Формирование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (53) июнь 2013 г.

Статья просмотрена: 7084 раза

Библиографическое описание:

Сиренко, А. Н. Формирование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы / А. Н. Сиренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 509-510. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7159/ (дата обращения: 15.11.2024).

Формирование компетентностей школьников, то есть способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Исходя из этого, сформированность профессиональных компетентностей учителя стало основным компонентом качественного обучения в школе. По мнению современных ученых в педагогической области (Ларионова О. Г., Вербицкий А. А.) — компетенции учителя — это его права, обязанности и ответственность в сфере педагогической деятельности, выполнение которой обеспечивается комплексом его деятельных способностей и возможностей, наличием мотивационной готовности и направленности на дело, системой необходимых знаний, умений, навыков и опыта. [1, с.82].

Следует различать компетенции и компетентности учителя. «Компетентностями учителя являются постоянно совершенствующиеся и реализуемые на практике способности, деятельные возможности, мотивационная направленность и готовность к осуществлению творческой педагогической деятельности с глубоким осознанием социальной значимости этой деятельности и личной ответственности за результаты своих действий и поступков». [1, с.89].

Исходя из вышеизложенного, «в систему базовых групп компетентностей входят: информационно-методологические, теоретические, социально-коммуникативные, личностно-валеологические, методические». [1, с.83].

Сегодня предметы «русский язык» и «математика» являются обязательными для итоговой аттестации выпускника, которая проходит в формате единого государственного экзамена. Следовательно, именно этим дисциплинам учителя общеобразовательных школ уделяют повышенное внимание. Тем более, что при переходе выпускников в высшие учебные заведения, преподаватели отмечают незнание родного, русского языка, и даже не столько грамматики и орфографии, сколько законов построения речи. Одна из возможностей интеграции разрозненных знаний в общее знание — обязательная работа с речевыми структурами в учебном процессе.

В традиционном обучении подавляющее большинство учителей «излагают» учебный материал по учебнику либо по методическим пособиям, не задумываясь о причинах выбора автором именно такой логики изложения, использования им именно данных языковых структур.

При этом свой стиль усвоения и понимания текстов учитель, как правило, навязывает. Причем не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах, поскольку повсеместно считается, что родным языком должны заниматься только учителя русского языка и литературы. Соответственно любой учитель должен быть очень корректен в своих высказываниях и внимателен к речи учеников, поскольку недостаток такого внимания может оказаться причиной неприятия всей учебной дисциплины.

При изучении русского языка и литературы с позиции становления компетентностей учителя является освоение учениками:

-        приемов поиска информации;

-        методов работы с текстами гуманитарного содержания;

-        навыков в публичной речи;

-        способов установления межпредметных связей;

Проблемным заданием для обучающихся является самостоятельный поиск информации. Эти поиски поручаются и отдельным ученикам, и малым группам из двух-трех человек. Результат поисков может быть представлен в виде реферата, доклада на школьной конференции. Кроме того, такая деятельность является первым шагом в научных исследованиях. Вклад данной технологии в развитие методической и коммуникативной компетентностей обеспечивается педагогическими приемами, помогающими обучать умению выявлять позиции разных авторов по отношению к одним и тем же событиям, сопоставлять и сравнивать их, давать оценку в соответствии с реалиями исторического этапа. Здесь основными методическими компонентами контекстного обучения выступают: ролевые и сюжетные игры, диспуты; дискуссии. В ходе таких мероприятий разные группы выдвигают и отстаивают взгляды своего «героя», обосновывают и уточняют собственные представления о нем и обществе.

Заменой популярному конспектированию может быть задание на составление структурной схемы текста. Выполнение такого задания способствует обучению навыкам в работе с текстами, приучает к неформальному анализу информации.

Многие ученики не умеют работать с аудиторией. Необходимо начинать обучать публичным выступлениям. Рефераты обязательно должны быть представлены перед классной группой. При этом, как и в реальных профессиональных ситуациях, время и структура сообщения могут быть жестко регламентированы.

Также приемами изучения данных дисциплин являются:

-        анализ текстов с целью обнаружения соответствия их назначения стилю и содержанию;

-        самостоятельная разработка разных стилей текстов;

-        выявление речевых недостатков в письменных текстах;

-        ролевые игры;

-        мини сочинения, эссе.

«Метод эссе», ориентирован на развитие рефлексии обучающихся. Эссе — краткие сочинения личного характера, содержащие собственный взгляд на обсуждаемую научную или социальную проблему. В эссе старшеклассники учатся не только высказывать собственные мысли, но и сопоставлять их с общепринятыми, понимать себя, чувствовать свою принадлежность обществу, то есть развивать личностные и социальные компетентности.

Литература:

1.                           Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Гуманизация и компетентность: контексты и интеграция. — М.: МГПОУ, 2006. — 172 с.

2.                           Ларионова О. Г. Подготовка учителя математики в условиях контекстного обучения. — М.: МГОУПУ, 2006. — 172 с.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, Компетентность учителя.


Похожие статьи

Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов

Формирование профессиональных компетенций бакалавров при изучении социально-политических дисциплин

Формирование нравственных качеств обучающихся на основе изучения традиций русского народа

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку в рамках среднего профессионального образования

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка посредством интернет-ресурсов

Похожие статьи

Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов

Формирование профессиональных компетенций бакалавров при изучении социально-политических дисциплин

Формирование нравственных качеств обучающихся на основе изучения традиций русского народа

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку в рамках среднего профессионального образования

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка посредством интернет-ресурсов

Задать вопрос