В статье приводится схема использования технологии по мини-футболу в спортивно-ориентированном физическом воспитании студентов
Известно, что без достаточной двигательной активности студент не может воспользоваться в своей учебной жизни тем, что заложено в нем природой, не может продуктивно обучаться, быть здоровым. Двигательная активность как самый естественный и сильный раздражитель, способствующий изменить состояние организма студента, играет особую роль в становлении важнейших механизмов его жизнедеятельности.
В студенческой среде наблюдается неудовлетворенность содержанием академическими занятиями физической культуры, что негативно сказывается на практических занятиях физической подготовленности и состоянии здоровья.
В связи с этим является актуальным поиск эффективных путей оздоровления студентов, повышения уровня их физического развития и двигательной подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни, и практическая их реализация в учебном процессе.
Одним из перспективных направлений является спортивно-ориентированное физическое воспитание студентов средствами мини-футбола.
Являясь структурным компонентом системы физической культуры, занятия мини-футболом в целом выполняют ее базовые социокультурные функции, и предусматривает использование широкого спектра двигательной активности и участия в соревновании (любительская лига), с целью укрепления здоровья студентов, а также создания необходимых предпосылок и условий для плодотворного умственного труда.
Годичный образовательный цикл состоял из: втягивающего, предсоревновательного, микроциклов; соревновательного и восстановительного макроциклов.
Подробно остановимся на применяемых средствах во втягивающем и предсоревновательном микроциклах.
Втягивающий микроцикл (сентябрь — 2010г.)
Все физические упражнения, направленные на ОФП делились на группы развивающие выносливость, быстроту, силу.
Развитие выносливости. Работоспособность студента зависит от состояния центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Большое значение для повышения выносливости студента имеет умение расслабить мышцы после напряжения в отдельные моменты игры. Искусство расслабления после напряжения дает возможность игроку отдыхать в любой ситуации игры. Этот отдых косвенно влияет на повышение работоспособности организма, и в целом выносливости. Умение расслаблять мышцы во время матча, в короткие моменты относительно пассивных действий осуществлялось в основном в период замены игроков, уставший быстро выходил, а на его замену появлялся отдохнувший спортсмен.
Регулярное занятие физическими упражнениями, правильная их дозировка совершенствует, и улучшают работу этих систем, повышают способность всего организма к продолжительной и интенсивной работе развивающей выносливость. Только этим можно объяснить, что студент, занимающийся регулярно спортом или физическими упражнениями, всегда бывает выносливее, работоспособнее, чем не занимающийся, так как его тренировочные мышцы способны многократно и длительно выполнить сильные напряжения. Несмотря на то, что выносливость вырабатывается в игре, ее специально развивали, чтобы студенты могли выдержать напряжение в течение всей игры, не снижая качества действий. Выносливость достигается продолжительностью и интенсивностью упражнений и непосредственно игрой. Большое значение для развития выносливости имеет упражнения из других видов спорта (легкой атлетики, футбол, гандбол, баскетбол).
В этом микроцикле тренировка строилась таким образом, что ее физическая нагрузка была больше, чем нагрузка в игре. Тренированность, приобретенная под воздействием повышенных требований к организму, дает возможность легко и длительно выполнять работу более высокой мощности.
Занимаясь, длительное время физическими упражнениями и играя в мини-футбол, студент развивает свою общую выносливость. Вместе с тем игра в мини-футбол требует от игроков способности действовать в течение долгого времени с большей быстротой, чередуя с короткими паузами. Способность сохранить быстроту действий в течение всей игры обеспечивается развитием скоростной выносливости.
Развитие быстроты. Быстрота действий игрока прежде всего зависит от быстроты осознания обстановки и определения необходимых (быстрота реакции) и скорости сокращения мышц, производящих работу (бег, прыжки, удары). Основное условие быстроты действий игрока — подвижность нервных процессов корковых и других центров возбуждения и торможения. Известно, что быстрота реакции значительно улучшается в процессе тренировки и находится в прямой зависимости от совершенствования деятельности центральной нервной системы улучшения эластичности мышц, подвижности суставов, развития силы удара по воротам и умение взаимодействовать. Успешное развитие быстроты в большей мере зависит от повышения скорости сознательной оценки студентом обстановки, выборе ответного действия и скорости ответных выполняемых действий.
Поэтому упражнения для развития быстроты у студентов, кроме повышения скорости сокращения мышц, прививалось умение быстро и точно вырабатывать ответные действия, наиболее соответствующие обстановке.
В подборе упражнений на развитие быстроты сохранялась определенная последовательность. Вначале давались простые упражнения, иногда даже в замедленном темпе, в которых внимание занимающихся направлено на одно какое-либо действие. В дальнейшем упражнения усложняются (ускорения темпа, введение в упражнение сопротивление противника), и игрок, внимание которого сосредоточено на оценке ряда одновременных раздражителей, должен уметь выбрать самое рациональное ответное действие. Развитие быстроты действий игрока, кроме быстроты реакции и определения ответных целесообразных действий, зависит от уровня физической подготовленности и степени овладения техникой движений. Поэтому параллельно с развитием подвижности нервных процессов у студента упражнялись мышцы тела и совершенствовались технические приемы, что давало возможность быстро, полноценно выполнять ответное действие. Важно отметить, что игрок, владеющий высокой техникой, может рационально использовать свои усилия, что косвенно влияет на его выносливость, повышая его способность переносить длительные и интенсивные нагрузки. Выносливость игрока зависит также от правильной постановки дыхания. Высокий темп ведения игры, непрерывный бег с резким изменениями направления, остановками, передачами мяча, отбора его, ударов по воротам требует от студента интенсивных мышечных напряжений. При такой работе из мышечных тканей в кровь поступает большое количество молочной кислоты: это требует увеличение легочной вентиляций, то есть правильно поставленного дыхания — глубокого, ритмичного, без каких-либо задержек перебоев [3].
Предсоревновательный микроцикл (октябрь-ноябрь 2010 г.)
Для того чтобы играть, студенты: должны быть в хорошей физической форме. Их организм должен обладать выносливостью достаточной для того, чтобы выдержать 40 минут непрерывного бега, ударов по мячу и других форм физического напряжения.
- им нужно полностью овладеть тактическими действиями, применяющимися на игровой позиции и уметь, не раздумывая выполнять их в игре;
- они должны быть подготовлены до такой степени, чтобы уметь мгновенно перестроиться во время матча в случае возникновения благоприятных возможностей. Понимание необходимости этих изменений должно идти изнутри, у них нет времени, чтобы остановиться, взвесить все за и против;
- они должны быть хорошо физически подготовлены, чтобы игра для них не закончилась болезнью и травмой. В этом случае если это произойдет, их общее состояние здоровья должно быть таким, чтобы они могли быстро восстановиться;
- и, наконец, их физическая подготовленность должна быть достаточной для того, чтобы игра в мини-футбол обогащала другие стороны их жизни. А не тормозила их развитие. Если остаток дня и недели после игры уходит у них на восстановление сил, то их физическая форма нуждается в улучшении.
Важно отметить, что соревновательная деятельность проходит в анаэробных условиях. А это значит, что возможности занимающихся мини- футболом во многом определяют уровень спортивного (положительного) результата игры. Известно, что при возбуждении мышцы во время физической работы обмен веществ, проходящий, в ней представляет собой сложную систему химических реакций. Процессы расщепления сложных молекул на более простые сочетаются с процессами синтеза (восстановления) богатых энергией веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях. При аэробных процессах вырабатывается значительно большое количество энергии, чем при анаэробных реакциях. Углекислый газ и вода являются, основными продуктами распада при аэробном способе выработки энергии и лично удаляется из организма при помощи дыхания и пота. Поэтому виды двигательной активности, стимулирующие повышение потребление кислорода во время выполнения упражнений широко используется для оздоровительных занятий [1].
В широком смысле к средствам двигательной активности, дающие преимущественно аэробную нагрузку, относятся различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью достаточно долгое время. Аэробные программы и нормы двигательной активности содержат различные виды естественных движений, такие как ходьба, бег, плавание, катание на велосипедах, коньках, лыжах и другие. Подобные виды двигательной активности вызывают значительное повышение частоты сердечных сокращений и интенсивности дыхания. Аэробные упражнения, выполняемые в ходьбе и беге, полезны в оздоровительных занятиях и интересны многим занимающимся. Установлено: если мощность работы такова, что потребление кислорода составляет свыше 50–70 % от максимального аэробного окисления уже недостаточно для полного обеспечения организма энергией, в этом случае в действие приводится анаэробные процессы. Чем интенсивней нагрузка, тем больше ее кислородный запрос. Однако при определенной мощности работы кардиореспираторная система уже не может поставлять кислород, а ткани легких утилизировать его со скоростью, отвечающей метаболической потребности работающих мышц.
В этом микроцикле в основном использовались упражнения направленные на совершенствование технико-тактической подготовленности и применяемые специальные игровые упражнения, двусторонние товарищеские игры (60 %). Особое внимание уделялось индивидуальному обыгрыванию и умению взаимодействовать с партнерами (групповые и командные тактические действия). Большинство упражнений выполнялись в режимах, моделирующих соревновательную деятельность и по методу сопряженного воздействия (наряду с совершенствованием технико-тактического мастерства одновременно развивали физические качества). В процессе технико-тактической подготовки совершенствовались различные тактические варианты ведения игры (по системе 3×1, 2×2), которые затем закреплялись в контрольных играх, доля которых составила — 60 % от объема работы в этом микроцикле.
С целью восстановления и повышения работоспособности использовались: чередование упражнений различной преимущественной направленности с учетом их положительного воздействия, индивидуализация тренировочных заданий, варьирование условий и мест проведения занятий, введения упражнений для активного отдыха и расслабления (стречинга).
Основные методы тренировки студентов, занимающиеся средствами мини-футбола:
для совершенствования выносливости: равномерный и переменный в различных пульсовых режимах, интервальный (для беговых, прыжковых упражнений и преодоление полосы препятствий) в режимах: работа 30–75 с, пауза на отдых 60–180с, количество повторений в серий 3–5, количество серий 2–4, отдых между сериями 5–7 мин; игровой непрерывный, игровой интервальный в режимах работы 1–2 мин, отдых 1–4 мин соревновательный;
для развития силовых качеств: метод максимальных усилий (отягощение 20–30 кг) 1–3 повторения, с отдыхом между подходами 2–4 мин., метод повторных усилий (отягощением 10–15 кг) 6–8 повторений отдых между подходами 3–5 мин число подходов 2–3.
для развития скоростных качеств; повторный (работа 5–15 сек., отдых 1–3 мин, число повторений в серии 4–5, 2–3 серий), игровой; соревновательный;
для развития скоростно-силовых качеств: бег на отрезках 10–30м, прыжки через скамейки, многоскоки, бег в гору, по лестнице и под уклон, метание набивных мячей повторный, игровой, соревновательный.
Анаэробные процессы не могут быть продолжительными ввиду быстрого исчерпания креатинфосфата, накопление большого количества продуктов анаэробного обмена и значительного изменения постоянства внутренней среды организма, что вызывает нарушения в деятельности организма, и неизбежно снижение мощности работы или ее полное прекращение. Таким образом, количество энергии, которое может быть получено для работы мышц, за счет анаэробных источников строго ограничено.
В свою очередь, анаэробные возможности во многом зависят от волевых качеств студентов. Чрезмерные нагрузки могут привести к травмам и нарушениям функций организма, а небольшие дозы, не дают ожидаемого эффекта. Отсюда необходимо учитывать как возможности, так и оптимизировать учебно-образовательный процесс с использованием монитора сердечного ритма, регистрирующий реакцию организма на нагрузку [2].
В качестве средств предсоревновательного микроцикла использовались упражнения:
- для развития скоростных качеств: старты из различных исходных положений, бег на отрезках от 10 до 30м, эстафеты по кругу, удары по воротам, игровые упражнения, двухсторонние игры, единоборства, скоростная обводка, упражнения с догоняющим игроком;
- для развития специальной выносливости: разные варианты челночного бега; игровые упражнения в соревновательном режимах, двухсторонние игры;
- для развития скоростно-силовых качеств, челночный бег с торможением (на отрезках 5–15м), торможение с последующим быстрым стартом; различные эстафеты:
- для развития ловкости и координационных способностей подвижные и спортивные игры, акробатические и гимнастические упражнения; упражнения на равновесие, преодоление полосы препятствий, различные эстафеты с предметами;
- для развития гибкости: гимнастические, общеразвивающие упражнения, упражнения в парах;
- для комплексного развития физических качеств: спортивные игры (футбол, баскетбол, ручной мяч), подвижные игры, эстафеты;
- для развития гибкости использовался метод серийного выполнения упражнения с числом повторений 10–15, 2–3 серий.
Тренировочные игры (учебные, товарищеские)
Игра рассматривается как итог учебно-тренировочной работы. В процессе игры проявляются и совершенствуются все качества игроков их физическая, тактическая и морально-волевая подготовленность.
Игра вместе с тем самая сложная форма воспитания. Студент в обстановке соревнования в борьбе с противником должен проявить все качества, которые воспитывались и развивались у него длительное время отдельными упражнениями. В ней проверялись, окончательно усваивались приобретенные навыки и морально-волевые качества. Обстановка игры (борьба с противником, азарт соревнований) требовали, чтобы студент уверенно владел техникой, был достаточно физически подготовлен. Чтобы успешно играть студент, кроме того, должен быть подготовленным в нравственном и волевом отношении и иметь достаточно широкие тактические знания.
В борьбе с противником тактическое мышление и знание особенностей индивидуальных, групповых и командных действий дают возможность студенту целесообразно использовать свои навыки и качества, усвоенные и развитые в тренировках.
Результаты борьбы с противником служили основным критерием того, успешно или неуспешно прошел процесс втягивающего, базового микроциклов. Чем ближе обстановка практического занятия, в которой усваивался навык или тактические действия, к обстановке действительной игры, тем больше оснований для того чтобы студент с успехом применил в игре усвоенные приемы и действия. Игрой проверяются техника студента, его физическая и тактическая подготовленность и морально-волевые качества. В борьбе с противником все элементы игры изучаемые в отдельности на занятиях объединялись и подчинялись общей цели — победе. В этой борьбе проявлялись единство и неразрывность всех качеств студента, и его интегральная подготовленность. Игра выявляет те ошибки и недоработки в прошедшем педагогическом процессе, которые нужно исправить. Но игра в тоже время продолжает быть самым мощным средством, позволяющим закреплять и совершенствовать навыки и морально-волевые качества студента.
Основная цель товарищеской игры достигнуть того, чтобы отдельные игроки, группа студентов и вся команда в целом, как в защите, так и в нападении действовали полноценно в слаженных условиях борьбы. Перед каждой товарищеской игрой ставилась определенная задача. Совершенствование командных действий по системе 3–1, 2–2; розыгрыш стандартных положений (аута, углового, штрафного).
Поставив задачу перед студентами, требовалось, чтобы ее сознательно выполняли.
Известно, что только сознательным стремлением всех студентов выполнять поставленную задачу могут быть обеспечены целенаправленные действия игроков в часто меняющейся эмоционально насыщенной обстановке игры, что положительно отразится и на воспитании их волевых качеств. Если задача непонятна и не усвоена до игры, игроки не будут объединены единством цели и это не даст возможности выполнять задачу. Разрозненные и безуспешные действия студентов дискредитируют выполненный прием и вызывают у них моральную неудовлетворенность.
Во время проведения учебных игр при ошибках останавливалась встреча, и она разбиралась, указывалось, как надо действовать. После игры проводился разбор матча, останавливали внимание на характерные недостатки, замеченные у игроков и команды.
Участие, в товарищеской игре студент, принимая, участие в борьбе с одноклубниками, преодолевая трудности, исправляя свои ошибки и недостатки товарищей иногда даже проигрывая, всегда получал моральное удовлетворение. В тренировочной игре выявлялись и успехи, и ошибки команды, возникали новые творческие мысли и команда (экспериментальная группа студентов) организованно готовилась к участию в играх любительской лиги.
В официальных играх выдвигалась задача достигнуть победы. Честь группы, университета требовали, чтобы студенты добивались положительного результата с максимальным напряжением всех своих физических, нервных и моральных сил.
Именно в официальных соревнованиях проверялись итоги всей учебно-тренировочной и воспитательной работы педагога в команде.
На достижение победы в соревнованиях влияют физическая, тактическая и морально-волевая подготовленность всех студентов команды. Плохо организованная учебно-тренировочная работа в результате, которой может быть, ослаблена любая из сторон подготовки всегда отрицательно сказывалась, на результате матча. Участие в соревнованиях использовалась и в воспитательных целях. В состав команды включались студенты, успевающие в учебе и дисциплинированные. Свое участие в соревнованиях считалось проявлением большого доверия к нему, честью, которую ему оказывают в коллективе.
Специальные исследования с применением современных информационных технологий (монитор сердечного ритма, интерфейса, компьютера, принтера) особенностей динамики нагрузок в соревновательном периоде показывает, что при семидневном межигровом цикле, по мере роста тренированности повышается реактивность некоторых функциональных систем на специфические нагрузки, чтоб сохранять тренированность посредством высоких нагрузок в основном проводилась работа по совершенствованию индивидуальных, групповых, командных технико-тактических действий, сохранялась на всем протяжении периода. На основе ранее изученных и освоенных приемов и навыков техника и тактика варьировалась применительно к предстоящим играм.
Важно отметить элементы, которые развиваются в процессе совершенствования индивидуальных, групповых и командных тактических действий:
- игроки тренируют выносливость, улучшают кислородный обмен во время бега;
- улучшается координация в системе глаза — руки по мере того, как игроки учатся контролировать движение мяча и направление с помощью ног;
- развивается стратегическое мышление, когда игроки планируют принять посланный в их сторону мяч и рассчитывают траекторию движения мяча, выполняя по нему удар;
- тренируется умение оценивать ситуацию при принятии решения о том, с какой скоростью и силой ударить по мячу;
- совершенствуется взаимодействие между игроками;
- вырабатывается личная ответственность игроков при выполнении ими своей части задания;
- устанавливаются дружеские взаимоотношения между игроками благодаря успешному выполнению общего задания.
Соревновательный макроцикл (декабрь 2010г. — апрель 2011г.)
Тренировка, проведенная экспериментальной группой на всех микроциклах, подводит студентов к достижению оптимальной готовности к соревнованиям, т. е. к спортивной форме. Поэтому первой задачей соревновательного макроцикла практических занятий являлось умелое и целесообразное использование достигнутой спортивной формы и ее реализация в течение всего периода соревнований в высоких спортивных показателях. Вторая, но не менее важная задача — сохранение спортивной формы и совершенствование подготовленности в те межсоревновательные промежутки времени, которые отделяют соревнования. Основным содержанием соревновательного макроцикла являлись спортивные состязания и тренировочные занятия.
Тренировочные занятия втягивающего, предсоревновательного микроциклов, подвели студентов к достижению оптимальной готовности к соревнованиям в любительской лиге среди 20 команд. Первой задачей соревновательного периода являлось умелое и целесообразное использование достигнутой спортивной формы и ее реализация в течение всего периода основных соревнований в высоких спортивных показателях. Вторая, но не менее важная задача — сохранение спортивной формы и совершенствование подготовленности в те межсоревновательные промежутки времени, которые отделяют несколько соревнований одного тренировочного цикла.
Основным содержанием соревновательного макроцикла являлись спортивные состязания и тренировочные (практические) занятия. Значение состязаний не ограничивается только тем, что они выявляют победителей. В процессе участия в них студенты закаливают свою волю, совершенствуют технику и тактику, накапливают игровой опыт. Естественно, что в соревновательном макроцикле спортивные состязания являются ведущим средством подготовки студентов, занимающиеся мини-футболом.
В этом периоде основным средством, являлись специальные упражнения, удельный вес которых значительно высок (90 %). Все упражнения и методы тренировки, используемые в тренировочных занятиях межсоревновательных интервалов, служат одной цели — поддержание спортивной формы, приобретенной ранее втягивающем и предсоревновательном микроциклах совершенствованию навыков и умений студентов. Длительность интервалов между состязаниями 7 дней. Умелое сочетание и дозирование средств общей подготовки повышение или понижение соревновательных и тренировочных нагрузок с переключением на активный отдых и в конечном счете обеспечивали сохранение и совершенствование спортивной формы на всем протяжении соревновательного периода.
Обучение и совершенствование тактических действий
Для успешной игры важно, чтобы команда и отдельные студенты умели правильно определять и избирать тактику, соответствующую конкретной обстановке и особенностям противника. Именно поэтому необходимо систематически обучать тактике и совершенствовать ее. Обучение студентов тактике состояло из представления обо всех соответствующих средствах, способах и формах игры и также об условиях, в которых эти средства и способы могут быть практически применены выгоднее всего и выработать у игроков умение разумно и своевременно использовать их для решения тактических задач в обстановке соревнования.
Кроме того, детально изучая элементы тактики и проверяя их на практике, студенты совершенствуются в умении применять способы и формы игры. Действительное знание средств, способов и различных форм, их применение, умение использовать их на практике и бороться против них свидетельствуют о тактической зрелости игроков и команды.
Обучение студентов тактическим действиям на поле — самая важная и трудоемкая работа. Для того, чтобы целесообразно применить тактические действия в обстановке борьбы с противником, от студентов требуется большое искусство, которое достигается длительной тренировкой. Непрерывно изменяющаяся обстановка игры требует, чтобы игрок был постоянно готов применить то одно, то другое целесообразное в данном случае тактическое действие. В умении оценить обстановку на поле, созданную действиями партнеров и противодействия противника, и применять действия, соответствующие этой обстановке, и выражается тактическая деятельность студента на поле.
Обучение и многократное повторение тактического действия приводило к образованию навыка, который облегчал и ускорял действия игроков, группы игроков и команды в целом.
В совершенствовании тактики особое внимание уделялось тому, чтобы студенты осознали и поняли значение и сущность взаимодействия в команде, а также значение индивидуальных действий в командах и групповых тактических действиях. Это достигалось многократным теоретическим разбором коллективных тактических действий (систем, комбинаций, розыгрыша стандартных положений) вне поля и не менее многократным практическим повторением их на площадке в упрощенной, усложненной и непосредственно игровой обстановке. Теоретический разбор и практические упражнения чередовались. Обращая внимания на то, чтобы студенты действовали сознательно, подчиняли свои действия взаимодействию группы игроков или всей команды в целом. Многократно теоретически и практически повторяя тактический прием и исправляя индивидуальные неверные действия, нарушающие общее взаимодействие и студенты стали ясно понимать этот прием и действия в нем партнеров. Следовательно, действия всего коллектива становились более слаженными, и вырабатывался нужный тактический навык. Этот навык давал возможность студентам решительно действовать в знакомой обстановке и начинать комбинации. Возможность осуществлять коллективные (командные и групповые) действия в привычной обстановке освобождало внимание студента для решения новых более сложных задач, для развития успешно выполненного действия и помогало индивидуальным творческим действиям студента. Практика показала, что для разучивания тактических действий (групповых, командных) необходимо было разложить на составные более простые элементы.
Литература:
1. Зиннатуров А. З. Методика тренировочных занятий в процессе физического воспитания студентов. //Теория и практика физической культуры, 2008. -№ 8. — С.20–21.
2. Эрдонов О. Л. Оценка пульсовой стоимости соревновательной деятельности юных спортсменов 13–14 лет по мини-футболу // Педагогик таълим. 2007.-№ 4.– С.104–105.
3. Эрдонов О. Л. Экспериментальное обоснование методики подготовки юных спортсменов 13–14 лет по мини-футболу: Автореф.дис. канд. пед. наук, Т., 2008. — 34 с.