Казачья церковь Покрова Пресвятой Богородицы в станице Таманской Крас-нодарского края: историко-архитектурный аспект изучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Береговина, Н. Б. Казачья церковь Покрова Пресвятой Богородицы в станице Таманской Крас-нодарского края: историко-архитектурный аспект изучения / Н. Б. Береговина, Э. Р. Устаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 605-608. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7164/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье рассматривается историческая и архитектурная значимость церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Тамани.

Ключевые слова: архитектура, история, культура, религия.

Исследование историко-культурных и эстетических аспектов культового зодчества всегда актуально в силу его значимости для утверждения и трансляции в человеческом сознании вневременных духовных и моральных ценностей. Эта миссия неизменна и не зависит от величины и статуса храма. Поэтому каждый храм, его история и архитектурные особенности достоин максимально подробного изучения и включения в общий поток развития культуры и архитектуры. Особую ценность в этом отношении представляют приходские храмы локальных культурных сообществ. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в станице Таманской Краснодарского края относится именно к такому типу храмов.

Рис. 1. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в станице Таманской

Станица Таманская стала первым населенным пунктом, занятым казаками-черноморцами при переселении из-за Буга на Кубань. [1, с.703–704] Здесь 25 августа 1792 г., высадился их первый отряд под начальством полковника Саввы Белого и под руководством капитана 1-го ранга Пустошкина. [1, с.703–704] Всего прибыло с флотилией 3247 человек, представлявших собой 25 куреней бывшего Запорожского войска и до размежевания пожалованных императрицей земель новоприбывшие оставались в Тамани. Для переселенцев, крещенных в православной вере, строительство церкви было особо значимым событием при освоении новых земель. Сооруженный храм, помимо своего духовного предназначения, в подобных случаях всегда становился и архитектурно-градостроительной доминантой, объединяя малоэтажную (нередко и стихийную) застройку поселения.

Возведение, благоустройство и содержание Покровской церкви в станице производилось за средства прихожан при пособии Кубанского казачьего войска и воспринималось как жертва Богу. [2, с.283]

Храмовый комплекс Покрова Пресвятой Богородицы сформировался в три этапа с 1793 по 1911 гг. Первый этап датируется с момента его закладки в 1793 г. до 1855 г. Строилась церковь иждивением атамана Черноморского войска полковником Антоном Головатым и освящена войсковым протоиреем Романом Порохней в 1794 г. Согласно одной из исторических справок*, церковь была построена из камня разрушенной турецкой крепости (камни, вероятно, скреплялись глиной), с железной крышей, баней и каменной оградой с бойницами, с колокольней на столбах. Другой документальный источник свидетельствует: «Храм этот выстроен из местного дикарного камня, с виду похож на обыкновенный жилой дом средних размеров. Длина его 25 арш., ширина 10 арш. и высота 6 арш., без притворов с трех сторон, приделанных уже после Севастопольской войны (имеется в виду оборона Севастополя в ходе Крымской войны 1853–1856 гг.), покрытый листовым железом, имеет одну небольшую главу». [3, с.306]

Обе версии возможно дополнить. Известный археолог А. А. Бертье-Делагард в своих «Заметках о Тмутараканском камне» писал еще в 1917 г.

«И так, никакой турецкой крепости в Тамани, для построения своей, русские не сносили, ибо ее давно уже не было; на месте бывшей центральной башни, донжона, построили в 1777 году земляное укрепление. Каменоломни на месте когда-то бывшего донжона также не образовалось, как потому, что там и в почве нет камня, так и потому, что не в крепости же могла быть каменоломня; к тому же и жилье в Тамани обычно строили, именно по неимению камня, турлучным (плетень или камыш, обмазанные глиной) или из кирпича-сырца (лемпач, саман, колып по- местному)»- утверждает ученый, ссылаясь на исследователя П. И. Сумарокова.

А. А. Бертье — Делагард описывает, что А.Головатый, только что, приехав на Тамань, подал прошение 17-го июля 1793 г., о разрешении ему построить за свой счет на каменном фундаменте деревянную церковь по прилагаемому плану, но позже, видимо, изменил намерение, поставив каменную. Место, отведенное под строительство храма известно точно, оно тоже, на котором и сейчас стоит церковь Покрова Пресвятой Богородицы. [5, с.91–92] Выбор места для культового здания, довольно далекого от первых построек станицы, легко объясняется его исключительными особенностями, на тот момент, оно не только возвышалось над станицей, но и, как писал сам Головатый: «Выстроена в прекрасном саду». Позднее сад, вероятно, оставленный без ухода, погиб, и церковь начало заносить песками. [4, с.92]

Каких-либо рисунков, подробного описания церкви, иных точных сведений о первых годах существования и строительства храма не сохранилось. Осталось точно невыясненным, из какого все же материала возвели стены. Наиболее правдоподобным является предположение о том, что конструкция стен этого периода, выполнена из подручного материала, собранного хаотично по всей территории Тамани.

По-мнению, А. А. Бертье-Делагарда церковь была каменной, в виде обычного прямоугольного здания, крайне простая в исполнении, со всех сторон обнесенная деревянным навесом, на деревянных столбах, построенная целиком вновь.

Навес был сооружен в 1795 г. для размещения под ним мраморных древностей. Здесь хранились: тмутараканский камень с надписью о деяниях князя Глеба, обломки античных и византийских колонн, плита с греческой надписью (I-II вв. н. э.), мраморное изваяние льва, фрагменты надгробия 1590 г. и другие артефакты.

В храме хранились дорогие богослужебные сосуды, книги, церковная утварь из походной церкви казаков-черноморцев.

Существует легенда, которая связывает месторасположение казачьей церкви с одноименной церковью, построенной еще во времена Тмутараканского княжества (конец X- конец XII в.) Мстиславом Владимировичем в 1022 г. после победы над касожским князем Редедею. Другая легенда отождествляет храм со средневековой мусульманской мечетью, устроенной на этом местетурками, что не имеет под собой археологического подтверждения. Во время Крымской войны церковь была разорена, что завершило первый этап формирования храмового комплекса в станице Таманской. Второй этап продлился до 1911 г.

К началу 1860-х гг. церковь восстановили без навеса и колонн, но соорудили три притвора, после чего план церкви приобрел крестообразную форму. В 1865 г. урядник Ф. Г. Чепиль на собственные средства в ограде храма возвел каменную звонницу с шестью колоколами. Об этом на восточном фасаде, в среднем простенке звонницы поместили мраморную доску с надписью: «Сiю колокольню сооружилъ житель Города тамани урядник Федоръ Григорьевичъ Чепиль 1865 года 10 iюня сооружилъ».

С конца XVIII в. до конца XIX в. в ограде церкви производились захоронения о чем, свидетельствуют перемещенные фрагменты 18 надгробий. На рубеже XIX–XX вв., на территории храма был построен жилой дом для священника. В 1910 г., одновременно с сооружением памятника казакам, высадившимся у Тамани в 1792 г., начался капитальный ремонт церкви.

А. А. Бертье-Делагард так писал об этом: «Ее возобновили после войны в ином виде, тоже простым прямоугольным зданием, с пристройкой сеней на южном входе, но уже без каких-либо навесов и столбов вокруг». В 1911г. церковь решили реставрировать, вернуть ей исторический облик, для чего из-за ветхости, ее пришлось полностью разобрать. Эта работа требовала 5–6 тысяч рублей. Тысячу рублей выделило общество ст. Таманской, еще тысячу — епархия, остальные средства Кубанское казачье войско. План реставрации составил архитектор И. К. Мальгерб — автор проектов Свято-Екатерининского собора, Троицкой и Успенской церквей в городе Екатеринодаре. Пытаясь придать ей первоначальный вид, и имея только устную информацию о том, что вокруг храма были деревянные колонны, новую церковь окружили бетонной колоннадой, что придало ей вид древнегреческого сооружения несвойственного духу казаков. «Ныне эта церковь представляет тетрастильный дорический храм, с прилепленными к нему на длинных сторонах колоннадами иного, малого размера, и в какую пору в нем не бывалыми, а в древности и вовсе невозможными» — сообщал археолог А. А. Бертье-Делагард. Строительными работами руководил автор проекта И. К. Мальгерб и 1 октября 1911г. состоялось торжественное освящение возобновленного храма.

До начала восстановительных работ церковь мало напоминала античный храм, скорее имея вид скромного сельского дома. Церковная ограда почти полностью была занесена песком из-за песчаных бурь, частых на Тамани. [5, с.54–55] В ходе «воссоздания» храма он пробрел облик, в котором сочетались формы русского классицизма с некоторыми чертами греческого античного зодчества.

Таким образом, вновь построенная церковь не имела ничего общего ни с первоначальной, времен Головатого, ни со следующей, построенной после Крымской войны. [4, с.95] 1911 г. стал началом третьего этапа существования храмового комплекса в станице Таманской.

В начале 1930-х годов жителям Тамани удалось спасти церковь от разрушения с помощью директора Таманской археологической экспедиции А. Г. Остроумова, написавшего в Москву письмо с обоснованием исторической ценности храма. Однако церковные ценности, привезенные казаками в 1792г., были в большинстве все же утрачены в годы советской власти. Сохранилось лишь несколько старинных предметов, среди которых хоругви, две плащаницы, Евангелие 1798 г., купленное в Киеве, а также икона, подаренная казакам Екатериной II.

В 1942–1943 гг., немецкими захватчиками для строительства аэродрома была разобрана ограда. В то же время был снят со звонницы старинный двухсотпудовый колокол с памятной надписью на нем «Сей колокол перелит войска Черноморских казаков гор.Тамани с прежде сооруженного от войска для Таманской Свято-Покровской церкви коштом и иждивением прихожан в бытность войскового атамана полковника и кавалера Бурсака 1806г».. Возможно, колокол вывезли в Германию на переплавку.

С конца 1940-х гг. храм неоднократно ремонтировали (в 1950-х гг. за счет общины).

В начале 1990-х на средства спонсоров, епархии и с помощью бюджетного финансирования были осуществлены косметические ремонтные работы и проведено отопление.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы является первым со времени переселения казаков-черноморцев на Кубань целостным архитектурным комплексом, хотя и пережившим три этапа преобразования. Она расположена в историческом центре станицы Тамань. Участок размером 70х77 м. расположен среди малоэтажной индивидуальной (усадебной) застройки. Западной оградой с воротами он выходит на переулок Калинина, северная ограда граничит с территорией школы, восточная и южная — с индивидуальной жилой застройкой. Доминирующее положение в храмовом комплексе занимает церковь, стоящая в центре участка; западнее, в двадцати метрах на продолжении ее продольной оси, стоит двухъярусная звонница: северо-западный угол занимает дом священника, юго-восточная часть находится под захоронениями. Церковь выполнена в виде стилизованного греческого храма-периптера, с примыкающей с трех сторон крытой колонной галерей меньшей высоты. Его ядром является двухсветный четверик храма, несущий небольшой восьмигранный барабан с прямоугольными окнами, покрытый низкой шатровой кровлей, увенчанной крестом. Алтарная часть выполнена в виде апсиды, округленной в плане восточной стеной храма.

Главный вход выполнен в виде четырехколонного портика дорического ордера, увенчанного фронтоном треугольной формы. Каннелированные колонны без базы на невысоком подии завершаются дорическими капителями с высокими абаками. Фризовая часть антаблемента декорирована лепными деталями, воспроизводящими триглифы и метопы. Высокий карниз проходит по фронтону портика. Колоннада вокруг здания также выполнена в дорической архитектонике. Стены здания гладкие, без декоративных элементов, лишь со стороны западного фасада расчленены по вертикали четырьмя плоскими пилястрами, расположенными напротив колонн портика. Внутреннее пространство храма, разделено широким прямоугольным порталом, обрамленным по бокам пилястрами в виде полуколонн дорического ордера.

Двухъярусная, квадратная в плане (5,9x5,9м) звонница является важной составной частью комплекса. Она имеет вид вытянутого четверика с открытыми арочными проемами, расположенными с каждой стороны звонницы (по два на каждом ярусе). Второй ярус меньшего размера в плане, чем первый образует над ним невысокий уступ, крытый жестью. Стены первого яруса гладкие. Проемы и углы второго яруса обрамлены плоскими лопатками, объединенными под карнизом звонницы в аркатурный пояс. В средней части столбы второго яруса раскрепованы кирпичным пояском. Звонница покрыта четырехскатной низкой шатровой кровлей по деревянным стропилам и увенчана крестом.

Внутри, с западной стороны расположена металлическая лестница, ведущая на деревянную антресоль второго яруса. Стены звонницы оштукатурены и побелены.

До 1990-х г. колокола у сооружения отсутствовали, их заменяла металлическая болванка. В настоящее время на звоннице установлено пять колоколов.

Третья составляющая комплекса — одноэтажный, под четырехскатной крышей дом священника главным своим фасадом выходит на переулок Калинина. Фасад декорирован лепными наличниками, надоконными сандриками, угловыми лопатками и невысоким карнизом. С восточной стороны находится более поздняя постройка.

Храмовый комплекс до сих пор сохраняет свою доминирующую градостроительную роль в центре станицы Таманской Краснодарского края. В настоящее время это единственный действующий храм станицы и драгоценная реликвия Кубанского казачьего войска.

Примечание:

* В статье имеются справочные данные, составленные архитектором-реставратором И. Г. Семеновой

Литература:

1.                  Михайлов Н. Т. Исторический обзор Терека, Ставрополья и Кубани. Москва, 2008.

2.                  Дело мира: очерки истории культуры и православия Кубани/ науч. ред. О.В. Матвеев. Краснодар, 2009.

3.                  Православная церковь на Кубани (конец XVIII- начало XX в.). Сборник документов (к 2000-летию христианства)/Упр. По делам архивов Краснодарского края. Госархив Краснодарского края. Госархив Ставропольского края. Краснодар, 2001.

4.                  Бертье-Делагард А. А. Заметки о Тмутараканском камне// ИТУАК.1918. № 55.

5.                  Платонов И. Красавица Кубань. Москва, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): Тамань, Пресвятая Богородица, церковь, церковь Покрова, вид, Крымская война, Кубанское казачье войско, станица, храмовой комплекс, Краснодарский край.


Ключевые слова

культура, архитектура, история, религия., религия

Похожие статьи

Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона)

В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.

Историко-иконологический метод установления истории бытования иконы в Русском Православном храме

Статья посвящена исследованию характера бытования храмовой иконы «Всех скорбящих радость» конца XVIII — начала XIX века из собрания Успенского кафедрального собора XII века города Владимира. Предлагаемый метод изучения базируется на системном анализе...

История изучения археологического памятника «Гермонасса — Тмутаракань»

В статье рассматриваются основные этапы изучения археологического памятника «Гермонасса-Тмутаракань» в станице Тамань. Выделяются основные особенности и характеристики периодов исследования, особая роль отводится персоналиям и их вкладу в разработку ...

Эволюция псковско-новгородского стиля храмовой архитектуры XV-XXI вв. на примере «Храма во имя Святителя Тихона Задонского» в городе Саратове

В статье исследуются факторы, оказавшие влияние на эволюцию псковско-новгородского архитектурного стиля. Представлены доказательства о самобытности и уникальности стиля, как самостоятельной единице храмовой архитектуры. Показана перспектива возрожден...

История города Полярного в художественном кинематографе

В работе рассматривается проблема освещения исторических сюжетов, связанных с историей города Полярного, в отечественном кинематографе. Прослеживаются основные периоды в развитии отечественного кинематографа (советский и российский период его развити...

Аграрные отношения и сельское хозяйство в Хивинском ханстве

В статье речь идёт об истории аграрных отношений и сельского хозяйства в Хивинском ханстве. В статье сведения исследуется с точки зрения источниковедения и историографии.

Святые и грешники русской истории: агиографический этап русской киногероики

В данной статье автор рассматривает второй этап кинематографической героики, приходящийся на 1990-е годы, и выдвигает гипотезу о появлении в это время нового течения в киноискусстве — агиографического кинематографа и свойственного ему жанра — фильма-...

Из истории развития кубанского табаководства в пореформенный период (1861–1917 гг.)

В статье рассмотрены основные этапы появления и развития табаководческой отрасли на Кубани в пореформенный период до 1917 г. Показаны значимость и благоприятные условия региона в распространении данной сельскохозяйственной культуры.

Сохранение русской традиции в художественно-культурной среде Кизляра и Кизлярского района Республики Дагестан (некоторые наблюдения)

Статья посвящена нескорым вопросам сохранения русской традиции в культурном пространстве Кизляра и Кизлярского района Республики Дагестан. Автор описывает работу творческих коллективов при Центре традиционной культуры народов России г. Кизляра. Отмеч...

Проблемы культурного наследия Корабельной стороны Севастополя на примере объекта культурного наследия регионального значения — Главной линии обороны в 1854–1855 годах

В статье предпринята попытка систематизировать отдельные проблемы сохранности культурного наследия Корабельной стороны города Севастополя. Сформулированы предложения по восстановлению одного из объектов культурного наследия регионального значения — Г...

Похожие статьи

Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона)

В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.

Историко-иконологический метод установления истории бытования иконы в Русском Православном храме

Статья посвящена исследованию характера бытования храмовой иконы «Всех скорбящих радость» конца XVIII — начала XIX века из собрания Успенского кафедрального собора XII века города Владимира. Предлагаемый метод изучения базируется на системном анализе...

История изучения археологического памятника «Гермонасса — Тмутаракань»

В статье рассматриваются основные этапы изучения археологического памятника «Гермонасса-Тмутаракань» в станице Тамань. Выделяются основные особенности и характеристики периодов исследования, особая роль отводится персоналиям и их вкладу в разработку ...

Эволюция псковско-новгородского стиля храмовой архитектуры XV-XXI вв. на примере «Храма во имя Святителя Тихона Задонского» в городе Саратове

В статье исследуются факторы, оказавшие влияние на эволюцию псковско-новгородского архитектурного стиля. Представлены доказательства о самобытности и уникальности стиля, как самостоятельной единице храмовой архитектуры. Показана перспектива возрожден...

История города Полярного в художественном кинематографе

В работе рассматривается проблема освещения исторических сюжетов, связанных с историей города Полярного, в отечественном кинематографе. Прослеживаются основные периоды в развитии отечественного кинематографа (советский и российский период его развити...

Аграрные отношения и сельское хозяйство в Хивинском ханстве

В статье речь идёт об истории аграрных отношений и сельского хозяйства в Хивинском ханстве. В статье сведения исследуется с точки зрения источниковедения и историографии.

Святые и грешники русской истории: агиографический этап русской киногероики

В данной статье автор рассматривает второй этап кинематографической героики, приходящийся на 1990-е годы, и выдвигает гипотезу о появлении в это время нового течения в киноискусстве — агиографического кинематографа и свойственного ему жанра — фильма-...

Из истории развития кубанского табаководства в пореформенный период (1861–1917 гг.)

В статье рассмотрены основные этапы появления и развития табаководческой отрасли на Кубани в пореформенный период до 1917 г. Показаны значимость и благоприятные условия региона в распространении данной сельскохозяйственной культуры.

Сохранение русской традиции в художественно-культурной среде Кизляра и Кизлярского района Республики Дагестан (некоторые наблюдения)

Статья посвящена нескорым вопросам сохранения русской традиции в культурном пространстве Кизляра и Кизлярского района Республики Дагестан. Автор описывает работу творческих коллективов при Центре традиционной культуры народов России г. Кизляра. Отмеч...

Проблемы культурного наследия Корабельной стороны Севастополя на примере объекта культурного наследия регионального значения — Главной линии обороны в 1854–1855 годах

В статье предпринята попытка систематизировать отдельные проблемы сохранности культурного наследия Корабельной стороны города Севастополя. Сформулированы предложения по восстановлению одного из объектов культурного наследия регионального значения — Г...

Задать вопрос