Оценка развития малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Девятаева, Н. В. Оценка развития малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия / Н. В. Девятаева, Н. В. Левушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 310-313. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7200/ (дата обращения: 17.10.2024).

В Гражданском кодексе РФ дается следующее определение предпринимательства (предпринимательской деятельности) — это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке» [1]. Именно такой подход в понимании данного термина господствует в России как в законодательстве так и в трудах отечественных ученых, занимающихся изучением проблем предпринимательства.

Согласно ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными законодательством РФ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Первым необходимым условием отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства относится то, что хозяйствующий субъект должен быть внесен в Единый государственный реестр юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий). Также представителями малого и среднего предпринимательства могут быть физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также крестьянские (фермерские) хозяйства.

Вторым необходимым условием является то, что в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) малых и средних предприятий суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных и юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 %. Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) субъектов малого и среднего предпринимательства также не должна превышать 25 %.

В зависимости от средней численности работников за предшествующий календарный год выделяют три категории хозяйствующих субъектов малого бизнеса: микропредприятия, малые и средние предприятия. Если средняя численность работников от 101 до 250 человек включительно, то данная организация относится к категории средних. Для малых предприятий показатель средней численности работников не должен быть ниже 16 и выше 100 человек. Что касается микропредприятий, то там средняя численность работников не может быть больше 15 человек [2].

Предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. Числовые значения данного критерия определены Постановлением Правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 9 февраля 2013 года № 101. В соответствии с данным Постановлением для микропредприятий предельное значение выручки установлено на уровне 60 млн. руб.. Годовой оборот малых предприятий не должен быть выше 400 млн. руб., а для средних предприятий — не более 1 млрд. руб. [3].

В Республике Мордовия также функционирует сектор малого и среднего предпринимательства. Проанализируем изменения основных показателей его деятельности за 2011–2012 гг. (табл. 1, 2).

Таблица 1

Динамика основных показателей деятельности среднего предпринимательства Республики Мордовия за 2011–2012 гг.

Показатель

2011 г.

2012 г.

Абсолют­ное откло­нение (+,-)

Темп роста, %

Число предприятий, ед.

151

117

-34

77,48

Средняя численность работников, чел.

17420

13669

-3751

78,47

Среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий, руб.

13585

14545

960

107,07

Оборот предприятий, тыс. руб.

24920446

22787307

-2133139

91,44

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, тыс. руб.

17807957

13196472

-4611485

74,10

В соответствии с данными таблицы 1 можно отметить, что количество предприятий среди среднего предпринимательства сократилось в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 34. Средняя численность работников уменьшилась на 3751 человек. Единственным показателем, из представленных данных деятельности среднего предпринимательства, который вырос по сравнению с показателем предыдущего периода, является среднемесячная начисленная заработная плата работников: темп прироста заработной платы составил 7,07 %, что в абсолютном выражении равно 960 рублей. Таким образом, в 2012 году среднемесячная заработная плата работников на средних предприятиях составила 14545 руб.. Заметим, что в результате сокращения численности работников в субъектах среднего предпринимательства увеличилась величина средней заработной платы трудящихся.

В результате сокращения количества субъектов среднего предпринимательства в 2012 году снизился показатель оборота на 8,56 %, что в стоимостном выражении составляет 2133139 тыс. руб.. Стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами также уменьшилась в результате сокращения числа предприятий, занятых в сфере среднего предпринимательства, на 4611485 тыс. руб., т. е. на 5,9 %.

Для оценки развития малого предпринимательства воспользуемся данными таблицы 2.

Таблица 2

Динамика основных показателей деятельности малого предпринимательства (включая микропредприятия) за 2011–2012 гг.

Показатель

2011 г.

2012 г.

Абсолют­ное откло­нение (+,-)

Темп роста, %

Число малых предприятий, ед.

6258

7146

888

114,19

В том числе число микропредприятий, ед.

5084

5919

835

116,42

Средняя численность работников на малых предприятиях, чел.

49586

45346

-4240

91,45

В том числе средняя численность работников в микропредприятиях, чел.

11655

9406

-2249

80,70

Среднемесячная начисленная заработная плата работников на малых предприятиях, руб.

9705

10344

639

106,58

В том числе среднемесячная начисленная заработная плата работников на микропредприятиях, руб.

8420

9182

762

109,05

Оборот малых предприятий, тыс. руб.

53861933

65121882

11259949

120,91

В том числе оборот микропредприятий, тыс. руб.

18587807

20322877

1735070

109,33

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами малых предприятий, тыс. руб.

23223296

30108763

6885467

129,65

В том числе отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами микропредприятий, тыс. руб.

4568930

5902193

1333263

129,18

В 2012 году число малых предприятий по сравнению с 2011 годом выросло на 888 ед.. Таким образом, темп роста количества малых предприятий составил 114,19 %. В основном рост данного показателя обеспечен увеличением числа микропредприятий, поскольку значение данного показателя в отчетном году увеличилось на 835 ед. или на 16,42 % по сравнению с показателем предыдущего года. Отметим, что наблюдается тенденция роста количества малых предприятий и снижение средней численности работников в организациях малого бизнеса. В 2012 году средняя численность работников на малых предприятиях сократилась на 4240 чел.. Данный показатель на микропредприятиях также снизился (на 2249 чел.). Средняя заработная плата выросла в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 639 руб., т. е. прирост заработной платы оказался равным 6,58 %. На микропредприятиях величина данного показателя также увеличилась на 762 руб.. Таким образом, можно прийти к выводу, что сокращение средней численности работников привело к росту средней заработной платы как во всех организациях малого бизнеса, так и на микропредприятих. Оборот малых предприятий в 2012 году составил 65121882 тыс. руб., что больше по сравнению с показателем предыдущего периода на 11259949 тыс. руб.. Оборот микропреприятий увеличился на 1735070 тыс. руб., т. е. на 9,33 %. Стоимость отгруженных товаров собственного производства, а также выполненных работ и услуг собственными силами малых предприятий выросла на 6885467 тыс. руб. и составила 30108763 тыс. руб.. В микропредприятиях стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами увеличилась на 29,18 %, что в абсолютном выражении составляет 1333263 тыс. руб..

Таким образом, в 2012 году произошли следующие основные изменения в сфере малого бизнеса:

-        сократилось число субъектов среднего предпринимательства;

-        увеличилось количество малых предприятий, причем в основном за счет роста микропредприятий;

-        как у субъектов среднего предпринимательства, так и у малых предприятий сокращение численности работников привело к росту среднемесячной начисленной заработной платы.

В настоящее время идет выполнение Комплексной программы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2011–2015 годы.

Важным направлением государственной поддержки малого предпринимательства в республике, в том числе в рамках указанной Программы, является привлечение финансовых ресурсов из различных источников для целей инфраструктурного обеспечения потребностей малого бизнеса и реализации высокоэффективных бизнес-проектов в приоритетных направлениях производственной сферы.

При содействии органов исполнительной власти в Мордовии созданы и действуют ЗПИФ «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия», ЗПИФ смешанных инвестиций «Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия», КГУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия», АУ «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия», микрофинансовые организации: ООО «Дом малого бизнеса» (городской округ Саранск), ООО «СМП» (Атяшевский муниципальный район), АУ «Региональный центр микрофинансирования Республики Мордовия», информационно-правовые центры поддержки малого предпринимательства (Ардатовский, Атяшевский, Темниковский, Торбеевский, Чамзинский муниципальные районы).

Во всех муниципальных районах и городском округе Саранск приняты и реализуются муниципальные программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

В рамках Программы продолжена реализация государственной политики финансовой, информационной, кадровой поддержки инновационных, производственных и новых социально-значимых проектов субъектов малого и среднего предпринимательства. Меры поддержки нацелены на:

-          поддержку начинающих предпринимателей;

-          развитие малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и высоких технологий;

-          поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

-          подготовку, обучение и переобучение незанятых граждан основам предпринимательской деятельности, содействие их трудоустройству;

-          создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности на муниципальном уровне;

-          обеспечение доступа малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам;

-          содействие формированию кадрового потенциала и позитивного имиджа предпринимательства, в том числе через реализацию Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций;

-          организацию участия субъектов малого и среднего предпринимательства в конкурсах инновационных проектов, выставочно-ярмарочной деятельности на льготных условиях.

Основными проблемами, тормозящими развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия, являются:

-          слабая ориентированность нормативно-правовой базы на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства;

-          недостаточное ресурсное обеспечение (финансовое, имущественное и информационное) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включая недостаточный доступ к стартовому капиталу для начинающих предпринимателей, неразвитость системы информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и др.;

-          наличие на практике административных барьеров во взаимоотношениях бизнеса и власти на всех уровнях, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;

-          дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки, недостаточный образовательный уровень руководителей и специалистов, работающих в субъектах малого и среднего предпринимательства;

-          низкий уровень развития инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальных районах Республики Мордовия [4].

Изучение проблем предпринимательства, формирования и развития его институтов, разработка на этой основе практических рекомендаций являются необходимым условием создания предпосылок для устойчивого развития как отдельных предприятий, так и всего реального сектора экономики. Становление рыночной экономики в России, формирование адекватного ей многообразного комплекса политических, экономических, морально-этических отношений и их отражение в законодательной форме, создание нормально функционирующих и соответствующих складывающимся условиям и потребностям государственных институтов — все это должно учитываться руководством страны для успешного и прогрессивного развития экономики Российской Федерации.

Литература:

1.         Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс: [Сайт информационно-правовой компании] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/

2.         Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.07 г. № 209-ФЗ (в ред. от 06.12.2011 N 401-ФЗ) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс: [Сайт информационно-правовой компании]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122779

3.         Постановление Правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 09.02.2013 г. № 101 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс: [Сайт информационно-правовой компании]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=141973

4.         Девятаева Н. В. Проблемы развития и основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия [Текст] / Н. В. Девятаева, А. Ю. Кузнецова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 175–177.

5.         Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия в 2012 г. // Территориальный орган ФСГС по Республике Мордовия. — 2012. — Режим доступа: http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/ru/statistics/enterprises/small_and_medium_enterprises/

6.         Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия в 2011 г. // Территориальный орган ФСГС по Республике Мордовия. — 2011. — Режим доступа: http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/ru/statistics/enterprises/small_and_medium_enterprises/

Основные термины (генерируются автоматически): численность работников, среднее, предпринимательство, предприятие, собственное производство, Мордовия, развитие малого, Российская Федерация, среднемесячная начисленная заработная плата, субъект малого.


Похожие статьи

Факторный анализ малого предпринимательства в сельском хозяйстве Республики Башкортостан

Анализ форм и методов поддержки малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области

Диагностика состояния малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае

Инновационно-конкурентные основы развития малого предпринимательства в Республике Татарстан

Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия в 2014–2015 гг.

Инвестиционно-инновационное развитие АПК в Республике Мордовия

Роль малого бизнеса в организации рабочих мест в Республике Башкортостан

Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов малого предпринимательства

Оценка эффективности инновационной деятельности в Республике Беларусь

Развитие малого бизнеса в Республике Марий Эл

Похожие статьи

Факторный анализ малого предпринимательства в сельском хозяйстве Республики Башкортостан

Анализ форм и методов поддержки малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области

Диагностика состояния малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае

Инновационно-конкурентные основы развития малого предпринимательства в Республике Татарстан

Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия в 2014–2015 гг.

Инвестиционно-инновационное развитие АПК в Республике Мордовия

Роль малого бизнеса в организации рабочих мест в Республике Башкортостан

Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов малого предпринимательства

Оценка эффективности инновационной деятельности в Республике Беларусь

Развитие малого бизнеса в Республике Марий Эл

Задать вопрос