За последнее время зафиксировано довольно много экологических правонарушений, в том числе и на территории Камчатского края. К экологическим правонарушениям можно отнести как браконьерство, скопления мусора, так и промышленные загрязнения вод. Для того, чтобы предотвратить данные нарушения в дальнейшем, в законодательстве предусмотрены различные взыскания, ограничения, административная и уголовная ответственность. Этой проблеме и посвящена данная статья.
Ключевые слова : экология, правонарушения, ответственность, факторы, система, нормативы, виновность, деяния.
В данной статье рассмотрим ответственность за экологические правонарушения с юридической стороны на примере Камчатского края. Эта тема особенно актуальна в последнее время, так как становится всё больше факторов загрязнения окружающей среды, что влечет за собой ухудшение качества жизни. Автор считает, что необходимо предоставить актуальную информацию о юридической ответственности по данной теме, так как это может повлиять на снижение числа экологических правонарушений. Цель статьи — проанализировать актуальные нормативно-правовые акты, касающиеся данной темы, выявить наличие проблем.
Дисциплинарная ответственность часто относится к служащим, обязанности которых заниматься соблюдением экологических и правовых норм. Применяется этот тип ответственности, как правило, именно к рабочим, в обязанности которых входит выполнение производственной функции, и в результате неосторожности, либо халатности, выполнение этих обязанностей привели к нарушениям состояния природной среды. Можно так же заметить, что данная ответственность за нарушение природоресурсных законов наступает только в том случае, если нарушения созданы служащим в течении его рабочего дня (ст. 82 ТК РФ) [3].
Материальная ответственность. Закон РФ «Об охране окружающей среды» определяет, что должностные лица и прочие сотрудники, из-за которых у предприятия возникли затраты на устранение вреда экологии, нанесенного экологическо-правовыми нарушениями, несут материальную ответственность, которая определяется трудовым законодательством (ст. 83 ТК РФ) [4].
Административная ответственность за нарушение природоохранного законодательства наступает, когда граждане, ответственные лица, а также юридические лица совершают различные виды правонарушений, указанные в нормативах административного права, наносящих (могущих нанести) нарушения экологической среде. Административным экологическим нарушением определяется противоправное, пресекающееся действие, как и отсутствие действия, нарушающее, установленный на территории России, экологическо-правовой порядок, вредящее здоровью и безопасности людей, также вредящее экологической среде, либо несущее угрозу причинения, в соответствии с которым наступает административная ответственность. Важные понятия, относящиеся к административным правонарушениям, указаны в УК РФ:
— повторность (ст.260 п.2УК РФ);
— наличие умысла (ст. 258 УК РФ);
— крупный ущерб (ст.256 УК РФ);
— причинение вреда здоровью людей (ст.114 УК РФ);
— животным (ст.245 УК РФ);
— сельскохозяйственному производству (ст.254УК РФ) [5].
Уголовная ответственность. Определение экологических правонарушений приводится в главе 26 УК РФ, где указывается, что уполномоченные лица и граждане, обвиняемые в нанесении эколого-правовых нарушениях, покушающихся на определенный в РФ эколого-правовой порядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей (природной) среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную УК РФ. Уголовная ответственность со всеми фактами и составом природоохранного преступления может применяться как за совершенное нарушение, так и за возможность данного нарушения, в том числе посягательство на правонарушение (ст. 30 УК РФ) [6].
Автор рассмотрит несколько примеров, актуальных для Камчатского края. Чаще всего встречается на полуострове административное взыскание за экологическое правонарушение.
Сотрудники полиции и рыбоохраны задержали микроавтобус с тремя жителями Камчатского края. Во время проверки на реке Банной у мужчин нашли мешок икры кижуча и всё для добычи рыбы.
«В салоне микроавтобуса несколько надувных лодок, самодельная сеть, весла, двигатель для лодки, бак для бензина, пару прорезиненных рыболовных костюмов, резиновые сапоги, перчатки, один кижуч и мешок икры по весу в 30 килограмм», — сообщили в информационной службе Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства. Браконьеров в районе Усть-Большерецка обнаружили 16 октября 2022 года. Машину осматривал наряд полиции и общественных инспекторов. Водитель и пассажиры микроавтобуса нужных документов не предоставили, которые подтверждают законность добытой рыбы. В итоге добычу, а вместе с ней и имущество браконьеров конфисковали.
Возбуждено административное дело по части 2.статьи 8.37 КоАП РФ, материалы данного дела переведены в полицию в соответствии с 144–145 УПК РФ для осуществления проверки и составления решения.
С недавнего времени года штраф за один незаконно добытый кижуч равняется 10 635 рублей. За одну нерку, в независимости от её габаритов, штраф составляет 11 575 рублей, за кету — 2 009 рублей, горбушу — 961 рубль [7].
Также автор рассмотрит пример, показывающий уголовную ответственность за экологическое правонарушение. На Камчатке в рамках операции «Путина-2022» сотрудники полиции совместно с инспекторами Росрыболовства на реке Плотникова задержали с поличным браконьеров, сообщили корреспонденту 8 июня 2022 года в пресс-службе краевого УМВД. Трое мужчин на резиновой лодке с помощью жилковой сети выловили более 150 кг нерки. Рыбу изъяли и передали на ответственное хранение. Причинённый ущерб оценивается в сумму более 1 миллион рублей. Возбуждено уголовное дело в соответствии со ст.26,30 УК РФ [8].
Основной нормативно-правовой акт, специально направленный на эколого-правовое регулирование отношений в природной сфере — это Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Он содержит 84 статьи и представляет собой комплексный нормативный акт, регулирующий все природоохранительные отношения, не выделяя при этом их отдельные объекты. Данный закон является первой попыткой комплексного объединения эколого-правовых норм, содержащихся в различных разрозненных нормативно-правовых актах.
В этой статье автор изучил современное состояние нормативно-правовой базы регулирующей экологические правоотношения, в том числе и в Камчатском крае, и определил основные виды экологических правонарушений и меры юридической ответственности за них.
Литература:
- Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для СПО / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева; под ред. Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 190с / [электронный ресурс]. Режим доступа: https://sgpi.ru/user/-178/umk/Андреева %20ТиМО %20Экологии.pdf (Дата обращения 29.10.2022)
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)/ [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (Дата обращения 29.10.2022)
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.12.2023). Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды/ [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/7809f47cb1c61bb67ae2c5a36c80d42e87f1818a/ (Дата обращения 29.10.2022)
- Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды/ [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (Дата обращения 29.10.2022)
- КоАП РФ Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность / [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/e2ff2c4825ed8a2cbd821019256729d233b4d1c5/