В настоящее время внедрение современных инновационных технологий в процесс обучения является одной из наиболее важных и устойчивых тенденций модернизации образовательного процесса, как в России, так и за рубежом. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности и создавать коммуникативные ситуации, а также обеспечивают возможность личностно-ориентированного подхода в процессе обучения и интенсификации самостоятельной работы обучающихся [2, c. 74].
Одной из современных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение, является метод проектов. Этот метод приобретает в последнее время все больше сторонников. Исследованием проектного метода обучения занимаются многие современные исследователи: Е. С. Полат, М. Ворчауэр, П. П. Блонский, Н. Ю. Пахомова и другие.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы [1, с. 4].
В связи с появлением в вузах новых информационных технологий, особую актуальность в современном образовании приобретает такая разновидность проекта, особенность которого заключается в использовании компьютера и сети Интернет — веб-квест.
Веб-квест в педагогике — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета, которое основано на проектном методе обучения. Впервые термин “веб-квест” был предложен в 1995 году Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Ученый разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Веб-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными [5].
Различают два типа веб-квестов: для кратковременной и долговременной работы. Кратковременный веб-квест преследует простые образовательные цели — расширение знаний и их интеграцию. Краткосрочные веб-квесты обычно рассчитаны на их завершение в течение одного — трех занятий. В долговременных веб-квестах обучающиеся расширяют и преобразуют свои знания, получаемые из информационных источников, Интернет и реальной жизни. Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности.
Веб-квест является одной из новых форм представления учебного задания и включает в себя следующие разделы:
1. Введение (краткое описание темы веб-квеста).
2. Задание (формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата).
3. Описание процедуры работы и список информационных ресурсов (указание этапов работы, рекомендаций для выполнения задания, временных рамок, а так же ссылок и других вспомогательных материалов, отобранных преподавателем, которые помогут обучающимся наиболее эффективно организовать их работу над веб-квестом).
4. Оценка (критерии, по которым будет оцениваться итоговый результат).
5. Заключение (обсуждение результатов и выполненных заданий).
Б. Додж определил следующие виды заданий:
- Творческое задание — творческая работа в определенном жанре: создание стихотворения, песни, видеоролика
- Пересказ — демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание рассказа, плаката, презентации.
- Детектив, головоломка, таинственная история — выводы на основе противоречивых фактов.
- Журналистское расследование — объективное изложение информации (разделение мнений и фактов)
- Компиляция — трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание виртуальной выставки, книги кулинарных рецептов
- Убеждение — склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц
- Аналитическая задача — поиск и систематизация информации.
- Научные исследования — изучение различных явлений, открытий, фактов, на основе уникальных он-лайн источников.
- Достижение консенсуса — выработка единого решения по актуальной проблеме
- Оценка- обоснование определенной точки зрения по проблеме [4].
Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала и вида задания, могут быть представлены в виде устного выступления, презентации PowerPoint, коллажа, веб-страницы, мультимедийного контента и т. п.
Одной из актуальных и интересных форм представления результатов веб-квеста будет являться, на наш взгляд, мультимедийный контент, созданный на платформе интерактивной коммуникации Voicetread.
Voicethread — онлайн-сервис Веб 2.0, предназначенный для синхронного и асинхронного создания мультимедийных контентов. Для работы на этой платформе необходимо сначала зарегистрироваться на сайте http://voicethread.com, указав имя, фамилию и адрес электронной почты. После этого можно загрузить любую иллюстрацию, документ или презентацию и оставить комментарий в виде аудио-, видеозаписи либо печатного текста [4].
Успешность создания мультимедийного контента будет зависеть не только от стараний студентов, но и от правильно организованной работы со стороны преподавателя. Важно познакомить обучающихся с возможностями сервиса Voicethread, правилами создания и размещения мультимедийных контентов в сети Интернет, а так же предоставить критерии оценивания, на которые обучающиеся будут ориентироваться при его создании, например такие как:
- Соответствие содержания теме и объему устного дискурса,
- связность и логичность организации текста;
- разнообразие лексико-грамматического материала;
- правильность речи в соответствии с грамматической, лексической,
- орфоэпической нормами изучаемого языка;
- оформление мультимедийного контента
При организации работы на данной платформе важно также учитывать
отличительные особенности данного сервиса:
- возможность представления информации в разных форматах (текст, видео, изображения, презентации PowerPoint с использованием звукового или видеокомментария);
- доступность для просмотра созданного контента зарегистрированным пользователям;
- возможность организации сетевого обсуждения созданного мультимедийного контента;
- возможность многократной записи комментария;
- возможность просматривать созданные контенты только в режиме он-лайн.
Представление результатов проектов с помощью платформы интерактивной коммуникации Voicethread имеет ряд преимуществ, поскольку создает психологически-комфортные условия для развития разных видов речевой деятельности и позволяет организовать свой учебный процесс со своими личностными способностями, уровнем обученности.
Выполнив проект, обучающиеся в компьютерном классе представляют результаты в виде мультимедийного контента, который в зависимости от вида заданий может быть по-разному оформлен (можно загрузить презентацию PowerPoint, статью, содержащую результаты журналистского расследования, фотографию созданного плаката или коллажа и т. д. и оставить свой комментарий в виде аудио-, видеозаписи либо печатного текста). На заключительном этапе каждому участнику проекта рассылаются приглашения оценить созданный продукт и оставить свой комментарий. Это так же дает возможность каждому студенту в психологически-комфортных условиях выразить свое мнение в виде печатного текста или аудио-, видеокомментария.
Подводя итог вышеизложенному о целесообразности и актуальности использования платформы интерактивной коммуникации Voicethread при презентации веб-квест проектов на занятиях иностранного языка, можно сделать вывод о том, что данная платформа обладает большим потенциалом так как:
- Позволяет обучающимся организовывать свой учебный процесс в соответствии со своими личностными способностями, уровнем обученности;
- дает возможность развивать несколько видов речевой деятельности: умений говорения, аудирования, письменной речи;
- развивает навыки аргументации, рассуждения в устной или письменной речи;
- способствует вовлечению студентов в активную творческую деятельность;
- создает условия для формирования способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- позволяет создать коммуникативную среду, развить интерес к изучению иностранного языка;
- позволяет обучающимся не только получать информацию в устной и письменной форме, а так же взаимодействовать с другими пользователями в сети Интернет;
- создает психологически-комфортные условия для развития разных видов речевой деятельности (аудирование, говорение, письмо).
Литература:
1. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3–10.
2. Романова Е. П., Юревич Л. И. Использование современных информационных технологий в преподавании иностранных языков // Вестник АПК Верхневолжья. 2012. № 1. С. 72–74.
3. Braun A., Chlebnikow J. Digitale Medien im DaF-Unterricht [Электронный ресурс]. URL: http://businessgermanireland.pbworks.com/f/1_3Mi_Voicethread.pdf (дата обращения: 24.05.2013)
4. Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks [Электронный ресурс]. URL: http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html (дата обращения: 24.05.2013)
5. Dodge B. Some thoughts about WebQuests [Электронный ресурс]. URL: http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html (дата обращения: 24.05.2013)