Творчество — очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего нас мира.
Формирование художественного вкуса у подрастающего поколения приобретает новое содержание, в котором меняется сущность художественного вкуса представлений о красоте, что напрямую связано с содержанием знаний о духовном развитии, уровнем представлений о значении искусства в жизни, тенденцией к передаче национального наследия следующему поколению.
В специальной литературе отмечается, что основная цель вкуса-различать красоту в искусстве окружающей действительности. Известный ученый в области изобразительного искусства А. Б. Салтыков утверждает: «художественный вкус — это способность отличать красоту от ажурной, настоящую красоту от ложной» [1].
Таким образом, в работах В. К. Скатерщикова, Ю. В. Ворева, В. Г. Лукьянова, Б. Р. Казыханова изложено, что эстетический и художественный вкус — способность понимать красоту, формируемую и развивающуюся в человеке, — необходимо, прежде всего, для изучения феномена вкуса с точки зрения способности определить собственную природу этой способности, главную внушительную силу, способствующую ее формированию, развитию. В определении этой проблемы многие исследователи в основном обращаются к богатейшей возможности изобразительного искусства, которое оказывает огромное влияние на становление и развитие эстетических чувств, творческой мысли и деятельности человека, способности воспринимать художественность, поскольку эстетический вкус — природа, искусство, красота человека и т. д. —охватывает все стороны явлений действительности жизни.
Если закономерность красоты присуща всем этим явлениям, то в определении природы вкуса объектом исследования выступает любой из перечисленных [2].
Изобразительное искусство оказывает влияние на то, чтобы школьники в полной мере проявили себя, достигнув кульминации в раскрытии детского таланта, создав условия периода детства. Изобразительная деятельность-это особое образное познание-понятие творчества, которое может протекать различными путями.
Во время изобразительной деятельности реализуются сенсорные, умственные, эстетические, нравственные и различные стороны трудового и физического воспитания. Ребенок мысленно воображает результат своей работы на основе мысленных операций, а затем начинает действовать. Прежде чем приступить к деятельности, они ищут способы ее реализации, чтобы решить поставленные перед разумом задачи на основе своих устоявшихся представлений [3].
Изобразительное искусство-художественное изображение бытия в воспринимаемых образах. Изобразительное искусство зародилось в первом общинном строительстве. Первые картинки, изображающие животных и сцену охоты, представляют собой фигуры людей и животных, вырезанные из костей и камня — первые скульптуры, предметы труда и быта, украшенные орнаментами. Характерной особенностью искусства является изображение бытия через художественные образы.
Приобщение детей к изобразительному искусству в учебной деятельности, организованной в школьных учреждениях — создает условия для полноценного восприятия детьми произведений различных жанров. Дети воспитываются в красоте, любви через искусство, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрываются богатство и многообразие оттенков окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся с новыми предметами и явлениями жизни, погружаются в высокие идеи, откликаются на происходящие в нашей стране изменения.
Развитие искусства в школьных организациях образования в мировом образовательном пространстве является одной из главных задач. Изобразительное искусство включает в себя три типа изобразительных предметов, называемых сюжетными (приключенческими), декаративными рисунками.
Успех в воспитании и обучении во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог для передачи детям определенного содержания, формирования у них знаний, умений и навыков, а также способностей в какой- либо сфере деятельности.
Изобразительное искусство как актуальное средство формирования художественного вкуса побуждает ребенка осваивать эстетическое наследие своего народа, наслаждаться самобытными произведениями народного искусства, духовно развиваться и чтить, любить народные таланты.
Педагог должен вести ребенка от восприятия красоты до формирования у него эмоционального отклика, его понимания, эстетического понятия, эстетического мнения, эстетической оценки [4].
Цели обучения искусству рисования: развитие эстетического вкуса и творческого мышления школьника с его чувственным эмоциональным окружением через искусство рисования.
Направления: воспитание детей через рисовальную деятельность, всестороннее развитие.
Виды работы с детьми:
– Рисование через учебную деятельность;
– Проведение индивидуальных работ по изобразительному искусству.
Виды работы с родителями:
– Проведение бесед, консультаций, совещаний, выставок, дней открытых дверей;
Развитие творчества ребенка в реализации указанных целей:
– Овладение техническими навыками, необходимыми для изобразительной деятельности;
– пробудить интерес к искусству рисования;
– повышение художественного вкуса;
– овладение деловыми навыками.
Для развития творчества необходимы определенные условия:
– создание пространства безопасности и доверия.
– включение ребенка в творческую деятельность.
– установление эмоционального комфорта в коллективе.
Организованная учебная деятельность не должна быть скучной — выполнение различных действий для достижения результата-ведет к новому продукту, дает ребенку свободу выбора материалов (средств), систематичность учебной деятельности, получение своевременной, но дозированной помощи от взрослых при возникновении трудностей, стимулирование, поддержка любых действий ребенка.
Для того чтобы организованная изобразительная учебная деятельность была максимально эффективной, необходимо соблюдать основные принципы и условия стимулирования творчества детей:
– Принцип целостности. Это заключается в представлении детям тем, которые могут объединить различные области науки и искусства.
– Наличие материалов для творчества (традиционных и нетрадиционных) и возможность действовать с ними в любое время.
– Психологические условия. Формирование у ребенка чувства безопасности, свободы через поддержку взрослых творческих поисков.
– Через создание творческих заданий создаются интеллектуальные условия.
Изобразительное искусство в контексте детей позволяет нам экспериментировать с теоретическими принципами и формулировать стратегии для улучшения художественного самовыражения детей на каждом этапе их развития, работая с ними. Деятельность педагога можно определить, анализируя составляющие этого процесса — наблюдение за произведением искусства, его оценку и формирование свежего художественного образа.
Таким образом, художественный вкус — это способность идентифицировать и ценить различные формы искусства, такие как живопись, прикладное искусство, графика, музыка, поэзия, скульптура, архитектура и театр. Система ценностей любого человека зависит от этого важного компонента. Занятия младших школьников по изобразительному искусству и развитие художественного вкуса позволяют им познавать и знакомиться с прошлым, настоящим и прекрасными вещами на своей родине, что с возрастом находит отражение в художественных полотнах мастеров живописи.
Литература:
- Салтыков А. Б. Историко-педагогический анализ генезиса проблемы художественного вкуса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 32 (70): Аспирантские тетради. Ч.I. (Общественные и гуманитарные науки). С. 267–271.
- Саморукова В. В. Творческая активность как условие развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2017. 175 с.
- Вахрушева Е. Ю. Принципы классического философского анализа художественного вкуса // Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 2. С. 6–10.
- Парунина Л. В. Историко-педагогический анализ генезиса проблемы художественного вкуса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2014. № 32 (70): Аспирантские тетради. Ч.I. (Общественные и гуманитарные науки). С. 267–271.