Проблемы проведения анималотерапии в учреждениях закрытого типа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Цветкова, М. В. Проблемы проведения анималотерапии в учреждениях закрытого типа / М. В. Цветкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 746-747. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7247/ (дата обращения: 15.11.2024).

В течение нескольких веков в странах Европы использовался успокаивающий и развивающий эффект взаимодействия с животными пациентов психиатрических клиник и приютов (несмотря на то, что научной обоснованности этот метод в то время еще не получил), после чего на Западе животные стали использоваться для психотерапевтической помощи в некоторых подобных учреждениях.

В последние годы стало интенсивно внедряться в практику лечения некоторых болезней методы анималотерапии.

Но кроме положительных результатов стали возникать и трудности в осуществлении и проведении данной методики.

Исследование, проведенное Министерством образования в 1997 году, выделило список аргументов «за» и «против» содержания животных в школе, составленный с помощью учителей. В пользу этой программы говорило то, что животные являются великолепным источником удовольствия и вдохновения, усиливают мотивацию детей, помогают развивать чувство ответственности, способствуют сотрудничеству детей с учителем и друг с другом, и тем самым помогают укреплять социальные связи, уменьшают напряжение в классе, способствуют эмоциональной стабильности детей. Аргументом «против» выступало то, что содержание животных может требовать дополнительных затрат времени и денег.

В силу того, что занятия на территории проводить, не всегда есть возможность, то приходиться заключать договора с центрами, которые предоставляют услуги по анималотерапии. Следовательно, транспортировка детей — один из немаловажных аспектов. Время в пути занимает много времени, дети перевозбуждаются, от ожидания встречи с животными и за все время дороги очень устают. Поэтому приехав на место, становятся вялыми. И поездка обратно в интернат утомительная, многие дети не могут переносить длительные поездки из-за выраженной тошноты.

Анцупова И. И. пишет, что, несмотря на то, что влияние кошек на нервную систему и психологическое состояние людей, очевидно, некоторые интернаты, дома престарелых, наркологические лечебницы все-таки отказываются от таких обитателей. Связано это, прежде всего с непредсказуемостью кошек, их некоторой отчужденностью. Также отмечались случаи агрессивного отношения кошек по отношению к людям.

Так и другие животные могут просто напросто проявлять агрессию. Но это в случае ненаправленной анималотерапии (естественное наблюдение за животными). В случае с направленным видом мы имеем особым образом отобранных животных, прошедших специальную подготовку и дрессировку. То есть, вероятность нападения таких животных на человека практически сводится к нулю.

Более серьезный повод для беспокойства представляет угроза аллергических реакций людей на животных. Не исключено что по приезду на занятия у ребенка может обнаружиться аллергия на животное. Соответственно для предотвращения последствий аллергии, следует заранее проверить ребенка на чувствительность к конкретному животному. И если все-таки аллергия присутствует, то стоит, либо отказаться от терапии, либо продолжить, но уже с использованием образов (изображений, звуков).

Кстати Русский медицинский журнал отмечает, что контакт с домашними животными в раннем детском возрасте может являться защитным фактором против развития аллергической сенсибилизации и детских аллергических заболеваний.

Еще один аспект — опасность паразитарных заболеваний. В принципе если мы имеем дело с направленным видом анималотерапии, то поводов для беспокойства немного — все используемые животные обязательно привиты и регулярно проходят ветеринарный осмотр. Однако вероятность заражения животных остается. Например, построенная на территории интерната (дома престарелых и т. д.) голубятня, где здоровые голуби имеют возможность контактировать с зараженными животными из окружающей среды.

Поэтому прежде чем проводить занятия нужно проверять наличие паспорта у животного со всеми необходимыми прививками. Так же следует обратить своё внимание на внешний вид животного и его поведение. Жирная, свалявшаяся шерсть, слезотечение из глаз, бледная слизистая рта и угнетенное состояние животного — является первым показателем проблем со здоровьем.

Вообще, что касается птиц, то многие реабилитационные центры, интернаты и пр. стараются вообще не использовать в своей работе птиц по вышеописанной причине. Или же их использование сводится к минимуму — устанавливается одна — две клетки с попугаями или канарейками.

Перед занятиями и после, для поддержания положительного эффекта должна проводиться воспитательная работа. Для правильного и положительного настроя перед занятием, нужно рассказать о технике безопасности при общении с животным; рассказать о том, что может вызвать страх у детей. Так же после занятия закрепляем полученные навыки и знания самостоятельно с воспитателем в группе. Для этого персонал должен быть проинструктирован и знать о рекомендациях к курсу анималотерапии.

Так же не стоит забывать, для того чтобы добиться максимального эффекта от анималотерапии работа должна проводиться комплексно. Задействованы должны быть все по возможности: инструктора анималотерапии, учителя-дефектологи, воспитатели, массажисты, учителя ЛФК и т. д. Чем шире круг специалистов участвующий в работе сообща, тем легче выстроить программу помощи конкретному ребенку.

Итак, можно увидеть, что при направленном использовании анималотерапии и правильной работе терапевта негативные последствия можно практически исключить. Так, как животное — неотъемлемая часть этого метода психотерапии, то следует уделять ему огромную долю внимания — особый уход и специальные условия содержания.

Выводы

Таким образом, исходя из всего написанного выше, можно сделать вывод, что успех терапии зависит в первую очередь от правильной организации всего курса, профессионализма терапевта, от используемого животного (качества его подготовки) и от отношения ребенка к конкретному животному.

Не стоит также игнорировать ненаправленный вид анималотерапии — очень часто можно увидеть, как в больницах, интернатах, детских домах живет кошка (собака, рыбки и др.), но содержание животных это дополнительные финансовые затраты и дополнительное время для ухода за ними.

Литература:

1.                            Нестерова Д. В. Кошкотерапия: пушистое лекарство. — М.: РИПОЛ классик, 2006

2.                            Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. — Академия Развития, Академия И К°, 2000

3.                            Анцупова И. И. Анималотерапия — Москва, «Вокруг света»: журнал «Вокруг света» N12 (2795) декабрь, 2006

4.                            Анцупова И. И. Иппотерапия. — Полиграф-экспресс: журнал «Педиатрия для родителей» N4 (2006)

5.                            С. Д. Деребо, В. А. Ясвин. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону, 1996

6.                            Русский медицинский журнал, Том 10 № 5, 2002

Основные термины (генерируются автоматически): животное, содержание животных, занятие, направленный вид, ребенок.


Похожие статьи

Особенности профориентационной работы с леворукими подростками в школе

Профилактика травматизма курсантов ведомственных вузов на занятиях по физической подготовке

Особенности организации урока физической культуры в начальных классах у детей с умеренной умственной отсталостью

Актуальные формы контроля в профессиональной подготовке студента колледжа

Проблема этапа адаптации в образовательных учреждениях закрытого типа

Влияние анималотерапии на детей с ограниченными возможностями здоровья в детских домах

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации

Специфика организации профориентационной работы с младшими школьниками

Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы

Похожие статьи

Особенности профориентационной работы с леворукими подростками в школе

Профилактика травматизма курсантов ведомственных вузов на занятиях по физической подготовке

Особенности организации урока физической культуры в начальных классах у детей с умеренной умственной отсталостью

Актуальные формы контроля в профессиональной подготовке студента колледжа

Проблема этапа адаптации в образовательных учреждениях закрытого типа

Влияние анималотерапии на детей с ограниченными возможностями здоровья в детских домах

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации

Специфика организации профориентационной работы с младшими школьниками

Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы

Задать вопрос