Цель: формировать навыки безопасного поведения на дороге, в автобусе у детей дошкольного возраста посредством игры.
Задачи:
Образовательные:
– углублять знания детей о правилах дорожного движения, о безопасном поведении на дорогах;
– знакомить с дорожными знаками;
– сформировать умения предвидеть опасные ситуации и избегать их;
– способствовать формированию разносторонних практических умений и навыков по действиям в опасных ситуациях на дороге;
– закрепить знания детей об овощах; классифицировать их по цвету.
Развивающие:
– развивать зрительную память и слуховое внимание; совершенствовать сенсорный опыт детей, составлять целое изображение объекта из частей;
– развивать речевое дыхание, речевое общение, чистое произношение звука «Ж»;
Воспитательные:
– воспитывать вежливое поведение в автотранспорте;
– воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения;
– воспитывать умение действовать в коллективе, подчиняться задачам коллектива и желание участвовать в совместном мероприятии.
Оборудование:
Конверт с письмом, шестигранный кубик из дерева с цифрами и подсказками, модули для построения автобуса, руль для шофёра автобуса, корзинка с угощениями, дорожный знак «Дети», знаки «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Главная дорога», загадки о знаках, о правилах поведения в автобусе, светофор, мячи, флажки красного, зелёного и жёлтого цвета, разрезные картинки, муляжи овощей, листы разноцветного картона, кукла би-ба-бо старичок-Лесовичок, игра «Нарежь овощи».
Ход:
Утром, дети, накладывая на кормушку корм для птиц, замечают конверт.
Воспитатель: оказывается, почтовый голубь доставил нам письмо от наших лесных друзей. Давайте прочитаем его. Зайка пишет: «Ехали медведи по лесной дороге на велосипеде, а за ними кот задом наперёд…» Ой, ой, ребята, как вы думаете, что случилось с этими персонажами? Конечно, они попали в аварию! Им понадобилась помощь доктора Айболита. Теперь они лежат и плачут, им очень больно. А как нужно было вести себя, чтобы такого печального события не произошло? Ответы детей: (медведи должны были ехать по специальной дорожке для велосипедистов, а коту нужно было сидеть и смотреть вперёд). Молодцы, ребята. Далее Зайка пишет, что у старичка-Лесовичка в огороде поспели овощи, их очень много и ему одному трудно собрать урожай. Мы с вами можем отправиться к нему в гости и оказать помощь, а заодно и лесных друзей навестим. А чтобы мы не заблудились, Гномики смастерили волшебный кубик с подсказками к заданиям и с минуты на минуту нам должны доставить посылку. А, вот и посылка! Посмотрите, на кубике шесть граней, значит, нам предстоит выполнить шесть заданий. Мы будем его вращать, подсказки получать и задания выполнять! Раз мы едем в гости, нужно взять с собой угощения для друзей. Что мы можем положить в корзинку? (Орехи, морковку, капусту, яблоки, сахар гномикам).
Вращай, Никита, кубик, ищи цифру 1.
1 задание. На грани кубика подсказка: книга «Загадки для детей». (Дети находят её на столе), открывают на закладке;
Вот чудесный длинный дом, пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины и питается бензином. (Автобус)
Воспитатель: верно, мы будем ехать на автобусе. Если перевозят детей, какой знак должен быть прикреплён на переднем и заднем стекле автобуса?
Дети: знак «Дети».
Воспитатель: правильно, Миша, найди, пожалуйста, на кубике такой знак!
Воспитатель: Автобус — какой вид транспорта? (пассажирский) Кто управляет автобусом? (шофер) А без чего шофёр не сможет ехать? (без руля)
2 задание Руль мы сможем получить, если правильно ответим на вопросы.
– В целях безопасности, что нужно сделать пассажирам в автобусе, перед поездкой? (ответы детей).
– Когда заходите в автобус надо всех расталкивать, чтобы занять место?
– Здесь можно кричать «Я хочу сидеть у окна!»?
– Не толкаясь, не ругаясь, продвигаться к выходу, вежливо спрашивая: «Вы сейчас будете выходить?»
– Уступать старушке место?
Молодцы! Ира, ищи подсказку на кубике, так… цифра 2 и окно, значит, руль лежит в коробке на подоконнике.
Усаживайтесь, пожалуйста, поудобней в наш замечательный автобус и мы отправимся в путь.
Каждый пассажир должен оплатить проезд и получить билет. А тот, кто пытается проехать бесплатно, называется «зайцем». Знаете почему? Да потому что он, как заяц, всю дорогу сидит и дрожит от страха. Он боится, что его заметят контролёры и высадят из автобуса. (Педагог вручает детям билетики, дети имитируют оплату)
Воспитатель: Молодцы, ребята вы все очень хорошо знаете и выполняете правила поведения в автобусе.
Вращай, Марина, кубик.
3 задание. Теперь мы должны выбрать дорогу, по которой продолжим путь. На кубике под цифрой 3 нарисована книга, как вы думаете, где находится подсказка? Правильно в книжном уголке. Дети находят карточки со знаками, педагог читает загадки:
Это что за чудо-юдо
Два горба, как у верблюда?
Треугольный этот знак. Называется он как? (Знак «Неровная дорога»)
* * *
Предупреждает этот знак, что у дороги здесь зигзаг,
И впереди машину ждёт крутой…. (знак «Опасный поворот»)
Ну, что, ребята, подходят нам такие дороги? Нет. Вот послушайте, какой знак мы должны увидеть, чтобы добраться до домика Зайки быстро и безопасно:
Вот он знак, каких немного: это важная дорога!
Если едешь ты по ней, всех становишься главней,
И тебе, как будто Богу уступают все дорогу (знак «Главная дорога»)
(Дети находят и раскладывают знаки.)
Воспитатель: ищи, Данил, на кубике грань с четвёртым заданием.
4 задание. Воспитатель: Ребята, а что помогает регулировать движение на дороге? Что нужно сделать, чтобы машины не сталкивались? (Ответы детей.)
Смотрите, ребята, на обочине дороги нарисованы стрелки, они ведут нас в разные стороны. Давайте отправим мальчиков по направлению этих стрелок. (Дети находят мячи: зелёный, красный, жёлтый).
А как вы думаете, на что это похоже, если выложить мячи в определённом порядке? Светофор.
Красный — стоп всему движенью. Жёлтый — внимание!...
А зелёный загорится, можешь дальше в путь пуститься.
Он зовётся с давних пор очень просто — светофор!
Светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах.
А сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Красный, жёлтый, зелёный». Выбирается водящий, когда он поднимает зелёный флажок — дети шагают, жёлтый — стоят, красный — приседают на корточки.
Воспитатель: Молодцы, мы продолжаем наше путешествие. Вращай, Саша, кубик! Какое задание выполняем, после четвёртого? Цифра 5 и длинная зелёная коробка. Где же она, ищите… (В коробке разрезные картинки )
Итак, 5 задание : «Собери картинку» ( разделить детей на группы, раздать по одной разрезанной картинке, на одной при сборе получается деревня, а на другой — лесополоса.)
Мы двигались по главной дороге, а теперь нам нужно свернуть на дорогу, которая проходит между деревень и лесополосы, а называется она — просёлочная дорога.
Воспитатель: Мы продолжали с вами путь по просёлочной дороге и наконец-то доехали до дома старичка-Лесовичка.
Смотрите, как здесь красиво, какой свежий воздух, как вкусно пахнет свежими овощами (втягивают воздух носом, выдыхают ртом). А какие же овощи выросли на грядках? (рассматривание и называние муляжей овощей) .
Старичок-Лесовичок (Кукла би-ба-бо) : здравствуйте, ребята! Огород мой хотите посмотреть? Грядки у меня не простые, а цветные. Как вы думаете, что растёт на этой грядке? (Раскладывание муляжей овощей на соответствующие цветные листы бумаги: огурец — зелёный, морковь — оранжевый и т. д.).
Старичок-Лесовичок: Я хочу приготовить салат. Ребята, вы мне поможете? (Игра «Нарежь овощи» (муляжи из 2-х частей на липучках ). Во время нарезки закрепление произношения ЖУ-ЖУ- ЖУ).
Воспитатель: посмотрите, ребята — пока мы трудились, набежала тучка, наверное, пойдёт дождь, но мы же его не боимся и поиграем с ним — подуйте на тучку, оттолкните её руками, вот так, молодцы. А теперь поиграем с капельками. (Логоритмическое упражнение «Дождик» ).
Капля раз делают прыжок на носочках, руки на поясе.
Капля два делают прыжок.
Очень медленно сперва 4 прыжка.
А потом, потом, потом 8 прыжков
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли руки разводят в стороны.
От дождя себя укрыли руками образуют полукруг над головой.
Вот и улетела тучка и дождик прошёл.
Посмотри, Максим, на шестой грани кубика что нарисовано? Белая кастрюля. (Дети находят кастрюлю)
Мы с вами, ребята, выполнили все задания, и Старичок-лесовичок угостил нас вкусным винегретом. Давайте поблагодарим его, попрощаемся, ведь нам пора возвращаться в детский сад.