В течение нескольких веков в странах Европы использовался успокаивающий и развивающий эффект взаимодействия с животными пациентов психиатрических клиник и приютов (несмотря на то, что научной обоснованности этот метод в то время еще не получил), после чего на Западе животные стали использоваться для психотерапевтической помощи в некоторых подобных учреждениях.
В последние годы стало интенсивно внедряться в практику лечения некоторых болезней методы анималотерапии.
Но кроме положительных результатов стали возникать и трудности в осуществлении и проведении данной методики.
Исследование, проведенное Министерством образования в 1997 году, выделило список аргументов «за» и «против» содержания животных в школе, составленный с помощью учителей. В пользу этой программы говорило то, что животные являются великолепным источником удовольствия и вдохновения, усиливают мотивацию детей, помогают развивать чувство ответственности, способствуют сотрудничеству детей с учителем и друг с другом, и тем самым помогают укреплять социальные связи, уменьшают напряжение в классе, способствуют эмоциональной стабильности детей. Аргументом «против» выступало то, что содержание животных может требовать дополнительных затрат времени и денег.
В силу того, что занятия на территории проводить, не всегда есть возможность, то приходиться заключать договора с центрами, которые предоставляют услуги по анималотерапии. Следовательно, транспортировка детей — один из немаловажных аспектов. Время в пути занимает много времени, дети перевозбуждаются, от ожидания встречи с животными и за все время дороги очень устают. Поэтому приехав на место, становятся вялыми. И поездка обратно в интернат утомительная, многие дети не могут переносить длительные поездки из-за выраженной тошноты.
Анцупова И. И. пишет, что, несмотря на то, что влияние кошек на нервную систему и психологическое состояние людей, очевидно, некоторые интернаты, дома престарелых, наркологические лечебницы все-таки отказываются от таких обитателей. Связано это, прежде всего с непредсказуемостью кошек, их некоторой отчужденностью. Также отмечались случаи агрессивного отношения кошек по отношению к людям.
Так и другие животные могут просто напросто проявлять агрессию. Но это в случае ненаправленной анималотерапии (естественное наблюдение за животными). В случае с направленным видом мы имеем особым образом отобранных животных, прошедших специальную подготовку и дрессировку. То есть, вероятность нападения таких животных на человека практически сводится к нулю.
Более серьезный повод для беспокойства представляет угроза аллергических реакций людей на животных. Не исключено что по приезду на занятия у ребенка может обнаружиться аллергия на животное. Соответственно для предотвращения последствий аллергии, следует заранее проверить ребенка на чувствительность к конкретному животному. И если все-таки аллергия присутствует, то стоит, либо отказаться от терапии, либо продолжить, но уже с использованием образов (изображений, звуков).
Кстати Русский медицинский журнал отмечает, что контакт с домашними животными в раннем детском возрасте может являться защитным фактором против развития аллергической сенсибилизации и детских аллергических заболеваний.
Еще один аспект — опасность паразитарных заболеваний. В принципе если мы имеем дело с направленным видом анималотерапии, то поводов для беспокойства немного — все используемые животные обязательно привиты и регулярно проходят ветеринарный осмотр. Однако вероятность заражения животных остается. Например, построенная на территории интерната (дома престарелых и т. д.) голубятня, где здоровые голуби имеют возможность контактировать с зараженными животными из окружающей среды.
Поэтому прежде чем проводить занятия нужно проверять наличие паспорта у животного со всеми необходимыми прививками. Так же следует обратить своё внимание на внешний вид животного и его поведение. Жирная, свалявшаяся шерсть, слезотечение из глаз, бледная слизистая рта и угнетенное состояние животного — является первым показателем проблем со здоровьем.
Вообще, что касается птиц, то многие реабилитационные центры, интернаты и пр. стараются вообще не использовать в своей работе птиц по вышеописанной причине. Или же их использование сводится к минимуму — устанавливается одна — две клетки с попугаями или канарейками.
Перед занятиями и после, для поддержания положительного эффекта должна проводиться воспитательная работа. Для правильного и положительного настроя перед занятием, нужно рассказать о технике безопасности при общении с животным; рассказать о том, что может вызвать страх у детей. Так же после занятия закрепляем полученные навыки и знания самостоятельно с воспитателем в группе. Для этого персонал должен быть проинструктирован и знать о рекомендациях к курсу анималотерапии.
Так же не стоит забывать, для того чтобы добиться максимального эффекта от анималотерапии работа должна проводиться комплексно. Задействованы должны быть все по возможности: инструктора анималотерапии, учителя-дефектологи, воспитатели, массажисты, учителя ЛФК и т. д. Чем шире круг специалистов участвующий в работе сообща, тем легче выстроить программу помощи конкретному ребенку.
Итак, можно увидеть, что при направленном использовании анималотерапии и правильной работе терапевта негативные последствия можно практически исключить. Так, как животное — неотъемлемая часть этого метода психотерапии, то следует уделять ему огромную долю внимания — особый уход и специальные условия содержания.
Выводы
Таким образом, исходя из всего написанного выше, можно сделать вывод, что успех терапии зависит в первую очередь от правильной организации всего курса, профессионализма терапевта, от используемого животного (качества его подготовки) и от отношения ребенка к конкретному животному.
Не стоит также игнорировать ненаправленный вид анималотерапии — очень часто можно увидеть, как в больницах, интернатах, детских домах живет кошка (собака, рыбки и др.), но содержание животных это дополнительные финансовые затраты и дополнительное время для ухода за ними.
Литература:
1. Нестерова Д. В. Кошкотерапия: пушистое лекарство. — М.: РИПОЛ классик, 2006
2. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. — Академия Развития, Академия И К°, 2000
3. Анцупова И. И. Анималотерапия — Москва, «Вокруг света»: журнал «Вокруг света» N12 (2795) декабрь, 2006
4. Анцупова И. И. Иппотерапия. — Полиграф-экспресс: журнал «Педиатрия для родителей» N4 (2006)
5. С. Д. Деребо, В. А. Ясвин. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону, 1996
6. Русский медицинский журнал, Том 10 № 5, 2002