В статье анализируются различные точки зрения относительно определения понятия правового статуса личности в целом и ребёнка, в частности. Особое внимание уделяется личностно-правовому статусу ребёнка. Автором сформулировано понятие личностно-правового статуса ребёнка и раскрыто его содержание.
Ключевые слова: ребёнок, правовой статус, личностно-правовой статус.
Специфичность статуса ребенка заключается в его физической и социальной беспомощности, в результате чего многие его прав не могут быть реализованы. При этом, ответственность за их обеспечение возлагается на других субъектов: родителей или лиц, их заменяющих; государство и общество в лице специальных органов и учреждений. Достигая определенного возраста, ребенок потенциально может себя защитить как физически, так и используя закрепленный правовой порядок гарантий своих прав и свобод. Однако основная часть прав, закрепленных нормами национального законодательства, в реальной жизни все еще остаются декларативными. Правовой и социальный статус ребенка отличаются от статуса взрослых субъектов права градацией детей по возрастному цензу, в связи с чем изменяется их правосубъектность. По мере того, как ребенок взрослеет, он приобретает новые возможности, а значит, приобретает новые права и обязанности — меняет свой статус.
Общие проблемы правового статуса личности в целом представлены в работах таких авторов, как: В. А. Котюк, С. А. Саблук, О. Ф. Скакун, Ю. Н. Тодыка. Отдельным елементам правового статуса ребёнка посвящены исследования З. В. Ромовской, Б. К. Левковського, Я. Н. Шевченко.
Однако, правовому статусу ребёнка не уделяется должного внимания, что приводит к отсутствию, на сегодняшний день, самостоятельных исследований по данной тематике.
Поэтому, основной задачей данной работы является комплексное изучение теоретических проблем правового статуса ребёнка и выяснение правовой природы и структурных элементов его личностно-правового статуса
Правовой статус человека и гражданина можно охарактеризовать как систему прав и обязанностей, законодательно закрепленных в Конституции и других нормативно-правовых актах. Права и обязанности в правовом государстве фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и личности, которая основана на демократических принципах.
Формулируя дефиницию понятия правового статуса В. А. Котюк отмечает, что правовой статус — это совокупность юридических прав, свобод обязанностей лица, которые закреплены в действующем законодательстве и составляют социально допустимые и необходимые потенциальные возможности лица иметь субъективные права и обязанности, возможность реализовывать их в системе общественных отношений. Автор обращает внимание на то, что правовой статус состоит из объективных (законодательных) и субъективных прав, свобод и обязанностей человека [1, с. 100].
Рассматривая правовой статус личности О. Ф. Скакун выделяет: общий, специальный и индивидуальный правовой статус. При этом, общий правовой статус закреплен в Конституции Украины и конституционных законах и является одинаковым для всех независимо от национальности, религиозных убеждений, социального положения. Специальный статус, по мнению автора, дополняет или ограничивает общий правовой статус и является статусом лица как представителя той или иной социальной группы. Индивидуальным является статус лица как индивидуума, который составляет персонифицированные права и обязанности в их конкретных, природных и приобретенных способностях и особенностях, отличается подвижностью: изменяется в соответствии с изменениями, происходящих в жизни человека [2, с. 413].
Специфика правоотношений с участием несовершеннолетних заключается в том, что ребенок является зависимой от родителей или лиц, их заменяющих, что накладывает соответствующий отпечаток на содержание таких правоотношений.
Характеризуя правовой статус ребенка, в первую очередь, следует отметить, что отношения в которых принимают участие дети регулируются различными отраслями права. А потому, как справедливо заметил Б. К. Левковський: «невозможно определить правовой статус личности вообще, это возможно только в пределах какой-то определенной отрасли права, например в пределах, конституционного, административного права. Правовой статус охватывает собой права — возможности, потенциальные права, на которые субъект может рассчитывать в будущем [3, с. 35].
При этом, С. А. Саблук утверждает, что правовой статус ребенка следует рассматривать как ядро нормативно-правового выражения основных принципов во взаимоотношениях личности и государства, поскольку в нем эти принципы должны быть представлены в чистом, идеальном виде и воплощать высшие ценности человеческого общества: веру и нравственность Следовательно, правовой статус ребенка — это объективированные и формализированные в праве возможности, необходимые личности ребенка для его всестороннего развития, правовое положение, отражающее положение ребенка во взаимодействиях с другими субъектами права [4, с. 146–147].
При данном подходе О. В. Бутько определяет правовой статус ребенка как объективирован и формализованные в праве возможности, необходимые личности ребенка для его всестороннего развития, т. е. для перевода потенциальных ресурсов в фактические [5, с. 12].
Если проанализировать украинское законодательство, можно сделать вывод о том, что в нормах закреплен перечень различных категорий детей (дети-инвалиды, дети-жертвы насилия, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и др.) и определены правовые режимы в которых они могут находиться. Дети являются участниками многих отношений. Причем взрослея и достигая определенного возраста возникают условия которые влияют на их правовой статус, что позволяет говорить о возможности выделения различных видов правовых статусов детей, выделяя при этом общий правовой статус ребенка.
Дети являются наиболее незащищенной категорией населения и именно поэтому они нуждаются в повышенной, по сравнению с другими субъектами права, юридической защите, поскольку не имеют реальной возможности эффективно защищать свои права как взрослые. Соответственно, должен быть необходимый набор специфических методов, а также наличие специальных правовых норм для обеспечения механизма осуществления и защиты прав и свобод ребенка. Такой набор специальных приемов должно объединяться в конституционно-правовой статус ребенка.
В Конституции Украины [6] практически отсутствуют нормы, в которых непосредственно упоминается о правах ребенка, а в общей теории прав ребенка, как самостоятельный субъект права, не выделяется и не разработаны признаки их правового статуса. Соглашаться с такой позицией законодателя не стоит, поэтому основной задачей должно быть теоретическое обоснование различных видов правового статуса ребенка.
Очевидно для нас, что основой правового статуса ребенка должны быть конституционные нормы, которые сориентируют отраслевое законодательство на решение основных проблем эффективной защиты прав детей и закрепят основные принципы правового статуса ребенка. А потому, в системе общего правового статуса ребенка особое место должна занять его конституционно-правовой статус так как основной принцип закрепленный в конституции Украины о неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения, безусловно относится и к ребенку.
Конституционно-правовые основы статуса ребенка в Украине не закреплены отдельно в Конституции Украины, а устанавливаются исходя из основных положений конституционно-правового статуса граждан в целом. Закрепляя конституционно-правовой статус личности, Конституция Украины не использует такую категорию как «ребенок».
Анализируя конституционные основы формирования правового статуса ребенка в Украине, А. А. Шульц делает вывод, что правовой статус ребенка в процессе правоприменения регулируется конституционными нормами, определяющими правовой статус личности в целом и правовыми нормами международных нормативно-правовых актов. Автор отмечает, что такая ситуация сложилась вследствие того, что правовой статус детей определялся исключительно нормами семейного законодательства [7, с. 291].
Нормы Конституции, в общем виде, закрепляют и наделяют личными неимущественными правами каждого, включая ребенка. Об этом свидетельствует формулировка статей конституции в которых указано: «каждый», «никто», «все лица». Однако, не все права, в том виде, в котором они сформулированы и закреплены в Конституции Украины могут применяться по отношению к ребенку, поскольку не учтенные особенности развития ребенка как личности, не достигшим определенного уровня физического и психологического развития.
Например, право на семью не может быть использовано ребенком в закрепленном в статьях Гражданского Кодекса Украины [8] (далее — ГК Украины) и Семейного Кодекса Украины [9] (далее — СК Украины) виде, поскольку до достижения установленного законом возраста ребенок не имеет права вступать в брак и создавать семью, однако, ребенок имеет право знать своих родителей и право на их заботу.
Кроме этого, ребенок имеет право выражать свою точку зрения в делах, касающихся его жизни, однако при этом, ребенок не в праве принимать участие в введении государственных дел.
Несмотря на то, что ребенок является специфическим субъектом права, которой требует специального механизма правового закрепления и регулирования его прав, в Украине права ребенка отождествляются с правами человека и гражданина. В нормах Основного Закона дети упоминаются в немногих статьях причем в общем плане.
Прежде всего, это положения, устанавливающие правовую защиту, материальную и моральную поддержку материнства и детства (ст. 24); государственную охрану семьи, детства, материнства, отцовства (ч. 3 ст. 51); запрет труда несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах (ч. 5 ст. 43); социальная защита в случае потери кормильца (ст. 46); обязательства родителей содержать детей до их совершеннолетия (ч. 2 ст. 51); равенство детей в правах независимо от происхождения и от того, рождены они в браке или вне его; запрещение эксплуатации и насилия над ребенком, государственное содержание и воспитание детей-сирот и детей, лишенных родительского воспитания (ст. 52).
Поэтому, как самостоятельный субъект правоотношений ребенок должен упоминаться в статьях Основного Закона — Конституции Украины, соответственно необходимость закрепления специального правового статуса ребенка в конституционном уровне очевидна.
Рассматривая данный вопрос мы пришли к выводу, что конституционно-правовой статус ребенка необходимо рассматривать как систему гарантированных и охраняемых прав, свобод, обязанностей, устанавливаемых с учетом возрастных ограничений и совокупность социально-экономических, политических и юридических гарантий их реализации, необходимых ребенку для ее всестороннего развития, то есть для перехода потенциальных ресурсов в фактические.
При этом, очевидно, что особенность конституционного статуса ребенка обусловлена тем, что, как уже отмечалось ранее, дети являются наиболее сложной и уязвимой категорией населения, поскольку, имея равные права с другими, фактически наделены меньшими возможностями их реализации.
Конституционно-правовые основы статуса ребенка отдельно не закреплены в Конституции Украины, а устанавливаются, как уже отмечалось, исходя из основных положений конституционно-правового статуса гражданина. Именно поэтому, вышеизложенное приводит нас к выводу, что для лучшей реализации ребенком прав и свобод целесообразно сформулировать предложение о необходимости дополнить ст. 52 Конституции Украины положением о правовом статусе лица, не достигшего 18 лет (ребенка), отметив, что: «ребенком является лицо в возрасте до 18 лет, если по закону, что может к ней применяться, она не достигнет совершеннолетия ранее».
В рамках общего правового статуса ребенка, содержание которого составляют основные права, обязанности считаем возможным выделить личностно-правовой статус ребенка. Необходимость выделения данного статуса ребенка связана с особым положением ребенка в семье. Кроме того, считаем, что личностно-правовой статус ребенка можно считать частью индивидуально-правового статуса.
Так, индивидуально правовой статус — это статус конкретной личности, связанный с его индивидуальными качествами (пол, возраст, семейное положение и т. п.). Индивидуальных правовых статусов столько же, сколько людей. Индивидуальные статусы разные и неповторимые, как и их носители. Индивидуальный статус представляет собой «совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности» [10, с. 88].
Специфичность статуса ребенка заключается в его физической и социальной беспомощности, в результате чего большинство прав ребенка не могут самостоятельно ими реализовываться, а ответственность за их обеспечение возлагается на других субъектов: родителей или лиц, их заменяющих; государство и общество в виде специальных учреждений и органов. Однако, подрастая ребенок получает новые возможности, приобретает новые права и обязанности, то есть меняет свой статус.
Личный статус — положение личности в неофициальной структуре взаимоотношений [11, с. 130]. Данный статус свидетельствует о ценности и признание личности в рамках одной группы. Позиция индивида в группе, в данном случае идет речь о малой группе знакомых людей, дает нам совокупность личных статусов. Поскольку после рождения ребенок становится полноценным членом семьи, такой неофициальной группой для ребенка является семья. Соответственно, личностно-правовой статус ребенка возникает с момента рождения и изменяется в процессе формирования ребенка как взрослой личности.
Как известно, правоотношения между родителями и детьми кроме имущественного, носят и неимущественный характер. Следовательно, с момента рождения ребёнок имеет право на определение его личностно-правового статуса. Такой статус включает в себя: фамилию, имя и отчество; определение родителями или лицами, их заменяющими места жительства ребенка и гражданства.
Содержанием лично-правового статуса является совокупность прав и обязанностей. Поскольку у ребенка отсутствуют обязанности, то каждому праву ребенка корреспондирует право и обязанность родителей или лиц, их заменяющих.
Статья 7 Конвенции о правах ребенка признает за ребенком право на имя. Имя физического лица, которое является гражданином Украины, состоит из фамилии, собственного имени и отчества (ст. 28 ГК Украины). Соответственно, выбор имени ребенка осуществляется по взаимному согласию родителей состоящих в браке. Имя ребенку, рожденному женщиной, которая не находится в браке, определяется матерью ребенка. Кроме того, статьями 144, 145 СК Украины предусмотрена возможность других лиц определять имя ребенку в том случае, если они осуществляют регистрацию рожденного ребенка. Есть важный правовой момент при определении имени ребенка родители которого неизвестны. Так, согласно п. 2. 12 Правил регистрации актов гражданского состояния [12] имя найденного ребенка, родители которого неизвестны, записывается согласно решению органа опеки и попечительства.
В соответствии со ст. 145 СК Украины фамилия ребенка определяется фамилией родителей. В отличие от имени, фамилию нельзя выбрать произвольно, ведь она определяется общей фамилией родителей ребенка. Родившись, младенец получает фамилию родителей, состоящих в браке. Соответственно, если фамилия родителей одинаковая такой она будет и у ребенка. Если фамилии родителей разные, ребенок получит фамилию или матери или отца с их согласия, в соответствии с принципом равенства прав родителей. При отсутствии между родителями согласия по выбору фамилии ребенка, спорный вопрос решает орган опеки и попечительства. Кроме того, если родители имеют разные фамилии, они могут дать ребенку двойную фамилию путем объединения фамилии отца и матери. При этом, если брачные отношения прекращаются, фамилия ребенка не меняется. В случаях, когда родители не могут прийти к согласию в вопросе выбора фамилии ребенку, спор решается органами опеки и попечительства.
Отчество ребенка является составным имени физического лица и определяется именем отца ребенка. Статья 147 СК Украины определяет, что собственное имя лица, записанного отцом ребенка, автоматически определяет отчество ребенка. Отчество ребенка, рожденного женщиной, состоящей в браке, при условии, что отцовство относительно ребенка не признано, определяется по имени лица, которое мать ребенка назвала ее отцом.
В частности, в разъяснении Министерства юстиции Украины «О присвоении фамилии, отчества ребенку при государственной регистрации рождения» [13] обращается внимание на то, что если имя отца является двойным, то отчество ребенка может быть записано согласно одному из этих имен.
Рассматривая гражданство ребенка, как элемент личностно-правового статуса ребенка отметим, что в контексте даного исследования значение имеет тот факт, что по общему правилу, гражданство ребенку определяется гражданством родителей или лиц, их заменяющих. И только в отдельных случаях, при отсутствии информации о родителях ребенка (родители неизвестны), данный вопрос решает государство. А потому, гражданство каждого отдельного ребенка, в контексте рассматриваемого нами личностно-правового статуса детей, необходимо рассматривать через призму особенностей юридической связи между родителями и ребенком.
Вместе с тем, правовое регулирование гражданства детей имеет свои особенности, которые проявляются в особенностях порядка получения, изменения и прекращения. А потому, гражданство детей следует рассматривать через призму самостоятельного элемента их личностно правового статуса. Закон Украины «О гражданстве» [14] (статьи 12–15) определяет основания приобретения детьми гражданства.
Так, ребенок, родители которого на момент его рождения пребывали в гражданстве Украины, является гражданином Украины независимо от того, родился ли он на территории Украины или за ее пределами.
При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоял в гражданстве Украины, ребенок является гражданином Украины: 1) если он родился на территории Украины, 2) если он родился за пределами государства, но родители или один из них в это время постоянно проживали на территории Украины. Так, при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоял в гражданстве Украины, если в это время оба родителя постоянно проживали за пределами Украины, гражданство ребенка, родившегося за пределами Украины, определяется по письменному соглашению родителей.
Ребенок, отец или мать которого на момент его рождения состояли в гражданстве Украины, а второй был лицом без гражданства или был неизвестен, является гражданином Украины независимо от места его рождения.
В случае установления отцовства ребенка, мать которого является лицом без гражданства, а отцом признается гражданин Украины, ребенок, не достигший 16 лет, становится гражданином Украины независимо от места его рождения. Ребенок, родившийся на территории Украины от лиц без гражданства, которые постоянно проживают в Украине, является гражданином Украины. Ребенок, находящийся на территории Украины, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Украины.
Общими основаниями возникновения прав и обязанностей отца, матери и ребенка является происхождение ребенка, то есть наличие кровного родства между ним и матерью, отцом, зарегистрированное в установленном законом порядке, т. е. зарегистрировано государственным органом регистрации актов гражданского состояния [15, с. 147].
Регистрация рождения ребенка производится при предъявлении необходимых документов. Такими документами являются: во-первых, медицинское свидетельство о рождении соответствующей формы. Свидетельство установленного образца выдается лечебным заведением при выписке матери и новорожденного из лечебного учреждения, в котором произошли роды. Иногда бывают случаи (особенно в сельской местности), когда ребенок рождается дома или по дороге в роддом, то есть вне лечебного учреждения. В случае рождения ребенка вне лечебного учреждения время и место, факт рождения ребенка удостоверяется подписями двух свидетелей, которые присутствовали при родах.
Итак, обобщая результаты данной научной работы, следует констатировать, что кроме традиционных видов правового статуса лица (общего и специального) необходимо выделить и закрепить конституционно-правовой статус ребенка. Кроме того, представляется возможным, также выделение личностно-правового статуса ребенка, который включает в себя: присвоение ребенку родителями или лицами, их заменяющими имени, фамилии, отчества, регистрация рождения и определения гражданства.
Литература:
1. Котюк В. О. Теорія права: Курс Лекцій: Навч. посіб. — К.: Вен турі, 1996. — 208 с.
2. Скакун О. Ф. Теорія держави і права: Підручник / Пер. з рос. — Харків: Консум, 2001. — 656 с.
3. Левковський Б. К. Особисті немайнові права та обов’язки членів сім’ї: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. — К., 2004. — 225 с.
4. Саблук С. А. Окремі аспекти правового статусу дитини // Університетські наукові записки. — 2005. — № 3. — С. 143–147.
5. Бутько О. В. Правовой статус ребёнка: теоретико-правовой анализ: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. — Краснодар, — 2004. — 241 с.
6. Конституція України від 28.06.1996 р. // Відомості Верховної Ради. — 1996. — № 30.
7. Шульц О. А. Конституційні засади формування правового статусу дитини в Україні // Альманах права. — 2011. — № 2. — C. 288–292.
8. Цивільний кодекс України від 16.01.2003 р. // Голос України. — 2003. — № 45.
9. Сімейний кодекс України від 10.01.2002 р. // Голос України. — 2002. — № 38.
10. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах / А. В. Малько. — М.: Юристь 1997. — 197 с.
11. Акмеологический словар / Под общ. Ред. А. А. Деркача. — М.: узд-во РАГС, 2004. — 161 с.
12. Правила реєстрації актів громадського стану: Наказ міністерства юстиції України від 18.10.2000 року // Офіційний вісник України. — 2000. — № 42. — Ст. 1803.
13. Про присвоєння прізвища, імені по батькові дитині при державній реєстрації народження: роз’яснення Міністерства Юстиції України / [Електронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/n0045323–11.
14. Про громадянство: Закон України від 10.12.1991 р. // ВВРУ –1991. — № 50. — Ст. 701.
15. Ольховик Л. А. Особисті немайнові права дитини за цивільним законодавством України: дис... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Харківський національний ун-т внутрішніх справ. — Х., 2006. — 284 с.