В большинстве случаев для установления признаков присвоения проводится проверка сообщения о преступлении, имеющая целью сбор необходимых материалов и получение сведений, на основании которых решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
В ходе проверки, особенно в случаях, связанных с недостачами и излишками, проводится инвентаризация, представляющая собой проверку наличия и состояния материальных ценностей и денежных средств и последующее сличение полученных данных с учетными [3].
Для более глубокого изучения положения в производственной и финансовой деятельности предприятия, где произошло присвоение, назначается документальная ревизия.
УПК РФ ничего не говорит о том, кто проводит ревизии и документальные проверки [5]. В ст. 144 УПК РФ лишь содержится указание о том, что можно привлекать к участию в этих проверках и ревизиях специалистов.
В заключении по итогам проверки ревизором (аудитором) должно быть указано: кто, где и на каком основании ее проводил. за какой период осуществлялась проверка и что было ее предметом. является ли проверяемая организация юридическим лицом (это может быть филиал или иное структурное подразделение предприятия), имеет ли расчетный и другие счета в банке; кто несет ответственность за ее деятельность, когда и кем предприятие создано, где зарегистрировано, его профиль, имеет ли лицензии на осуществляемые виды деятельности, источники финансирования, факты выявленных нарушений и подтверждающие их документы, приемы и методы, применявшиеся при проверке [4].
Кроме того, по делам о присвоениях проводятся гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан, наведение справок, наблюдение, исследование предметов и документов, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических каналов связи и др.
Основанием для возбуждения уголовных дел о присвоении и растрате обычно являются сведения о наличии в поступивших к следователю материалах признаков подобных деяний [6].
Соответственно в начале расследования обычно возникает ряд наиболее типовых следственных ситуаций.
Чаще всего дела о хищениях государственного имущества возбуждаются по материалам документальных ревизий. В тех случаях, когда для принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимы дополнительные материалы, осуществляется их доследственное собирание самим следователем (путем затребования недостающих документов, получения объяснений и т. д.) или с помощью оперативно-розыскных органов [2]. Проверка может свестись к проведению ревизии (если она не проводилась).
Анализируя поступившие материалы ревизии и иных проверок, следователь должен обратить внимание на следующее:
а) произведена ли проверка уполномоченными на то лицами с участием компетентных специалистов (бухгалтеров, если проверка касалась учета; инженеров, экономистов, если проверке подвергнуты экономико-производственные процессы и т. д.);
б) соблюден ли порядок проверки, установленный для данной отрасли хозяйства (с ним надо предварительно ознакомиться), в частности, выяснялось ли наличие имущества путем снятия остатков обязательно в натуре, соблюдались ли правила отбора образцов и т. д.;
в) описаны ли в акте ревизии конкретные факты тех или иных нарушений и проверен ли каждый из них до конца и всесторонне (в акте не должно быть формальной констатации нарушения без указания их причин в тех пределах, в каких это может быть установлено средствами ревизии);
г) рассмотрен ли материал проверки руководителями соответствующей организации и каково их заключение по этому поводу;
д) имеется ли надлежащая полнота материалов (документы должны быть приложены в подлинниках);
е) какие объяснения даны лицами, ответственными за обнаруженные факты (этих лиц следует привлекать к участию в проверке, но если они не принимали участие, то к материалам должны быть приложены справки о их вызове и причинах неявки), и какое заключение по этим объяснениям дал ревизор.
При наличии в полученных материалах достоверных признаков хищений или других преступлений следует немедленно возбудить уголовное дело и начать расследование [1].
Итак, действия следователя в стадии возбуждения уголовного дела сводятся к установлению признаков присвоения и растраты, проводится проверка сообщения о преступлении, имеющая целью сбор необходимых материалов и получение сведений, на основании которых решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
Литература:
1. Волобуев А. А., Щукин В. И. Методические рекомендации по раскрытию и расследованию хищений ужого имущества путем присвоения или растраты. Белгород, 1998. С. 23.
2. Демурчев Л. Г. Проведение ревизий, документальных проверок в стадии возбуждения уголовного дела // Теория и практика общественного развития. 2011. № 4. С. 220–223.
3. Козлов В. В., Козлова Л. В. Инвентаризация как способ контроля за сохранностью товаров // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2010. № 4. С. 118–120.
4. Махов В. Н. Использование знаний сведущих лиц при расследовании преступлений. М.: РУДН, 2000. С. 163.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921..
6. Экспресс-информация об опыте работы МЭКО при УВД Ульяновской области по проведению прове-рок и ревизий. М., 1998.