Подготовка преподавателя вуза к поликультурному воспитанию будущих специалистов туристической отрасли в процессе внеаудиторной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Матвиив-Лозинская, Ю. А. Подготовка преподавателя вуза к поликультурному воспитанию будущих специалистов туристической отрасли в процессе внеаудиторной деятельности / Ю. А. Матвиив-Лозинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 708-711. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7212/ (дата обращения: 18.12.2024).



Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель НОД: создать условия для развития познавательной активности детей в получении знаний об окружающем мире, взаимосвязи и взаимодействии человека и природы и ознакомления воспитанников с проблемой загрязнения окружающей среды.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  1. Развивать любознательность дошкольников и познавательный интерес к окружающему миру.
  2. Формировать у детей представление о нефти и её свойствах (цвете, запахе, прозрачности, растворимости), в процессе опытно-исследовательской деятельности.
  3. Расширять знания детей о факторах, загрязняющих окружающую среду.
  4. Обогащать представления детей о полезных ископаемых (соль, мел, песок, глина) и их использовании человеком.
  5. Развивать мыслительную деятельность воспитанников (умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи).

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  1. Развивать общение и взаимодействие детей с воспитателем и сверстниками в ходе различных видов деятельности.
  2. Способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное и заботливое отношение к живой природе.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  1. Активизировать словарь детей словами: полезные ископаемые, линолеум.
  2. Обогащать словарь детей словами: исследование, нефть, нефтяная вышка, бурильщики, бур, скважина, нефтехранилище.
  3. Развивать связную, грамматически-правильную диалогическую речь воспитанников, умение давать полные ответы на вопросы.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  1. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия художественного слова.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  1. Предупреждать утомляемость детей на занятии, потребность детского организма в движении через смену видов деятельности, включение физкультминутки.

Методы и приёмы:

Практические: участие в опытно-исследовательской деятельности, самостоятельный выбор детьми карточек с изображением предметов, сделанных из нефти, сигнальных карточек для оценки пользы и вреда нефти, выполнение физкультминутки.

Наглядные: показ слайдов презентации по теме занятия, опытов, выявляющих свойства нефти, карточки к опытам, игре «Что делают из нефти?».

Словесные: беседа, художественное слово, загадка, объяснение, вопросы к детям, рассказ воспитателя, указания, пояснения.

Игровые: дидактические игры «Что делают из нефти?", «Хорошо — плохо».

Материал и оборудование:

Проектор, экран, ноутбук, мультимедийная презентация, халаты, колбы с водой, нефтью, молоком, пипетка, палочки, пуховые перья, салфетки сухие и влажные, клеёнка, карточки к опытам, игре «Что делают из нефти?», сигнальные карточки к игре «Хорошо — плохо».

Предварительная работа:

Проведение бесед с детьми о профессиях «геолог», «учёный-исследователь» по книге Галины Петровны Шалаевой «Кем мне стать? Большая книга профессий», знакомство с полезными ископаемыми (соль, мел, песок, глина), рассматривание иллюстраций из книги Петра Михайловича Волцита «Что такое нефть?»

Формы организации совместной деятельности

Виды детской деятельности

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская

Проведение опытов.

Опыт № 1. «Какого цвета нефть?"

Цель: определить цвет нефти.

Опыт № 2. «Запах нефти».

Цель: определить наличие запаха.

Опыт № 3. «Прозрачность».

Цель: выявить степень прозрачности нефти.

Опыт № 4. «Можно ли растворить нефть в воде?»

Цель: подвести детей к пониманию, что нефть в воде не растворяется.

Опыт № 5. «Птицы и нефть».

Цель: помочь детям осознать, что попадание нефти на тело птицы приведёт к её гибели.

Игровая

Дидактическая игра «Что делают из нефти?».

Цель: закрепить полученные знания детей о продуктах, получаемых из нефти.

Дидактическая игра «Хорошо — плохо»

Цель: закреплять представления детей о том, что нефть может приносить как пользу, так и вред.

Коммуникативная

Беседа.

Цель: закреплять навык ведения диалога, актуализировать знания детей.

Объяснение .

Цель: объяснить детям смысл понятия «исследование» и хода проведения опытов.

Рассказ воспитателя о нефти.

Цель: познакомить детей с историей образования нефти, способах её добычи и продуктах её переработки.

Вопросы к детям.

Цель: активизировать работу детей, уточнить уровень их знаний.

Проблемные вопросы к детям.

Цель: развивать логическое мышление, умение выдвигать варианты решения проблемы.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Загадывание загадки.

Цель: подвести детей к теме исследования.

Чтение стихотворения Г. П. Шалаевой «Нефтяник».

Цель: знакомить детей с окружающим миром через восприятие художественного слова.

Двигательная

Физкультминутка.

Цель: развивать двигательную активность детей, предупреждать их утомляемость на занятиях.

Логика образовательной деятельности

№ п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент.

Дети под музыку входят в зал и встают перед воспитателем. Воспитатель приглашает ребят в Страну полезных ископаемых, где они узнают много нового и интересного.

Дети входят в зал, подходят к воспитателю, слушают его.

2.

Беседа:

Воспитатель предлагает детям подойти к столу, рассмотреть и назвать полезные ископаемые, которые лежат в коробочках.

— Вы узнали, что лежит в коробочках?

— Как можно убедиться, что вы назвали их правильно?

— Для чего все они нужны? Что мы с ними делаем?

Воспитатель говорит детям, что мел, песок и глину используют ещё в строительстве, все они приносят пользу людям, их добывают из недр земли на территории Самарской области, поэтому их называют полезными ископаемыми. Но чтобы узнать, насколько полезно каждое ископаемое, какими свойствами оно обладает, сначала проводятся исследования.

Дети подходят к столу, рассматривают полезные ископаемые, называют их, проверяют правильность своих ответов практическим путём, пробуя на вкус, ощупь, рисуя.

Слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Знают полезные ископаемые (соль, мел, песок, глина), их свойства, где и как они употребляются, способны практически проверить правильность своих ответов,

Умеют слушать и воспринимать информацию воспитателя.

3.

Введение в тему исследования

— Кто из вас хочет сегодня стать исследователем?

А что мы будем исследовать сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.

Воспитатель предлагает посмотреть на экран, где на слайде изображён бьющий из земли фонтан нефти и читает загадку.

Камни, почву раздробил

Специальный бур -

Из земли фонтан забил,

Маслянист и бур.

Та, что есть в фонтане этом,

Всем нужна зимой и летом.

В ней потом найдут бензин,

И мазут, и керосин.

— Вы узнали, что это за фонтан бьёт из земли, о котором говорится в загадке?

— Правильно, это нефть.

— В Самарской области нефть добывают уже 78 лет. Первое нефтяное месторождение, открытое в нашем регионе, — Сызранское. На территории нашего округа были найдены нефтяные слои. Сейчас нефть качают электронасосами из глубоких скважин. Сегодня мы будем исследовать нефть.

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию, надеть халаты и сесть за столы. Говорит, что они будут проводить опыты с нефтью, предупреждает, что с ней нужно обращаться очень аккуратно и что после каждого опыта будет делаться вывод и выставляться опорная карточка.

Дети высказывают желание стать исследователями, смотрят на экран, отгадывают загадку, проходят в лабораторию, надевают халаты, садятся за столы, слушают информацию воспитателя.

Умеют слушать, размышлять, отгадывать загадки, действовать в соответствии с указаниями воспитателя.

4.

Исследование нефти.

Опыт 1. «Какого цвета нефть?»

Воспитатель капает пипеткой нефть на белую салфетку каждому ребёнку, предлагает рассмотреть каплю и сказать, какого она цвета.

Воспитатель на мольберт прикрепляет карточку чёрного цвета.

Дети рассматривают каплю и делают вывод: нефть — чёрного цвета.

Умеют наблюдать, делать выводы.

5.

Опыт 2. «Запах нефти».

Воспитатель говорит детям, что чтобы узнать, обладает ли нефть запахом, её нужно понюхать и даёт каждому поочерёдно понюхать нефть.

Дети делают вывод, что нефть имеет резкий неприятный запах. Воспитатель прикрепляет к мольберту соответствующую карточку.

Дети нюхают нефть, дают характеристику запаху, делают вывод.

Способны охарактеризовать запах нефти, самостоятельно сделать вывод.

6.

Опыт 3. «Прозрачность».

Воспитатель говорит, что у неё на столе стоят две ёмкости: одна с водой, другая с нефтью и приглашает к себе двух детей, предлагает им взять по палочке и одному ребёнку опустить палочку в ёмкость с водой, а другому — с нефтью.

— Скажите, в какой из ёмкостей видна палочка, а в какой — нет? Почему?

Дети делают вывод: вода прозрачная, а нефть — нет. Воспитатель прикрепляет на мольберт карточку, на которой изображены ёмкость с водой, в которой видна палочка и ёмкость с нефтью, где палочка не видна.

Дети слушают объяснение воспитателя. Приглашённые ребята опускают в ёмкости с водой и нефтью по палочке. Все дети наблюдают за опытом, рассказывают о его результатах, дают объяснение, делают вывод.

Умеют наблюдать, анализировать, делать вывод.

7.

Опыт 4. «Можно ли растворить нефть в воде?»

Воспитатель приглашает к себе одного ребёнка, предлагает ему добавить в ёмкость с водой немного молока и палочкой размешать жидкость.

— Что вы видите?

Дети делают вывод: молоко в воде размешалось.

— А что будет с нефтью, если её налить в воду?

Воспитатель выслушивает предположения детей, приглашает второго ребёнка, предлагает ему налить воду в нефть и размешать их палочкой, дети рассматривают ёмкость, с помощью воспитателя делают вывод: по воде расплываются пятна, значит, нефть не смешалась с водой и не растворилась в ней. Выставляет соответствующую карточку.

Приглашённые ребята выполняют опыты, остальные дети наблюдают, высказывают предположения, делают выводы.

Способны проводить опыты, следуя указаниям воспитателя, наблюдать, анализировать, высказывать предположения, делать выводы.

8.

Опыт 5. «Птицы и нефть».

Воспитатель предлагает детям взять из коробочки по одному пуховому перу, поднять руку с пером, а затем отпустить его.

— Что вы заметили?

— Как перо летит вниз? Почему?

Дети делают вывод: перо плавно летит вниз, потому что оно лёгкое.

Затем воспитатель предлагает детям посмотреть, как она обмакивает такое же перо в нефть, промокает салфеткой, поднимает руку вверх и отпускает его.

— Что произошло? Почему?

Вывод: перья от нефти слипаются, птица теряет способность летать и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения, потому что грязные слипшиеся перья не согревают её тело. Воспитатель прикрепляет к мольберту соответствующую карточку.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что если нефть попадёт в водоёмы — реки, озёра, моря, — то погибнут не только птицы, но и рыбы, и растения, которые растут в водоёмах и вокруг них. Это приведёт к экологической катастрофе.

Воспитатель предлагает детям снять халаты, выйти из лаборатории и немного отдохнуть.

Дети выполняют первую часть опыта, следуя указаниям воспитателя и делают вывод. Наблюдают за проведением воспитателем второй части опыта и вместе с ним делают вывод.

Слушают информацию воспитателя о том, какой вред может нанести нефть живой природе.

Умеют проводить опыты, наблюдать, анализировать, делать выводы, внимательно слушать воспитателя, воспринимать информацию и осознавать, какая экологическая проблема может возникнуть в результате попадания нефти в водоёмы.

9.

Физкультминутка.

Мы качалки, мы насосы

Нефть качаем, мы качаем

И по трубам, и по трубам

На заводы отправляем

Дети делают наклоны вперёд, затем вытягивают руки вперёд и сгибают в локтях, потом разводят прямые руки в стороны и выполняют плавные движения руками.

Снята утомляемость детей.

10.

Рассказ воспитателя о появлении нефти, сопровождающийся показом сладов.

Воспитатель предлагает детям сесть на пенёчки.

— Ребята, а хотите узнать, как появилась нефть?

Воспитатель рассказывает, что в давние-давние времена на территории Самарской области было море. Много-много лет погибшие растения и животные падали на дно моря. Из остатков этих живых существ и получилась нефть — маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом. Когда море отступило, нефть оказалась глубоко под землёй. Люди научились её добывать.

Предлагает посмотреть на буровую вышку и говорит, что она нужна для добычи нефти. Бурильщики буром делают в земле узкие скважины, в которые опускают трубы. По этим трубам огромными насосами нефть выкачивают и выливают в специальные нефтехранилища. Затем нефть поступает на заводы, где из неё делают много полезных вещей.

Из нефти делают бензин

Для мотоциклов и машин.

Из нефти делают дороги,

Куда ступают наши ноги.

Без нефти не было бы света,

Без нефти не было б тепла.

Автобусы тогда б не шли

И самолёты б не летали.

А ещё из нефти делают краски, лаки, резину для машин, пластмассу, линолеум.

Дети рассматривают слайды презентации и слушают рассказ воспитателя.

Дети способны воспринимать рассказ воспитателя, проявлять интерес к нему, внимательно рассматривать слайды.

11.

Дидактическая игра «Что делают из нефти».

Воспитатель предлагает детям поиграть и проверить, хорошо ли они запомнили всё, что узнали на занятии.

Воспитатель предлагает детям подойти к столу, внимательно рассмотреть карточки и выбрать только те, на которых изображены предметы, изготовленные из нефти и назвать их.

Дети подходят к столу, выбирают карточки, на которых изображено то, что сделано из нефти (свеча, бензин, краска, стол, телефон, пластилин, молоток, линолеум, колесо).

Знают и называют предметы, сделанные из нефти.

12.

Игра «Хорошо-плохо».

Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Хорошо — плохо», а для этого взять со стола сигнальные карточки красного и зелёного цвета. Говорит, что будет задавать вопросы о нефти. Если нефть приносит пользу, то ребята будут поднимать карточки зелёного цвета, а если вред, то — красного.

— Нефть даёт тепло, это хорошо или плохо?

— Из нефти делают асфальт.

— Нефть — губит растения.

— Из нефти делают бензин.

— Из-за нефти гибнут птицы.

— Из нефти делают лекарства.

Дети подходят к столу, берут карточки красного и зелёного цвета, слушают вопросы воспитателя, размышляют и поднимают карточку нужного цвета.

Знают, что нефть может принести не только пользу, но и вред.

13.

Итог

— Ребята, чем занимались мы сегодня?

— Что вы узнали нового?

— Что вам понравилось делать?

— Какие испытывали трудности?

Воспитатель подводит итог работы детей.

Дети отвечают на вопросы.

Формируется умение анализировать свою деятельность.

Основные термины (генерируются автоматически): внеаудиторная деятельность, поликультурное воспитание, вариативный специальный курс, поликультурное воспитание студентов, воспитательная работа, туристическая отрасль, воспитательная деятельность, Поликультурное воспитание будущих специалистов, студент, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Формирование профессиональных компетенций преподавателя в процессе социально-психологического тренинга

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Педагогический потенциал иноязычного образования в процессе формирования читательской компетентности студентов вуза

Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе в процессе профессиональной подготовки

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Мониторинг удовлетворенности студентов организацией учебно-воспитательного процесса в системе качества внутрифакультетского менеджмента

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды

Похожие статьи

Формирование профессиональных компетенций преподавателя в процессе социально-психологического тренинга

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Педагогический потенциал иноязычного образования в процессе формирования читательской компетентности студентов вуза

Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе в процессе профессиональной подготовки

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Мониторинг удовлетворенности студентов организацией учебно-воспитательного процесса в системе качества внутрифакультетского менеджмента

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды

Задать вопрос