Цели: Совершенствовать знания детей по теме «Геометрические фигуры»;
Совершенствовать умение детей решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Задачи: Воспитывать интерес к математике;
– Закреплять название геометрических фигур (плоскостные, объёмные в чём различие);
– Упражнять в составлении композиций из геометрических форм;
– Закреплять умение детей составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10.;
– Закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ;
– Закреплять умение давать развёрнутый ответ на вопрос задачи:
– Закреплять умение ориентироваться на листе в крупную клетку;
– Записывать решение задач с помощью цифр;
– Закреплять умение правильно держать карандаш.
– Развивать конструктивные способности, зрительное восприятие;
– Развивать связную речь;
– Усидчивость;
– Умение слушать других детей;
– Формировать доброжелательное отношение друг к другу, оказывать взаимопомощь;
– Доводить дело до конца.
Оборудование: Наборы плоскостных геометрических фигур на каждого ребёнка. Демонстрационный набор объёмных геометрических форм. Конверты с вырезанными геометрическими формами. Листочки в крупную клеточку на каждого ребёнка. Простой карандаш на каждого ребёнка. Карточки с задачами в картинках на каждого ребёнка.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сейчас у нас математика, присаживайтесь на свои места. Посмотрите, кто к нам пришёл в гости, узнали.
Ответ детей: Незнайка!
Воспитатель: Незнайка, что привело тебя к нам? Ребята, Незнайка узнал, что вы скоро пойдёте в школу, и очень хорошо знаете математику. Незнайка тоже хочет в школу, но ему нужно ещё многому научиться. Незнайка просит помощи, и хочет, чтобы вы научили его математике. Поможем Незнайке?
Ответ детей: Обязательно поможем.
Воспитатель: Незнайка слушай внимательно.
Воспитатель: Дети какие два вида геометрических фигур мы знаем?
Ответ детей: Плоскостные и объёмные.
Воспитатель: Молодцы. А чем они отличаются?
Ответ детей: Объёмные можно поставить и прокатить, а плоские нельзя.
Воспитатель: Хорошо. У вас на столах лежат плоскостные геометрические формы, давайте назовём их.
Дети перечисляют: круг, овал, квадрат, ромб, треугольник, прямоугольник, трапеция и многоугольник.
Воспитатель: Хорошо. А теперь я буду называть геометрическую форму, а вы будете показывать её.
Воспитатель показывает набор объёмных геометрических форм.
Воспитатель: Ребята, что это?
Ответ детей: объёмные геометрические формы.
Воспитатель: Замечательно!
Воспитатель: Давайте повторим. какие объёмные геометрические формы мы знаем?
Ответ детей: куб, шар, цилиндр, конус, кирпич.
Воспитатель: Теперь я буду показывать геометрическую форму, а вы будете её называть. Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. С этим заданием вы справились. Теперь отдохнём.
Математическая физкультминутка.
Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — тихо сесть.
Раз — подняться. Подтянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — за стол тихонько сесть.
Воспитатель: Отдохнули, ребята? Молодцы. Как тебе Незнайка, нравится? Учиться не легко. Про геометрические формы ты теперь всё знаешь. Сейчас мы научим тебя решать задачи.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним что такое задача и из чего она состоит.
Ответ детей: Задача состоит из условия (рассказа), вопроса, рассуждения, решения, ответа.
Воспитатель: Совершенно верно. Давайте все вместе разберём две задачи. (на доске написаны печатными буквами две задачи). К доске вызывается ребёнок. Воспитатель просит прочитать задачу и решить её.
Первая задача.
Катя и Вера собирали букет. Катя принесла три нарцисса, а Вера 4 тюльпана. Сколько всего цветов в букете?
Воспитатель: Условие и вопрос мы прочитали. Что дальше?
Ответ ребёнка: Мы рассуждаем. Задача на сложение, знак +. Дальше решение задачи. (Ребёнок записывает решение на доске, проговаривая решение вслух. Три нарцисса плюс четыре тюльпана, равно семь цветов.
Решение задачи ребёнок записывает на доске, а дети на листочках за столами.
Воспитатель проверяет правильно ли дети держат карандаш и напоминает — «Не забывайте, что карандаш удерживается большим, указательным и средним пальцами. Похлопайте указательным пальчиком по карандашу. Все цифры мы пишем сверху в низ».
Воспитатель: Правильно. Дальше что?
Ответ ребёнка: Дальше, ответ.
Воспитатель: Напоминаю, ответ в задачи должен быть полный.
Ребёнок проговаривает ответ — «В букете всего семь цветов».
Воспитатель: Отлично! Давайте разберём вторую задачу. К доске приглашается ребёнок.
Вторая задача.
На ветке сидели восемь синиц. Пять синиц улетело. Сколько синиц осталось на ветке?
Воспитатель: Условие и вопрос мы прочитали. Что дальше?
Ответ ребёнка: Мы рассуждаем. Задача на вычитание, знак -. Дальше решение задачи. (Ребёнок записывает решение на доске, проговаривая решение вслух. Восемь синиц минус пять синиц, получается три синицы.
Решение задачи ребёнок записывает на доске, а дети на листочках за столами.
Воспитатель: Замечательно. Что дальше?
Ответ ребёнка: Дальше, ответ.
Воспитатель: Напоминаю, ответ в задачи должен быть полный.
Ребёнок проговаривает ответ — «На ветке осталось три синицы». Воспитатель: Отлично! Молодцы! А теперь ребята вы будете решать задачи самостоятельно. У вас на столах лежат карточки с нарисованными задачами.
Внимательно рассмотрите, составьте задачу и решите её. Действия запишите на листочках в клеточку, простым карандашом. Не забудьте дать полный ответ к задаче. (Даётся время на решение задачи). Далее воспитатель выборочно спрашивает детей решение задачи.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Незнайка, тебе всё понятно? Научился решать задачи? Теперь тебя точно в школу возьмут! А теперь давайте отдохнём.
Математическая физкультминутка.
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо,
Смотрит вверх, смотрит вниз,
Потом села на карниз,
А потом свалилась вниз.
Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат конверты. Посмотрите, что там?
Ответ детей: Плоские геометрические формы.
Воспитатель: Сейчас у вас будет творческое задание. Выложите какой-либо предмет (дом, виды транспорта и т. д.) чтобы туда вошли все геометрические формы, которые лежат в конверте. (Как пример.)
Дети занимаются творчеством, затем показывают свои работы. Воспитатель даёт положительную оценку всем детям, напоминает, чем они занимались на занятии.
Воспитатель: Незнайка тебе понравилось наше занятие? Ты много узнал, многому научился! Приходи к нам ещё, мы будем рады тебя видеть! Давайте поаплодируем себе, какие все молодцы!
Дети себе аплодируют.
После занятия воспитатель предлагает поиграть в математическую игру (Два варианта). Игра с числами в пределах 20.
Первый вариант «Назови соседей числа): Ведущий стоит в центре с мячом и называет любую цифру (например, 7), кидает мяч ребёнку, ребёнок должен поймать мяч и кидая его ведущему называет соседей числа (6 и 8).
Второй вариант «Назови соседа чисел). Ведущий стоит в центре круга и называет два числа (5 и 7), кидает мяч ребёнку. Ребёнок должен поймать мяч и назвать соседа чисел (6).