В Гражданском кодексе РФ дается следующее определение предпринимательства (предпринимательской деятельности) — это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке» [1]. Именно такой подход в понимании данного термина господствует в России как в законодательстве так и в трудах отечественных ученых, занимающихся изучением проблем предпринимательства.
Согласно ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными законодательством РФ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Первым необходимым условием отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства относится то, что хозяйствующий субъект должен быть внесен в Единый государственный реестр юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий). Также представителями малого и среднего предпринимательства могут быть физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также крестьянские (фермерские) хозяйства.
Вторым необходимым условием является то, что в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) малых и средних предприятий суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных и юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 %. Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) субъектов малого и среднего предпринимательства также не должна превышать 25 %.
В зависимости от средней численности работников за предшествующий календарный год выделяют три категории хозяйствующих субъектов малого бизнеса: микропредприятия, малые и средние предприятия. Если средняя численность работников от 101 до 250 человек включительно, то данная организация относится к категории средних. Для малых предприятий показатель средней численности работников не должен быть ниже 16 и выше 100 человек. Что касается микропредприятий, то там средняя численность работников не может быть больше 15 человек [2].
Предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. Числовые значения данного критерия определены Постановлением Правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 9 февраля 2013 года № 101. В соответствии с данным Постановлением для микропредприятий предельное значение выручки установлено на уровне 60 млн. руб.. Годовой оборот малых предприятий не должен быть выше 400 млн. руб., а для средних предприятий — не более 1 млрд. руб. [3].
В Республике Мордовия также функционирует сектор малого и среднего предпринимательства. Проанализируем изменения основных показателей его деятельности за 2011–2012 гг. (табл. 1, 2).
Таблица 1
Динамика основных показателей деятельности среднего предпринимательства Республики Мордовия за 2011–2012 гг.
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
Абсолютное отклонение (+,-) |
Темп роста, % |
Число предприятий, ед. |
151 |
117 |
-34 |
77,48 |
Средняя численность работников, чел. |
17420 |
13669 |
-3751 |
78,47 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий, руб. |
13585 |
14545 |
960 |
107,07 |
Оборот предприятий, тыс. руб. |
24920446 |
22787307 |
-2133139 |
91,44 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, тыс. руб. |
17807957 |
13196472 |
-4611485 |
74,10 |
В соответствии с данными таблицы 1 можно отметить, что количество предприятий среди среднего предпринимательства сократилось в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 34. Средняя численность работников уменьшилась на 3751 человек. Единственным показателем, из представленных данных деятельности среднего предпринимательства, который вырос по сравнению с показателем предыдущего периода, является среднемесячная начисленная заработная плата работников: темп прироста заработной платы составил 7,07 %, что в абсолютном выражении равно 960 рублей. Таким образом, в 2012 году среднемесячная заработная плата работников на средних предприятиях составила 14545 руб.. Заметим, что в результате сокращения численности работников в субъектах среднего предпринимательства увеличилась величина средней заработной платы трудящихся.
В результате сокращения количества субъектов среднего предпринимательства в 2012 году снизился показатель оборота на 8,56 %, что в стоимостном выражении составляет 2133139 тыс. руб.. Стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами также уменьшилась в результате сокращения числа предприятий, занятых в сфере среднего предпринимательства, на 4611485 тыс. руб., т. е. на 5,9 %.
Для оценки развития малого предпринимательства воспользуемся данными таблицы 2.
Таблица 2
Динамика основных показателей деятельности малого предпринимательства (включая микропредприятия) за 2011–2012 гг.
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
Абсолютное отклонение (+,-) |
Темп роста, % |
Число малых предприятий, ед. |
6258 |
7146 |
888 |
114,19 |
В том числе число микропредприятий, ед. |
5084 |
5919 |
835 |
116,42 |
Средняя численность работников на малых предприятиях, чел. |
49586 |
45346 |
-4240 |
91,45 |
В том числе средняя численность работников в микропредприятиях, чел. |
11655 |
9406 |
-2249 |
80,70 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников на малых предприятиях, руб. |
9705 |
10344 |
639 |
106,58 |
В том числе среднемесячная начисленная заработная плата работников на микропредприятиях, руб. |
8420 |
9182 |
762 |
109,05 |
Оборот малых предприятий, тыс. руб. |
53861933 |
65121882 |
11259949 |
120,91 |
В том числе оборот микропредприятий, тыс. руб. |
18587807 |
20322877 |
1735070 |
109,33 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами малых предприятий, тыс. руб. |
23223296 |
30108763 |
6885467 |
129,65 |
В том числе отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами микропредприятий, тыс. руб. |
4568930 |
5902193 |
1333263 |
129,18 |
В 2012 году число малых предприятий по сравнению с 2011 годом выросло на 888 ед.. Таким образом, темп роста количества малых предприятий составил 114,19 %. В основном рост данного показателя обеспечен увеличением числа микропредприятий, поскольку значение данного показателя в отчетном году увеличилось на 835 ед. или на 16,42 % по сравнению с показателем предыдущего года. Отметим, что наблюдается тенденция роста количества малых предприятий и снижение средней численности работников в организациях малого бизнеса. В 2012 году средняя численность работников на малых предприятиях сократилась на 4240 чел.. Данный показатель на микропредприятиях также снизился (на 2249 чел.). Средняя заработная плата выросла в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 639 руб., т. е. прирост заработной платы оказался равным 6,58 %. На микропредприятиях величина данного показателя также увеличилась на 762 руб.. Таким образом, можно прийти к выводу, что сокращение средней численности работников привело к росту средней заработной платы как во всех организациях малого бизнеса, так и на микропредприятих. Оборот малых предприятий в 2012 году составил 65121882 тыс. руб., что больше по сравнению с показателем предыдущего периода на 11259949 тыс. руб.. Оборот микропреприятий увеличился на 1735070 тыс. руб., т. е. на 9,33 %. Стоимость отгруженных товаров собственного производства, а также выполненных работ и услуг собственными силами малых предприятий выросла на 6885467 тыс. руб. и составила 30108763 тыс. руб.. В микропредприятиях стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами увеличилась на 29,18 %, что в абсолютном выражении составляет 1333263 тыс. руб..
Таким образом, в 2012 году произошли следующие основные изменения в сфере малого бизнеса:
- сократилось число субъектов среднего предпринимательства;
- увеличилось количество малых предприятий, причем в основном за счет роста микропредприятий;
- как у субъектов среднего предпринимательства, так и у малых предприятий сокращение численности работников привело к росту среднемесячной начисленной заработной платы.
В настоящее время идет выполнение Комплексной программы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2011–2015 годы.
Важным направлением государственной поддержки малого предпринимательства в республике, в том числе в рамках указанной Программы, является привлечение финансовых ресурсов из различных источников для целей инфраструктурного обеспечения потребностей малого бизнеса и реализации высокоэффективных бизнес-проектов в приоритетных направлениях производственной сферы.
При содействии органов исполнительной власти в Мордовии созданы и действуют ЗПИФ «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия», ЗПИФ смешанных инвестиций «Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия», КГУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия», АУ «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия», микрофинансовые организации: ООО «Дом малого бизнеса» (городской округ Саранск), ООО «СМП» (Атяшевский муниципальный район), АУ «Региональный центр микрофинансирования Республики Мордовия», информационно-правовые центры поддержки малого предпринимательства (Ардатовский, Атяшевский, Темниковский, Торбеевский, Чамзинский муниципальные районы).
Во всех муниципальных районах и городском округе Саранск приняты и реализуются муниципальные программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
В рамках Программы продолжена реализация государственной политики финансовой, информационной, кадровой поддержки инновационных, производственных и новых социально-значимых проектов субъектов малого и среднего предпринимательства. Меры поддержки нацелены на:
- поддержку начинающих предпринимателей;
- развитие малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и высоких технологий;
- поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
- подготовку, обучение и переобучение незанятых граждан основам предпринимательской деятельности, содействие их трудоустройству;
- создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности на муниципальном уровне;
- обеспечение доступа малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам;
- содействие формированию кадрового потенциала и позитивного имиджа предпринимательства, в том числе через реализацию Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций;
- организацию участия субъектов малого и среднего предпринимательства в конкурсах инновационных проектов, выставочно-ярмарочной деятельности на льготных условиях.
Основными проблемами, тормозящими развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия, являются:
- слабая ориентированность нормативно-правовой базы на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства;
- недостаточное ресурсное обеспечение (финансовое, имущественное и информационное) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включая недостаточный доступ к стартовому капиталу для начинающих предпринимателей, неразвитость системы информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и др.;
- наличие на практике административных барьеров во взаимоотношениях бизнеса и власти на всех уровнях, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;
- дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки, недостаточный образовательный уровень руководителей и специалистов, работающих в субъектах малого и среднего предпринимательства;
- низкий уровень развития инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальных районах Республики Мордовия [4].
Изучение проблем предпринимательства, формирования и развития его институтов, разработка на этой основе практических рекомендаций являются необходимым условием создания предпосылок для устойчивого развития как отдельных предприятий, так и всего реального сектора экономики. Становление рыночной экономики в России, формирование адекватного ей многообразного комплекса политических, экономических, морально-этических отношений и их отражение в законодательной форме, создание нормально функционирующих и соответствующих складывающимся условиям и потребностям государственных институтов — все это должно учитываться руководством страны для успешного и прогрессивного развития экономики Российской Федерации.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс: [Сайт информационно-правовой компании] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/
2. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.07 г. № 209-ФЗ (в ред. от 06.12.2011 N 401-ФЗ) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс: [Сайт информационно-правовой компании]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122779
3. Постановление Правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 09.02.2013 г. № 101 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс: [Сайт информационно-правовой компании]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=141973
4. Девятаева Н. В. Проблемы развития и основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия [Текст] / Н. В. Девятаева, А. Ю. Кузнецова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 175–177.
5. Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия в 2012 г. // Территориальный орган ФСГС по Республике Мордовия. — 2012. — Режим доступа: http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/ru/statistics/enterprises/small_and_medium_enterprises/
6. Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия в 2011 г. // Территориальный орган ФСГС по Республике Мордовия. — 2011. — Режим доступа: http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/ru/statistics/enterprises/small_and_medium_enterprises/