сказывается на жизни ребенка и как кризисная ситуация в семье не проходит бесследно для ребенка, а оказывает значительное влияние на его личность. В большинстве случаев сам фон, на котором происходит развод, влияет на то, как ребенок приходит в себя после этого болезненного события. Подростки демонстрируют более тревожное, беспокойное, поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод говорит о том, подросток из неблагополучной семьи в ситуации развода родителей нуждается в педагогическом сопровождении социального педагога и психолога, а также учителя — классного руководителя.

Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога.

В качестве основных задач сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия определяются:

1)                               определение причины семейного неблагополучия, планирование работы с неблагополучными семьями;

2)                               выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, планирование и проведение с ними работы;

3)                               создание благоприятной обстановки в классе вокруг ребенка из неблагополучной семьи.

Для того, чтобы оказать помощь подростку в процессе его социализации и создать условия для его самореализации в обществе социальному педагогу при работе необходимо:

-                   осуществлять деятельность по изучению личноcти подростка, проанализировать влияние социальной среды на подростка;

-                   прогнозировать развитие проблемы и найти пути ее решения;          

-                   помочь ребенку из семьи в ситуации развода реализовать себя;

-                   оказать помощь в сфере эмоционально — психологического здоровья.

В поле зрения социального педагога должны быть включены:

-          социальные показатели родителей (пол, возраст, образование, социально — экономический статус и т. д.);

-          опыт социализации (например, наличие в опыте родителей агрессивных взаимодействий);

-          психологически статус родителей (личностные черты характера, привязанность к вредным привычкам и т. д.).

Социальный педагог, педагог-психолог должны направить основные усилия на обеспечение успешной социализации, организацию педагогического сопровождения, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии, с целью:

-          решения проблем личности и социализации,

-          оказания помощи в построении отношений с родителями и сверстниками,

-          обеспечения активной социальной жизни такого подростка,

-          формирования у ребенка активной жизненной позиции, а также в процессе педагогического сопровождения создать для ребенка эмоциональный фон уверенности в том, что в случае необходимости у него всегда есть такой человек, к которому он сможет обратиться и получить от него необходимую помощь и поддержку.

Литература:

1.                  Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 363 с. ISBN 978–5-7565–0274–3

2.                  Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с. ISBN 5–7695–0846–9

3.                  Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: кн. для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. — М.: Владос — Пресс, 2006. — 270 с. ISBN 5–305–00089–0

Основные термины (генерируются автоматически): семья, неблагополучная семья, ребенок, педагогическое сопровождение, ситуация развода, социальный педагог, окружающий мир, подросток, социальная среда, общественное поведение.


Похожие статьи

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных семей

Повышение уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в социально опасном положении, посредством группового консультирования

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде

Профилактическое взаимодействие детского учреждения и семьи для облегчения процесса адаптации детей раннего возраста

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома интерната

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением (детей группы риска) в условиях сельской школы

Психологическое сопровождение адаптации вчерашних школьников к условиям вузовского обучения

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Похожие статьи

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных семей

Повышение уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в социально опасном положении, посредством группового консультирования

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде

Профилактическое взаимодействие детского учреждения и семьи для облегчения процесса адаптации детей раннего возраста

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома интерната

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением (детей группы риска) в условиях сельской школы

Психологическое сопровождение адаптации вчерашних школьников к условиям вузовского обучения

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Задать вопрос