Гидрореабилитация дошкольников с детским церебральным параличом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (530) август 2024 г.

Дата публикации: 05.08.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Каунова, Т. С. Гидрореабилитация дошкольников с детским церебральным параличом / Т. С. Каунова, Е. Ю. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 31 (530). — С. 104-107. — URL: https://moluch.ru/archive/530/116984/ (дата обращения: 16.11.2024).



Предмет. Предметом исследования является воздействие занятий гидрореабилитации на функциональное состояние и диапазон навыков и умений детей с диагнозом ДЦП V уровня развития 4–5 лет.

Цель исследования. Разработка и апробация методики гидрореабилитации для детей с диагнозом ДЦП V-IV уровня с целью развития их физических кондиций и двигательных навыков.

Методы исследования. В исследовательской работе был использован ряд методов: анализ научно-методической литературы, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование параметров физического развития и физических качеств, математико-статистические методы.

Теоретико-методологической базой данного исследования являются труды З. Мартин, А. Бакк, К. Грюневальд, В. С. Смирнова, К. А. Семенова, Н. Н. Шастина.

Научно-теоретические основы в области гидрореабилитации представлены в работах К. И. Безатечество, Д. Ф. Мосунова, С. Л. Шпака, О. В. Жолус, И. Б. Чарковского.

Внедрение методики. Была разработана экспериментальная методика проведения занятий гидрореабилитации для детей 4–5 лет с детским церебральным параличом, которая апробирована на занятиях гидрореабилитации в детском оздоровительном бассейне «КРЕПЫШ» г. Строитель, Белгородская область.

Выводы.

  1. При изучении литературы по исследуемой проблеме и обобщении опыта российских и зарубежных специалистов, работающих с лицами, имеющими диагноз ДЦП, было выявлено, что ДЦП — органическое поражение мозга, которое возникает в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности. Определяющим синдромом клинических нарушений при церебральном параличе является синдром двигательных расстройств. ДЦП сопровождается не только двигательными, но и речевыми и психическими нарушениями. Одной из самых перспективных методик физической реабилитации при диагнозе ДЦП в настоящее время считается методика гидрореабилитации.
  2. В результате внедрения разработанной методики у детей с ДЦП улучшилась координация моторных функций не только в воде, но и на суше.

Общий балл экспертной оценки, полученный детьми при выполнении тестовых заданий в водной среде, до эксперимента составил 0,2 балла. После эксперимента он достиг 3 баллов, что свидетельствует о значительном росте двигательных способностей занимающихся.

Максимальное количество баллов дети получили при выполнении упражнения «Вдох-выдох в воду», что позволяет судить об улучшении кровоснабжения головного мозга, а именно о способности переносить гипоксию. До эксперимента выполнение теста экспертами оценивалось в 0,3 балла, после окончания — в 4,6 балла. Минимальное количество баллов дети заработали при выполнении упражнения «работа ног кролем». До исследования общий балл составил 0,3, по окончании — 2 балла. Это свидетельствует о том, что методика требует доработки и коррекции, так как следует уделить больше внимания развитию силы нижних конечностей и процессам регуляции их движений. Изменения показателей тестирования оценивались с использованием непараметрического критерия Т-Уайта и они были статистически достоверными при P<0,05.

До эксперимента общее время выполнения тестов детьми на суше составило 11 секунд. По окончании эксперимента время возросло до 47 секунд, что более чем в 4 раза превышает начальный показатель и указывает на развитие двигательных способностей детей.

Эффективность разработанной методики доказана.

Чтобы быть здоровым, двигаться нужно правильно. Правильными мышечными движениями являются движения, в процессе которых все мышцы сокращаются и расслабляются должным образом — так, как их запрограммировала природа. Наш опорно-двигательный аппарат представляет собой хорошо выверенную и отлично сбалансированную конструкцию из сотен мышц и суставов.

Организация двигательной активности детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата в результате поражения центральной нервной системы представляет определенные трудности. Это связано, прежде всего, с отсутствием или ограничением способности к волевому управлению процессом движения, что подтверждается проявлением патологии развития ребенка через некоторое время после рождения, с началом формирования произвольных движений. С каждым годом увеличивается количество детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП), при этом важно понимать, что при правильной реабилитации ребенок сможет значительно улучшить свои двигательные навыки. Частота заболевания, по данным М. Н. Никитиной — 1.71 на 1000 детского населения.

По данным Министерства здравоохранения в России на 2022 год частота ДЦП среди дошкольных детей составляет 2,2–3,3 случаев на 1000 новорожденных; среди недоношенных — 9–24 на 1000.

Реабилитация детей с ДЦП в водной среде в настоящее время является весьма востребованной и эффективной. Вода раздражает «спящие» рецепторы, что позволяет активизировать пассивных деток, а возбужденных успокаивает. Создаваемое водой давление, оказывает массирующее действие на все тело, вследствие чего улучшается кровообращение в кожных сосудах и обостряют тактильные ощущения. При регулярных занятиях адаптивным плаванием у детей улучшается кровоснабжение мозга, улучшается внимание и память. Особый механизм работы опорно-двигательного аппарата ребенка, находящегося в воде, обусловлен уменьшением нагрузки на скелет, при этом сохраняется результат эффективной тренировки мышечной системы. Выполнение непрерывных плавательных движений руками и ногами, поворотов, отталкиваний вовлекают в работу все мышцы тела. Даже ходьба в воде требует усилий в 10 раз больше, чем на суше. Вода учит владеть телом в пространстве и перемещать центр тяжести. Сила сопротивления воды заставляет ребенка координировать движения и двигать руками и ногами с разной скоростью, и частотой.

Современная наука доказала, что результатом недостатка двигательной активности у детей младшего возраста становится отставание не только в физическом, но и в психическом развитии. Разнообразие движений и тактильных ощущений развивают общую моторику и являются основой психофизического формирования ребенка. Багаж умений и навыков, освоенных ребенком в процессе занятий физической культурой, благотворно влияют на функциональное состояние его головного мозга.

Методика формирования основных двигательных навыков голландского физиотерапевта П. Лаутеслагера доказывает, что уровень двигательного развития напрямую связан с первичной исследовательской деятельностью ребенка. Мозг активно формируется и развивается при целенаправленном физическом воспитании.

В дальнейшем адаптивная физическая культура и адаптивный спорт играют важную роль в подготовке детей и подростков с интеллектуальными нарушениями к осознанной, самостоятельной жизни. Способствуя коррекции психофизического развития ребенка, адаптивная физическая культура и спорт становится средством успешной их социализации и интеграции в общество.

При анализе интернет-ресурсов и средств массовой информации можно сказать, что большинство педагогов и родителей, воспитывающих детей с диагнозом детский церебральный паралич испытывают дефицит литературы, описывающей научно обоснованные методы и средства для работы с детьми-инвалидами.

Родители не знают, в каком направлении адаптивной физической культуры их дети получат соответствующие заболеванию и максимально полезные нагрузки. Тренеры по адаптивному плаванию и гидрореабилитации имеют ограниченный опыт работы и недостаток методических разработок по комплексному подходу в работе с детьми с диагнозом детский церебральный паралич. Сложность представляется в совокупности особенностей физического развития и интеллектуальных нарушений ребенка.

Нельзя игнорировать и то обстоятельство, что существуют трудности передвижения детей-инвалидов, и бывает так, что родители просто не в состоянии водить или возить своего ребенка в учреждение. Но даже тогда, когда наше государство осознает, что свой транспорт во всех учреждениях такого типа так же необходим, как и другое оборудование (кстати, специальное, начиная с мебели), всегда будут дети, нуждающиеся во всесторонней психолого-педагогической помощи на дому.

Недостаточна существующая система и для детей с легкими нарушениями опорно-двигательного аппарата, обусловленными или сочетанными с неврологической патологией. Практика показывает, что эти дети могут успешно обучаться в массовой школе, но в периоде начального обучения им требуется щадящий режим, поддерживающая терапия, психологическая и коррекционно-педагогическая помощь. В настоящее время такие дети чаще всего просто направляются в массовые школы, где в период адаптации у них появляются разнообразные невротические реакций, приводящие к неблагоприятным последствиям.

Таким образом, в системе помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обнаруживается целый ряд проблем, препятствующих их социальной адаптации и интеграции в современное общество:

— недостаток дифференцированной психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

— почти полное отсутствие подготовки и повышения квалификации специалистов для работы с детьми, имеющими различные нарушения опорно-двигательного аппарата;

— необходимость совершенствования методов лечебной, психологической и коррекционно-педагогической работы с этими детьми на научной основе;

— трудности жизнеустройства, реализации предоставляемых государством льгот (жилищных, материальных, по вопросам образования и трудоустройства), медицинской, психологической и др. видов помощи;

— низкая обеспеченность средствами передвижения, протезного снабжения, профессионального обучения трудового устройства, развития возможного надомного труда.

Решение этих проблем частично осуществляется в организации комплексных психолого-педагогических медико-социальных (ППМС) и реабилитационных центров для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для осуществления работы этих центров крайне необходимым является совершенствование ранней диагностики детей с двигательной патологией. С этой целью следует уже в родильных домах проводить специалистами — ортопедом, невропатологом, психологом —консультации детей с энцефалопатией и рожденных после неблагоприятных родов и осложненной беременности.

На сегодняшний день можно выделить следующее существующее противоречие : значительное увеличение числа детей-инвалидов и детей с ДЦП и участие незначительной части данного контингента в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

В связи с этим возникают проблемы:

— механизм вовлечения детей с ДЦП в активную физкультурно-оздоровительную деятельность мало изучен и разработан;

— недостаточно научно-методического обеспечения для построения лечебно-оздоровительных мероприятий с применением современных методов физической реабилитации детей-инвалидов.

Особую актуальность приобретает вопрос о популяризации адаптивного плавания среди семей, воспитывающих детей с диагнозом ДЦП, путем экспериментальных доказательств его положительного воздействия и привлечение их к программам гидрореабилитации и адаптации к воде.

В связи с этим возникает актуальная тема об эффективных подходах и опробованных практиках по подготовке юных спортсменов с диагнозом детский церебральный паралич.

Несмотря на высокую практическую ценность, в научной литературе очень редко встречается описание опыта работы с детьми данной нозологии, практически отсутствует информация об особенностях формирования спортивных двигательных навыков у юных спортсменов с диагнозом ДЦП. Определение таких особенностей может помочь не только в обучении технике спортивным стилям плавания, но и в увеличении диапазона возможностей при освоении учебных и социально-бытовых программ.

Современное состояние науки в данной сфере подтверждает необходимость проведения научных исследований, чтобы помочь родителям и тренерам полноценно раскрыть личность ребенка с диагнозом ДЦП и создать благоприятные условия для социализации и интеграции его в общество. Внедрение практики инклюзивного образования вскрыло потребность разработки методик работы с особенными детьми. Дети с диагнозом ДЦП все чаще оказываются в общеобразовательных школьных и учреждениях дополнительного образования, педагогический состав которых не обеспечен соответствующими методическими рекомендациями.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования расширяют знания об организации начального этапа адаптивного плавания для лиц с ограниченными возможностями, в разработке практических рекомендаций для инструкторов по гидрореабилитации.

Элемент научной новизны. Информация, полученная в ходе научной работы, пополнит базу данных о развитии и возможностях детей с диагнозом ДЦП V уровня 4–5 лет. Произведена оценка воздействия гидрореабилитации и адаптивного плавания на организм детей с ДЦП. Лично наработанный опыт зафиксирован в практических рекомендациях и может служить частицей в создании эффективного подхода и новой методики подготовки реабилитации детей с диагнозом ДЦП.

Литература:

  1. Азаренко Т. Как рыбка в воде [Текст]. — М.: Ресурс, 2018. — 144 с.
  2. Никитина, М. Н. Детский церебральный паралич. — М.: Медицина, 2021 . 380c. — (ISBN).
  3. Шипицына, Л. М. Детский церебральный паралич. Хрестоматия. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2019. — 387 c. — (ISBN).
  4. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития [Текст]; [пер. с англ. Юлии Даре]. — 5-е изд. — М.: Терефинф, 2018. — 272с.
  5. Безатечество К. И. Гидрореабилитация [Текст]: учеб. Пособие модуля дисциплины «Технология физкультурно-спортивной деятельности». — М.: ФЛИНТА, 2020. — 156 с.
  6. Выготский Л. С. Мышление и речь: психологические исследования [Текст] / [предисл. Л. Ф. Обуховой]. — М.: Издательство «Национальное образование», 2019. — 368с. — (Антология мировой педагогики).
  7. Галанкин К. Практическая кинезиология [Текст]. — Москва: Издательство АСТ, 2021. — 320с.
  8. Даймон Т. Анатомия тела в движении [Текст]. — Минск: Попурри 2020. — 224с.
  9. Лафлин Т. Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче [Текст]; пер. с англ. [Екатерины Шелеховой и Карины Бильдановой]; под. ред. Максима Буслаева. — 7-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 208 с.
  10. Сб. статья XV международной науч. Конференции посвященной 65-летию БГТУ им. В. Г. Шухова [Норошкина Г. Н., Климава В. К., Каунова Т. С. Влияние адаптивного плавания на некоторые показатели организма детей с синдромом Дауна] / / Белгород, БГТУ, 2019. Ч2. — С.53–57
  11. РОБОИ Региональная общественная благотворительная организация инвалидов [Текст] http://www.roboi.ru/
  12. Самусев Р. П. Атлас анатомии человека [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. Мед. Учеб. Заведений. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2019. — 768с.
  13. Харьковский А. Н. Дети и болезни. Неведомый мир по ту сторону диагноза [Текст]. — М.: Никея, 2019. — 288с.
  14. Клочкова Е. В. Реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы. — М.: Теревинф, 2019. — 169 c.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, опорно-двигательный аппарат, адаптивное плавание, детский церебральный паралич, диагноз, адаптивная физическая культура, водная среда, головной мозг, общий балл, физическое развитие.


Задать вопрос