В статье рассматривается процесс формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности. Анализируется вопросы интеграции искусств, интеграции музыкальной, изобразительной, художественно-речевой театрализованной деятельности, даётся обоснование важности её использования в процессе обучения пению в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: вокально-хоровые навыки, интеграция, интеграция искусств, интеграция художественных видов деятельности.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами, а также тем, что пение в настоящее время рассматривается как один из самых сложных и в то же время наименее изученных и методически разработанных разделов музыкальной работы с детьми дошкольного возраста.
Вопросами формирования вокально-хоровых навыков у детей разного возраста занимались многие исследователи: Н. А. Метлов [2], Д. Е. Огороднов [3], Г. П. Стулова [4] и другие. В своих исследованиях учёные писали о важности проведения работы по формированию вокально-хоровых навыков в связи с тем, что само по себе пение не приводит к формированию данных навыков, для этого необходима специальная, целенаправленная работа по постановке голосового аппарата ребёнка.
Совершенствование вокально-хоровых навыков ребёнка способствует его общему развитию, становлению его личностных качеств, помогает формированию эстетического отношения к музыке и окружающей действительности. Современный подход к его проведению предполагает не только разучивание песен и работу над чистотой интонирования, но и постановкудетского певческого голоса, формирование элементарных певческих навыков. Это связано, прежде всего, с тем, что систематическая работа по постановке певческого голоса и формированию певческих навыков является сложным, монотонным процессом. Для того, чтобы данный процесс стал наиболее привлекателен для детей старшего дошкольного возраста, мы предположили, что интегрированный подход в рамках рассматриваемой работы будет особенно актуален.
В связи с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в соответствии с приказом Министерства образования науки России от 23.11.2009 № 65), и к условиям её реализации (приказ Министерства образования науки России от 20.07.2011 № 2151), становятся актуальными вопросы, связанные с разными аспектами интеграции образовательных областей, разных видов деятельности, преемственности различных ступеней образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования рекомендуют проектировать её с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Буквальное содержание понятия «интеграция» ввёл в 60-х годах ХІХ в. англичанин Герберт Спенсер (с лат. integratio — целый), но сейчас оно мало отражает те процессы, которые подразумеваются под этим термином сегодня. С 80-х годов XX столетия понятие «интеграция», в отечественной науке, стал применяться в политической, экономической и научно-технической областях. Термин «педагогическая интеграция» ввела В. С. Безрукова в 1994 году и рассматривала её, как разновидность научной интеграции, осуществляемую в рамках педагогической теории и практики.
Назначение педагогической интеграции состоит в установлении связей и отношений педагогическими средствами и ради педагогических целей, а специфика интеграции, как педагогического феномена заключается в том, что она одновременно рассматривается как процесс, как результат этого процесса и принцип развития педагогики и педагогической практики. Интеграция способствует усвоению знаний, навыков, умений и развитию художественно — творческих способностей, устраняет перегрузки детей и взрослых, расширяя и углубляя их социально-нравственный и эстетический опыт.
Важным для нашего исследования являются выводы учёных А. Л. Венгера, Л. С. Выготского, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна и других психологовотом, что у ребёнка, как и у взрослого, процесс познания происходит при участии всех анализаторов, в процессе различного рода деятельности, на основе восприятия действительности, а также через восприятие искусства. Однако, познание на основе зрительного восприятия является лишь незначительной частью всего процесса познания ребёнком действительности. Необходимо включение различных видов восприятия: зрительного, слухового, тактильного и других. Это положение определяет идеи применения в образовательном процессе не отдельных видов искусства, а их интеграцию, которая создаёт наиболее полную картину мира в сознании детей, благодаря включению различных видов анализаторов, способствующих усвоению более глубоких и разносторонних представлений об окружающем мире.
Изучение трудов вышеуказанных ученых позволяет нам сделать вывод о том, что применение принципа интеграции разных видов художественной деятельности положительно влияет на процесс формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В свете Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, образовательная область «Музыка» относится к одному из четырёх главных направлений — художественно-эстетическому. В художественно-эстетическом воспитании детей проблема интеграции изучается в ракурсе более глубокой формы взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования. По мнению учёных Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Т. С. Комаровой, Д. Б. Эльконина и других, одной из главных особенностей детской художественно-творческой деятельности является её синкретичность, в широком смысле понимаемая, как нераздельность, соединение видов искусства в одном целом художественном действии.
О роли процесса интеграции разных видов искусств в формировании художественно-творческих способностей и художественно-творческих видов деятельности писал А. Я. Андреев, считая искусство в этом процессе фактором формирования личности, а художественную культуру — компонентом образования. Для развития художественной культуры личности, отмечал учёный, важно знать специфику каждого вида искусства и их взаимодействие. Определенное сочетание видов искусства может быть выбрано для решения тех или иных задач эстетического воспитания личности.
В исследовании Б. П. Юсова. [5] выявляются единые психолого — педагогические принципы преподавания всех искусств. Выясняются психологические и эстетические основания, общие для всех видов художественного творчества, при этом обнаруживается специфика каждого искусства. В основе такой интеграции лежит взаимосвязь элементов, имеющих изначальное родство. Именно такое понимание интеграции заложено в его теории полихудожественного развития.
Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими средствами.
Исследования по интеграции появились в конце 80-х и 90-х годов под руководством Т. С. Комаровой, в которых было отмечено, что интеграция является фактором всестороннего воспитания детей и развития их творчества и понимается как глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающая все виды художественно-творческой деятельности [2]. Были также написаны работы, посвящённые вопросам взаимосвязи изобразительного и других видов искусства: музыки, литературы, театра, архитектуры (С. Ю. Болотова, О. А. Вепрева, С. П. Козырева, И. И. Комарова, Г. П. Новикова, Г. А. Савостина, Е. Л. Трусова, и другие), непосредственно интеграции искусств, видов детской деятельности, способностей детей (М. Б. Зацепина, И. Н. Куланина, Е. А. Пелих), взаимодействия детей друг с другом, детей и взрослых (С. И. Букатина, Н. Л. Дьячкова, О. Г. Мурзакова, Э. В. Никитина, Л. Ю. Павлова, И. Ф. Слепцова и другие). В исследованиях изучались проблемы сущности и значения интеграции в овладении детьми разнообразными видами художественной деятельности, что позволило создать научно-обоснованные рекомендации к проведению интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста на основе освоения произведений народного искусства (музыкального, литературного, изобразительного во взаимосвязи).
Современные исследования показали, что интеграция возможна при выполнении трёх условий, на которые должны указывать существенные признаки интеграции, имеющие свои характерные особенности в каждой из областей человеческого знания. Это такие условия, как:
1. Объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;
2. В интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
3. Интегрируемые предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
Изучая данное направление, нас больше интересовала интеграция художественных видов деятельности, главной предпосылкой объединения их послужило то, что в процессе интеграции деятельности обогащается не только собственное содержание этих видов деятельности, но и сами они реализуются на более качественном педагогическом уровне. В результате этого процесса мы получаем целостное художественно-эстетическое и вокально-хоровое развитие детей, в частности.
В ходе исследования выяснилось, что интеграция в данном случае обладает большими возможностями формирования у детей целостных ориентиров, нравственно-эстетических отношений, пробуждает интерес. Яркая речь художественных текстов, хорошо выполненные произведения изобразительного искусства, образность в выполнении ритмических движений — всё это повышает эмоциональность восприятия музыкального материала, образность формируемых на их основе представлений, способствует успешному овладению детьми вокально-хоровых навыков и содействует эстетическому воспитанию детей в целом.
В ходе изучения фундаментальных трудов Б. М. Теплова, Н. А. Метлова, Н. А. Ветлугиной, Г. А. Струве, и других по развитию у детей дошкольного возраста вокально-хоровых навыков, были выявлены особенности и раскрыты методы формирования у детей вокально-хоровых навыков, средствами интеграции разных видов художественной деятельности.
В исследованиях Б. М. Теплова было доказано, что умение интонационно точно воспроизводить мелодию зависит от степени развития музыкально-слуховых представлений, решающую роль в развитии музыкального слуха учёный отводил «вокальной моторике» — пению. Своими исследованиями он доказал, что использование метода моделирования имеет большое значение в развитии музыкально-хоровых навыков дошкольников.
Изучению природы детского музыкального слуха и голоса и методов их развития, уделял большое значение Н. А. Метлов, о чём писал в своей работе «Обучение пению детей старшей группы детского сада». Учёный широко использовал методы моделирования ритмических и звуковых отношений: жест руки, музыкальную лесенку, графическую запись. Важную роль в активизации процесса развития координации слуха и голоса, чистоты интонирования, чувства ритма Н. А. Метлов отводил игровым приёмам обучения.
Научные исследования и практика Н. А. Ветлугиной позволили определить существенную роль координации слуха и голоса в развитии общей музыкальности дошкольников. На основе этих данных была определена система приемов развития слуха и голоса у детей дошкольного возраста. Основная идея данной системы заключалась в развитии музыкально-слуховых дифференцировок, произвольного пения мелодических ходов, наглядных представлений о знаковых обозначениях высотных и ритмических соотношений.
Высокая результативность развития музыкального слуха и вокально-хоровых навыков у дошкольников достигалась в работе Г. А. Струве по его разработанной методике «Хорового сольфеджио». Педагог рекомендовал использовать в обучении три важных анализатора человеческого организма — зрительного, двигательного и слухового. Движение рукой создаёт у детей наглядную картину изменения высоты звучания мелодии и помогает осознанию звуковысотности.
В XX веке широко применялась ритмодекламация, представляющая собой синтез поэзии и музыки. В современной музыкальной методике обучения дошкольников известна методика Т. А. Боровик, основанная на ритмодекламации, является эффективным средством развития мелодического слуха, координации слуха, голоса и движения, интонационной выразительности. Опора в ритмодекламации на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации.
В рамках исследуемой темы нами была проведена опытно-экспериментальная работа по использованию интеграции художественных видов деятельности в процессе формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста, которая осуществлялась на констатирующем, формирующем и контрольном этапах эксперимента. На констатирующем этапе эксперимента был выявлен стартовый уровень развития у детей старшего дошкольного возраста вокально-хоровых навыков и интереса к различным видам художественной деятельности. В ходе эксперимента были использованы методики, модифицированные согласно цели исследования: «Лесенка», методика В. Г. Щура, метод наблюдения за детьми в свободной деятельности, была разработана серия диагностических заданий по певческим навыкам: звукообразование; певческое дыхание; дикция; певческая установка (диапазон); слуховой навык; навык эмоциональной выразительности исполнения. Для определения уровней развития вокально-хоровых навыков была разработана критериально-уровневая шкала определения вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста. Результаты констатирующего этапа эксперимента (количество детей, показавших высокий уровень развития вокально-хоровых навыков невелик — 32 % от общего количества, средний уровень — 37 %, низкий уровень — 17 % и критический уровень — 14 % от общего количества детей) сориентировали нас на поиск путей интеграции художественных видов деятельности к процессу формирования вокально-хоровых навыков у детей в целостном педагогическом процессе ДОУ.
В результате анализа структурных компонентов вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста, проведенного в первой главе исследования, были определены основные направления развития вокально-хоровых навыков средствами интеграции художественных видов деятельности. В качестве основных критериев интеграции выступили: наличие определённых умений у детей старшего дошкольного возраста в области вокально-хоровых навыков, особый интерес у дошкольников к основному виду художественной деятельности — пению и другим видам художественной деятельности, потребность детей в разноплановой музыкально-игровой деятельности, проявлённость эмоциональных переживаний детей в процессе восприятия и воспроизведении песен. За основу качественного анализа вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности, был взят уровневый подход, позволяющий оценить выделенные критерии по четырём составляющим — высокий, средний, низкий, критический.
На основании теоретического анализа особенностей вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста, специфики организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении и исходя из убеждения, что используя интеграцию художественных видов деятельности в данном процессе для наиболее успешного развития вокально-хоровых навыков у детей, нами была разработана технология формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности. Разработанная технология позволяет увидеть, что процесс формирования вокально-хоровых навыков у детей средствами интеграции художественных видов деятельности в ДОУ происходит через три основных направления: непосредственную образовательную деятельность, нерегламентированную деятельность и деятельность ребенка вне дошкольного учреждения, то есть в семье. Все эти направления взаимосвязаны, хотя на каждом этапе технологии решаются разные задачи.
На первом этапе решается задачи по формированию у детей представлений о певческой деятельности, расширению музыкально-информационного опыта детей в данной деятельности. Для этого разработан цикл бесед на тему: «Песня — душа человека», с целью заинтересовать детей жанром «песня». На данном этапе работы мы используем игры и игровые приёмы, способствующие активизации детей в певческой деятельности к самовыражению, желанию петь сольно, слушать свой голос, звучащий в записи. Это такие игры, в которых интегрируется музыкальная и театрализованная деятельность «Спой песню так, как бы спел её медведь, Дюймовочка, комар» или другие сказочные персонажи. Игровой приём, который удачно используется на данном этапе работы, мы назвали «Музыкальная студия». На «Музыкальной студии» дети, как настоящие артисты записывают своё исполнение через микрофон на компьютер, после чего запись прослушивают вместе с другими детьми и дают характеристику голоса ребёнка. Этот игровой приём помогает детям услышать звучание своего голоса «со стороны» и проявить желание исправлять замечания и ошибки в своём исполнении, а также повышает их самооценку в певческой деятельности.
На втором этапе реализуются задачи по формированию у детей потребности в певческой деятельности в разных формах организации: непосредственная образовательная деятельность, нерегламентированная деятельность, индивидуальная работа. За основу процесса формирования певческих навыков средствами интеграции художественных видов деятельности, мы взяли методику работы по разучиванию песни, её последовательность, поэтапность. Связано это с тем, что процесс формирования певческих навыков у детей происходит в непосредственной образовательной деятельности, проводимой в системе. Задачи по формированию певческих навыков решаются не отдельно друг от друга, а параллельно, взаимодополняя друг друга. На одном музыкальном занятии музыкальный руководитель может одновременно работать над развитием дыхания, звукообразования, а также над ансамблем и выразительностью исполнения. Всё зависит от того, на каком этапе работы происходит разучивание песни. Если разучивание песни на начальном этапе, то педагогу необходимо заинтересовать детей своим выразительным исполнением. Если разучивание песни происходит на втором этапе работы, когда педагогу необходимо разучить мелодию, ритмический рисунок песни, акценты, педагог использует другие игры и упражнения, умело интегрируя художественные виды деятельности.
Так, мы разработали систему работы по формированию вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности, опираясь на методику работы по разучиванию песни, её последовательность, поэтапность.
На первом этапе работы над песней стоит задача «Знакомство с песней», она решается на 1–2 занятиях. Цель первого этапа: Заинтересовать детей содержанием песни — её литературным текстом, музыкальным оформлением, вызывать желание спеть её, помочь детям понять содержание музыкальных образов.
Задачи, решаемые на данном этапе: 1. Создать условия для целостного восприятия произведения. 2.Вызвать яркий эмоциональный отклик у детей на прослушанную песню. 3.Активизировать сознание детей, работу мысли, затронуть воображение ребёнка, создать представление об исполнении песни.
Таблица 1
Работа над песней на первом этапе
Содержание работы |
Интеграция видов художественной деятельности |
Игры и упражнения |
Содержание игры, упражнения. |
I. Восприятие (слушание) песни: — в исполнении педагога; — в исполнении воспитанника; — в записи. |
Интеграция певческой и изобразительной деятельности. |
1.«Подбери картинку», развивать умение находить иллюстрацию, соответствующую содержанию песни. 2.«Нарисуй мелодию». |
- Игра для развития умения соотносить исполняемое произведение с иллюстрацией. — Игра на развитие умения соотносить высоту мелодии и линию, которой изображают мелодию. |
Интеграция певческой и художественно-речевой деятельности |
1.Приём использования художественного слова; образное сравнение. 2. Игра: «Назови главное слово», развивать умение вслушиваться в текст песни. 3. Игры «Прослушай и хлопни», развивать умение внимательно слушать новую песню. |
- Выбор ключевого слова (в куплете, в припеве). — Игра на развитие слухового внимания, в которой дети должны выбрать слово присутствующее в песне и хлопнуть. |
|
II.Беседа о характере песни. |
Интеграция певческой и художественно — речевой деятельности. |
1. Игра: «Слово на ладошке», игра на умение давать характеристику новой песне. 2. Предложение заведомо неправильной характеристики песни. |
- Дети называют слова-синонимы, характеризующие песню и «кладут слово в ладошку» педагогу. — Дети выбирают правильную характеристику песни из перечисленных педагогом. |
III. Повторное исполнение песни педагогом |
Интеграция певческой и театрально-игровой деятельности |
Игра: «Потерялась песенка», игра на развитие умения у детей по мелодии узнавать только услышанную песню. |
- Педагог напевает детям на выбор несколько песен, а детям необходимо выбрать прослушанную. |
IV. Знакомство с композитором песни. |
Интеграция художественно-речевой и изобразительной деятельности. |
Показ портрета композитора, рассказ о его биографии. |
Педагог рассказывает о композиторе, авторе слов, эпизоды из биографии, наиболее яркие, запоминающиеся моменты. |
V. Вызвать желание разучить песню на следующих занятиях. |
Интеграция художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. |
Игровой приём «манок» предложенный (Крыловой Н. в программе «Детский сад — дом радости»). |
Педагог заинтересовывает детей интригующим рассказом о песне так, чтобы им хотелось поскорей услышать её и разучить. |
На втором этапе происходит непосредственная работа над формированием вокально-хоровых навыков в процессе разучивания песни, на это отводится от 3-х до 5-ти занятий. Задачи, которые необходимо решить на этом этапе, следующие:
1. Способствовать развитию у детей певческих навыков в процессе упражнений и музыкальных игр, средствами интеграции художественных видов деятельности.
2. Совершенствовать певческий голос детей и вокально-слуховую координацию.
3. Приобщать детей к активному участию в певческой деятельности, приучать самостоятельно использовать приобретённые умения и навыки.
На третьем этапе поставлены задачи по созданию условий для возникновения потребности к певческой деятельности, расширение самостоятельности детей в выборе средств, способствующих формированию устойчивых навыков и умений в певческой деятельности у детей.
Таким образом, разработанная нами технология формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности позволила спланировать работу на формирующем этапе эксперимента и определить наиболее удачные формы интеграции художественных видов деятельности по формированию вокально-хоровых навыков на разных этапах работы над песней.
Литература:
1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991.-96с.
2. Комарова, Т.С., Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. — М.: Мозаика-Синтез, — 2010.
3. Метлов, Н. А. Музыка — детям: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада [Текст]: составители / С. И. Чешева, А. П. Николаичева. — М.: Просвещение, 1985. — 144с.
4. Огороднов, Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе [Текст] / Д. Е. Огороднов. — Изд. 3. — Киев: Музыкальная Украина, 1989.- 65 с.
5. Юсов, Б. П. Когда все искусства вместе [Текст] / Б. П. Юсов. — М.: Просвещение, 1995. — 140с.