Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (531) август 2024 г.

Дата публикации: 05.08.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Добрынина, Е. В. Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения / Е. В. Добрынина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/531/116989/ (дата обращения: 16.11.2024).



Формирование просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее — ОНР), является в настоящее время актуальным вопросом не только потому, что нарушения голоса входят в структуру дефекта при ОНР, а также в связи с поиском наиболее эффективных форм организации данного процесса, которым, по нашему мнению, является логопедическое сопровождение.

Сложность и необходимость выделения процесса формирования просодической стороны речи в отдельное коррекционное направление объясняется тем, что у детей с ОНР нарушается вся речевая система, а произносительная сторона, в частности просодические компоненты — темп, ритм, тембр, паузы, интонирование, речевое дыхание и голосовые модуляции (высота и сила), являются одними из фундаментальных для речевой системы [1].

Для эффективного решения вопроса о формировании просодической стороны речи как базиса речевой системы, по нашему мнению, необходимо коррекционно-развивающие занятия с ребенком строить в системе логопедического сопровождения.

Логопедическое сопровождение в современном дошкольном образовательном учреждении (далее — ДОУ), представляет собой систему профессиональной деятельности специалистов, которая охватывает все стороны образовательного и воспитательного процесса в дошкольном учреждении и всех субъектов, участвующих в нем. Оно является одним из необходимых условий успешного развития ребенка дошкольного возраста и для подготовки к обучению в школе.

Целью логопедического сопровождения детей с ОНР старшего дошкольного возраста является выявление и создание оптимальной коррекционно-развивающей программы по формированию просодической стороны речи.

В рамках реализации логопедического сопровождения детей с ОНР в дошкольном образовательном учреждении решается следующий ряд задач:

— обследование детей с ОНР;

— определение особенностей организации образовательного процесса, для рассматриваемой категории детей, в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

— составление и организация индивидуальных и (или) подгрупповых занятий по формированию просодической стороны речи детей дошкольного возраста;

— оказание консультативной и методической помощи педагогам, законным представителям детей с ОНР.

Проведенное нами диагностическое исследование просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, выявило ряд характерных особенностей просодики, что подтверждается выводами, сделанными Н. С. Жуковой, выделившей особенности просодики детей с ОНР в своей работе, посвященной преодолению речевого недоразвития [2]. К данным особенностям относятся:

— низкая интонационно-выразительная окраска речи;

— нарушения тембра речи, возможно появление нозальности;

— возможно появление вдоха с придыханием, поднятие плечи при вдохе, верхнее грудное дыхание, ослабление речевого выдоха;

— дети часто говорят на вдохе, захлебываясь;

— невыразительная речь, нечеткая дикция, в процессе речевого высказывания наблюдается затухание голоса, монотонность;

— отмечается нарушение интонационной структуры высказывания.

В деятельности учителя-логопеда в процессе логопедического сопровождения, нами выделены на основе анализа литературных источников и личного опыта работы следующие направления:

  1. Мониторинг (диагностика) — главной целью здесь является формирование условий для постоянного диагностико-прогностического анализа процесса коррекции, что позволяет с большей точностью определять коррекционные цели и задачи, выбирать методы и средства их реализации.
  2. Коррекционно-развивающее направление — заключается в формировании условий коррекции речевого развития, при которых ребенок с соответствующими нарушениями может достигнуть уровня развития речи, адекватного возрастной норме.
  3. Профилактика — в рамках этого направления формируются условия для развития у педагогического состава и родителей (законных представителей) профессиональных компетенций, учитывающих влияние возраста детей, их социально-эмоциональных и познавательных потребностей, особенностей состояния здоровья на эффективность речевого развития.
  4. Информационно-методическое сопровождение — в рамках этой работы формируются условия для овладения актуальными технологиями коррекции речевых дефектов, обеспечивающими более высокую продуктивность всего процесса такой коррекции.

Диагностическое направление характеризуется грамотно организованным логопедическим исследованием, на основании данных, полученных в его процессе, строится дальнейшая работа не только учителя-логопеда, но всех специалистов, участвующих в логопедическом сопровождении.

В реализации коррекционно-развивающего направления по формированию просодической стороны речи в процессе логопедического сопровождения учителем-логопедом проводятся подгрупповые занятия длительностью 25 минут 2 раза в неделю. В процессе данных занятий педагог с детьми изучают и развивают особенности качественных характеристик голоса в игровых ситуациях.

Информационно-методическое сопровождение специалистов и родителей осуществляется учителем-логопедом как ведущим организатором всего процесса логопедического сопровождения и проводится на протяжении всего логосопровождения детей с ОНР.

Результатом грамотно и корректно построенного процесса по формированию просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения является: динамика развития качественных характеристик голоса детей, снижение проблем, связанных с процессами развития дыхания, дифференциации носового и ротового выдоха; развитие восприятия и воспроизведения темпа, ритма и интонации речи, ударений; развитие высоты и силы голоса.

Перспективами организации логопедического сопровождения детей с ОНР по коррекции просодической стороны речи по нашему мнению, является расширение взаимодействия специалистов и для этого мы планируем включить в работу педагога-психолога, воспитателей и родителей детей. Вся работа участников логопедического сопровождения направлена на формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Литература:

  1. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических высших учебных заведений / под редакцией Л. С. Волковой. — Москва: Советские учебники, 2024. — 544 с.
  2. Жукова, Н. С. Преодоление ОНР у дошкольников / Н. С. Жукова [и др.]. — Москва: Книгомир, 2011. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): логопедическое сопровождение, просодическая сторона речи, старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, логопедическое сопровождение детей, просодическая сторона речи детей, процесс, ребенок, речевая система, дошкольный возраст.


Похожие статьи

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Опыт логопедической работы по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказкотерапии и театрализации

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Взаимодействие в работе учителя-логопеда с инструктором по физической культуре как условие успешного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Специфика создания предметно-развивающей и речевой среды в ДОУ для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Похожие статьи

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Опыт логопедической работы по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказкотерапии и театрализации

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Взаимодействие в работе учителя-логопеда с инструктором по физической культуре как условие успешного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Специфика создания предметно-развивающей и речевой среды в ДОУ для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Задать вопрос