Особенность допроса несовершеннолетних заключается не в преждевременной оценке достоверности рассказанного ими, а в тех методах, приемах, которые, учитывая особенности развития ребенка, могут получить от него наиболее полную и достоверную информацию.
Для несовершеннолетних характерны недостаточный уровень знаний, ограниченный круг даже общепринятых понятий, отсутствие надлежащего опыта, профессиональных знаний, приподнятое эмоциональное состояние во время восприятия и некритическое отношение к воспринимаемому, неспособность правильно оценить поступки, своеобразный сленг, повышенная склонность к внушению, фантазированию. Все это необходимо учитывать при выборе тактики.
Самое важное — установить психологический контакт.
Возвращаясь к тактике допроса, отметим, что несовершеннолетних лиц желательно допрашивать в условиях, максимально приближенных к их повседневным, потому что в помещении рабочего кабинета следователя допрашиваемые лишаются смелости доверия, иногда проявляют страх. В данном случае защитник несовершеннолетнего может ходатайствовать перед следователем об избрании конкретного места допроса. Например, в «зеленой зоне», если считает, что именно это место допроса окажет малейшее негативное психологическое воздействие на подростка. «Зеленая зона» — это специализированная комната для несовершеннолетних, снабженная игрушками, удобной для детей мебелью, стеклом невизуального наблюдения, средствами видео и аудио — записи, которая позволяет вести запись и в дальнейшем использовать ее для следствия без проведения повторного допроса, уменьшающего степень травматизации психики несовершеннолетнего [3].
При допросе несовершеннолетнего его защитник участвует в обеспечении процессуального, психологического, морально-этического, воспитательного, тактического аспектов этого следственного действия. Учитывая возрастные особенности личности несовершеннолетних, перед допросом стоит детально изучить личность допрашиваемого, выяснить обстановку в семье, где он воспитывается, его отношения с родственниками, условия жизни, окружение.
Нарушение психологического контакта на допросе может привести к «запиранию» допрашиваемого, что затруднит проведение данного следственного действия. За этим, помимо следователя, должен следить защитник несовершеннолетнего и при необходимости оказывать помощь в поддержании благоприятной атмосферы, психологического комфорта для несовершеннолетнего допрашиваемого.
После свободного рассказа несовершеннолетнего начинается следующий этап допроса постановка допрашиваемому вопросов участниками допроса. Для уточнения показаний несовершеннолетнего следователь имеет приоритет первым задать вопрос несовершеннолетнему лицу. Далее вопрос может задать защитник, получив разрешение следователя [1]. Защитник заранее готовит вопросы, которые необходимо выяснить у несовершеннолетнего обвиняемого. Они должны быть простыми, доступными для понимания. Защитнику необходимо прогнозировать возникновение нежелательных состояний психики несовершеннолетнего, возможную реакцию на тот или иной раздражитель в процессе допроса, определять уровень психологического контакта, поддерживать его.
Зачастую сторона защиты может спрогнозировать, по каким вопросам на допросе состоится тактическая борьба. При этом защитнику следует не только подобрать нужные материалы, но и наметить наилучшую тактическую последовательность их использования во время допроса, подготовить ссылку на доказательства, которые можно представить, предъявить в нужный момент следственного действия. Эти подготовительные мероприятия могут сыграть на допросе роль тактических элементов, направленных на разрушение сомнительных утверждений или версий.
Как правило, присутствие защитника является сдерживающим фактором от возможных злоупотреблений со стороны следователя, который может пользоваться низкой правовой осведомленностью несовершеннолетнего обвиняемого, чтобы склонить его к даче нужных ему показаний.
Защитник знает условия, механизм и возможности расследования. Кроме того, он нередко хорошо знает и самого следователя, его интеллектуальный и моральный уровень, профессиональный потенциал. Этим и должен пользоваться защитник с тем, чтобы без претензий на лидерство, а, наоборот, подчеркивая ведущую роль, перенять инициативу в определении вопросов, которые нужно выяснить во время проведения следственного действия, в последовательности их выяснения, выборе средств и приемов, которые будут для этого использованы. Главное, чтобы это максимально способствовало защите обвиняемого.
Фиксация хода и результатов допроса несовершеннолетнего обвиняемого также определяет тактику защитника на допросе. Основным средством фиксации хода проведения следственного действия, в том числе допроса является протокол.
Уголовно-процессуальное законодательство России допускает возможность использования при допросе средства аудио и видео — фиксации. По ходатайству участников процессуального действия применение технических средств фиксирования является обязательным. Такая нормативная возможность может быть использована защитником несовершеннолетних из тактических соображений. Ведь в материалах видеозаписи содержится существенная для процесса доказательства информация, которая не фиксируется в протоколе. А именно — это особенно те эмоции, образная информация и интонации свободного рассказа несовершеннолетнего допрашиваемого, его жесты, мимика, паузы и т. п. [2]. В совокупности такие материалы отражают тот уровень психологической свободы несовершеннолетнего на допросе, убеждающего в искренности, росте и правдивости его показаний.
Таким образом, защитник несовершеннолетнего обвиняемого играет важную роль во время проведения допроса, поскольку, с одной стороны, он оказывает правовую помощь подзащитному, а с другой, обеспечивает соблюдение требований закона о порядке проведения следственного действия и повышает эффективность его результатов.
К главным тактическим особенностям участия защитника в допросе несовершеннолетнего лица следует отнести: 1) установление психологического контакта с несовершеннолетним лицом; 2) возможность подачи ходатайства следователю о проведении допроса в определенном месте, которое будет иметь наименьшее травмирующее влияние на психофизиологическое состояние несовершеннолетнего обвиняемого — «зеленой комнаты», школы, специального учреждения, где содержится несовершеннолетний и др.; 3) тактика общения защитника на допросе со следователем, с подзащитным несовершеннолетним и другими участниками допроса, поддержание комфортной для подростка атмосферы, обеспечение психологического контакта между участниками следственного действия, контроль за использованием допустимых приемов, средств и методов допроса несовершеннолетнего лица; 4) присутствие профессионального защитника на допросе несовершеннолетнего может считаться свидетельством соблюдения необходимых процессуальных требований проведения следственного действия, неприменением к ребенку недопустимых тактических приемов, незаконного психологического или эмоционального давления; 5) использование аудио и (или) видеозаписи допроса несовершеннолетнего обвиняемого по ходатайству защитника является дополнительной гарантией соблюдения допустимых воздействия на допрашиваемого участниками допроса.
Литература:
- Килафян А. А. Особенности производства допроса несовершеннолетнего с участием адвоката // Юридическая гносеология. 2022. № 1. С. 46–51.
- Матамаров А. Н. Фиксация хода и результатов допроса несовершеннолетних // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2017. № 12. С. 76–77.
- Шамбурова А. В. «Зеленая комната»: практика участия психолога в уголовном процессе // Норма. закон. законодательство. право: материалы XIX международной научно-практической конференции молодых ученых: в 2 томах. Том II (Пермь, 13–14 апреля 2017 года). 2017. С. 182–184.