Статья посвящена оценке эффективности способов мотивации персонала в организации. Рассматривается возможность оценки результатов рабочей деятельности персонала, полученных организацией с использованием имеющихся трудовых ресурсов, с помощью которых можно оценить мотивацию персонала. Также в статье рассмотрены такие понятия как оценка, оценка эффективности и мотивация. В работе рассмотрены методы оценки эффективности мотивации персонала организации.
Ключевые слова : мотивация, оценка, оценка эффективности, предприятие, организация, персонал, стимулирование, управление персоналом.
Степанов А. О. закрепляет в своей работе понятие: «оценка персонала» — это ряд методик, которые позволяют уточнить эффективность сотрудников компании, соответствие должности. При этом оцениваются как личностные, так и профессиональные качества сотрудников, способность персонала выходить из нестандартных ситуаций, производительность, соответствие занимаемой должности [1].
Проанализировав труд Носыревой И. Г. и Балашова Н. В. можно сделать вывод, что «оценка эффективности персонала» — это процесс исследования эффективности профессиональной деятельности персонала в организации, а также определение его компетентности требованиям к занимаемой должности [2].
Задорова Т. В., Шигильчева С. А., Богатова Т.А отмечают в своей статье, что мотивация персонала является процессом побуждения к деятельности для достижения личных целей и целей организации [3].
Мы считаем, что российские организации, а именно их руководители в первую очередь заинтересованы в компетентности своих сотрудников, которые будут выполнять работу. Поэтому руководители организаций должны уделять особое внимание оценке эффективности мотивации персонала для успешной работы организации.
Мотивационная система оценки персонала определяется:
— в виде количественной оценки персонала, что включает в себя: социальную структуру, численность работников, текучесть кадровых вакансий, профессионально-квалификационная структура персонала, производительность труда на одну работающего сотрудника;
— в виде качественной оценки персонала, что включают в себя:
1. Компетенция сотрудника:
— наличие образования;
— трудовой стаж;
— способность работника выполнять качественно свою работу с наименьшими затратами времени;
— коммуникация в коллективе.
2. Трудовой потенциал сотрудника:
— физическое состояние здоровья;
— профессионализм и компетентность;
— организованность;
— нравственность;
— уровень образования.
С помощью вышеуказанных критериев персонал сможет выполнять трудовые задачи и добиваться успеха в профессиональной деятельности.
Также оценка эффективности мотивации персонала состоит из:
— организационных ценностей, которые включают в себя определенные принципы и убеждения сотрудников;
— благоустроенного рабочего места, которое способствует продуктивной работе персонала;
— возможности карьерного роста, которое характеризуется: достижением сотрудником профессиональных навыков с; повышением в должности; в повышении заработной платы; новые обязанности и задачи, которые ведут к более ответственному подходу к работе; в повышении заработной платы;
— постановки индивидуальных целей, которые способствуют мотивации работы персонала;
— удобного рабочего графика, который позволяет совмещать работу и полноценную жизнь человека, то есть баланс между работой и личной жизнью сотрудника;
— достойной заработной платы персоналу, которая выполняет задачи организации;
— систематического поощрения персонала в виде финансовой поддержки;
— поощрения за выполненную работу в виде: культурного досуга, совместное времяпровождение персонала в неформальной обстановке.
Необходимо отметить, что сотрудники работают более активно и качественно, когда для их мотивации используется признание и вознаграждение.
Оценка эффективности мотивации персонала производится с помощью:
— опросов;
— тестирования;
— мотивационных анкет;
— экспресс-опросов.
Данные методы помогают получить анализ мотивации труда персонала в организации; выбрать сотрудника на массовом отборе для замещения вакансии в организации; возможность узнать в коллективе, какие минусы доставляют дискомфорт при выполнении работы; возможность измерить интерес работника и вовлеченность в работе.
На сегодняшний день на основе исследования уже существующих подходов к оценке эффективности системы мотивации персонала можно определить, что единой методики эффективности системы мотивации и стимулирования труда персонала в организациях отсутствует [3].
Целью мотивации персонала является повышение производительности в организации. Сотрудники организации, которые получают стимул и поддержку от своих руководителей, лучше справляются с работой и поставленными задачами, что является выгодным для организации [4].
Литература:
- Степанов, А. О. Оценка эффективности персонала: методы и критерии оценки / А. О. Степанов. — Текст: непосредственный // ЭНИГМА. — 2022. — № 51. — С. 20–23.
- Носырева, И. Г. Анализ эффективности системы оценки персонала / И. Г. Носырева, Н. В. Балашова. — Текст: непосредственный // Экономика труда. — 2019. — № 1. — С. 440–452.
- Задорова, Т. В. Оценка эффективности системы мотивации персонала организации / Т. В. Задорова, С. А. Шагильчева, Т. А. Богатова. — Текст: непосредственный // Вестник Удмуртского университета. — 2021. — № 4. — С. 559–566.
- Тинькова Е. В. Значение мотивации в управлении персоналом и оценка ее эффективности / Тинькова Е. В. — DOI: 10.37492/ISGO.2023.10.01.030 // Социально-гуманитарные исследования: векторы развития науки и образования / Москва: Московский педагогический государственный университет, 2023. — С. 277–286. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=61020408 (дата обращения: 28.07.2024).