Формы семейного устройства несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №32 (531) август 2024 г.

Дата публикации: 05.08.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Захарченко, Д. А. Формы семейного устройства несовершеннолетних / Д. А. Захарченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/archive/531/116991/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются различные формы семейного устройства детей, их отличительные признаки, а также раскрыта проблематика каждой из них.

Ключевые слова: семейное устройство несовершеннолетних, сиротство, учреждение социальной защиты, опека, попечительство.

The article examines the various forms of family structure of children, their distinctive features, and also reveals the problems of each of them.

Keywords: family arrangement of minors, orphanhood, social protection institution, guardianship, guardianship.

В настоящий момент в Российской Федерации существуют следующие виды семейного устройства несовершеннолетних: усыновление (удочерение), опека или попечительство, приемная семья, патронат, а также учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, центры содействия семейному воспитанию и т. д.) [3]. В некоторых регионах России существуют такие инновационные формы устройства детей, как детские деревни «SOS» и приходские детские дома.

Следует выделить в данной статье такие термины, как:

Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи:

— с отсутствием родителей,

— лишением их родительских прав,

— ограничением их в родительских правах,

— признанием родителей безвестно отсутствующими,

— недееспособными (ограниченно дееспособными),

— находящимися в лечебных учреждениях,

— объявлением их умершими,

— отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений,

— уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,

— отказом родителей забрать своих детей из воспитательных, учебных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и т. д.

Органы опеки и попечительства выявляют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет и исходя из конкретных обстоятельств избирают формы устройства несовершеннолетних, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Согласно практике и статистическим данным, оптимальным методом жизнеустройства для несовершеннолетнего является семья, т. к. ребенок нуждается в тепле и заботе родителей, что, к сожалению, не может обеспечить ему государственное учреждение. Выходцы из детских домов плохо подготовлены к реальной жизни из-за недостатка знаний об устройстве общества.

Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства. С правовой точки зрения это установление между усыновителем и усыновленным правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми [6]. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя.

Особенности такого устройства:

1) ребёнок чувствует себя полноценным членом семьи;

2) это единственная форма устройства, при которой фамилия ребенка может быть изменена на фамилию усыновителей;

3) оформляется дольше, чем опека, т. к. усыновление утверждается гражданским судом;

4) тайна усыновления ребенка охраняется законом. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности в установленном законом порядке;

5) государство не оказывает никакой помощи после усыновления, за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец до 3-х месяцев;

6) органы опеки и попечительства осуществляют ежегодный контроль за семьей усыновителей в течение (как минимум) трех лет после усыновления;

7) самые строгие требования к кандидатам в усыновители (их материальному положению, заработку, жилью) в сравнении с другими формами устройства.

Самой распространенной формой устройства несовершеннолетнего на воспитание в семью остается опека и попечительство — принятие в дом ребенка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и законных интересов [4].

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над несовершеннолетними — от 14 до 18 лет.

Особенности:

1) ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество;

2) биологические родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребёнка;

3) опека и попечительство устанавливается решением главы местного самоуправления, в связи с чем оформляется быстрее, чем усыновление, т. к. не требуется решение суда;

4) на опекаемого ребенка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого;

5) достаточно часто такая форма опеки используется, как промежуточная форма к усыновлению;

6) для установления опеки или попечительства необходимо согласие ребенка, если он достиг десятилетнего возраста;

7) по исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет;

8) более лояльны требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, а также не требуются справки об отсутствии судимости.

Прекращение опеки происходит при достижении ребенком возраста 14 лет, затем переходит в попечительство. Попечительство прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, вступлении его в брак до 18 лет и в других случаях, например, в случае смерти опекуна или попечителя.

Далее рассмотрим такую форму устройства несовершеннолетних, как приемная семья. Это воспитание в семье на дому у «приемного родителя»-воспитателя. Как правило, такая форма устройства ребенка используется, когда есть некие затруднения в передаче несовершеннолетнего под опеку, либо же с усыновлением [5]. Такими факторами могут стать отсутствие юридического статуса у несовершеннолетнего, либо отсутствие претендентов на усыновителей и опекунов. Такое устройство создается на основе договора между приемным родителем и органами опеки и попечительства. Допустимое количество детей (и родных, и усыновленных) в такой семье ограничено до восьми. Таким родителям выплачивается заработная плата и это засчитывается в трудовой стаж.

Особенности:

1) приемным родителям выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами;

2) по исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет;

3) постоянный контроль и отчётность перед органами опеки и попечительства за воспитание и расход денежных средств;

4) трудность в оформлении документов, т. к. необходим договор о передаче ребенка на воспитание;

5) есть возможность общения с кровными родителями и родственниками ребёнка.

Еще одной формой устройства ребенка является патронат, что подразумевает воспитание на дому сотрудником уполномоченной службы по патронату и используется, как переходная, т. е. временная форма. Патронат заключается на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Как правило под патронат попадают несовершеннолетние, которые не имеют никакого статуса, либо этот статус не подходит под усыновление или передачу ребенка под опеку. Патронатный воспитатель обязан пройти обучение в уполномоченной службе, далее ему выплачивается заработная плата и даже засчитывается трудовой стаж.

К особенностям можно отнести:

  1. На ребенка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жилье, если у него такового нет.
  2. Уполномоченная служба организует обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т. п.
  3. Работа по планам Уполномоченной службы, постоянный контроль и отчетность за воспитание и расходование средств.
  4. Ребенок может быть изъят из семьи воспитателя в любой момент, по решению Уполномоченной службы.
  5. Контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны и их регламент определяется Уполномоченной службой.

Данная форма используется не везде, а только в отдельных регионах Российской Федерации, т. к. не получил существенного развития. Патронатные семьи распространены только во Владимирской области и республике Башкортостан, а в остальных субъектах Российской Федерации патронатная форма либо развита слабо, либо не представлена совсем.

Напоследок стоит рассмотреть такую форму устройства, как детские дома. Ведь именно из таких учреждений детей устраивают в семьи и главной задачей социальных работников является поиск нового дома и подбор приемных родителей или опекунов.

Детский дом — это учреждение социальной защиты, которое обеспечивает проживание, обучение и социализацию для несовершеннолетних, лишенных попечения родителей временно или постоянно.

Важным нюансом работы сотрудников детских домов является оказание психологической помощи и поддержки детям (проработка травм) [2].

Детские дома подразделяются в свою очередь на три категории:

  1. Центр временного пребывания. Предназначен для недлительного проживания детей, столкнувшихся с проблемами в семье, например, конфликты между родителями, злоупотребление алкоголем и т. д. В таких центрах дети находятся до тех пор, пока ситуация в семье не наладится.
  2. Интернат. Используется для постоянного проживания и как правило является узкопрофильным, например, возрастной или для детей с ограниченными возможностями.
  3. Реабилитационный центр. Специализируется на оказании помощи детям, столкнувшимся с моральным или физическим насилием, им оказывают медицинскую и психологическую помощь.

Ключевой целью таких социальных учреждений является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни после восемнадцати лет [1].

Изучив и проанализировав судебную практику, можно сказать о том, что приоритетной формой все же является сохранение кровной семьи для несовершеннолетних, а также организация эффективной работы, направленной на профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия. Я поддерживаю данную позицию, ведь на своей личной практике я повстречала много случаев, когда родители, лишенные родительских прав, узнают и интересуются о дальнейшей возможности в восстановлении их.

Подводя итог вышесказанному, хочется процитировать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Марию Алексеевну Львову-Белову: «Актуальность обсуждения тематики обусловлена ростом числа обращений от граждан, которые поступают в адрес Уполномоченного как от общественных организаций, так и от СМИ, сообщающих о нарушении прав детей при помещении в государственные учреждения без согласия родителей. Такие заявители просят оказать содействие в возвращении детей. Мы не можем не реагировать на такие тревожные сигналы».

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 29.05.2024 г.)
  2. Володина Ю. А. // Психология социального сиротства: учебное пособие для вузов // Издательство: Москва, Юрайт, 2024. — 184 с.
  3. Без родителей. Сиротство как социокультурное явление // Издательство: Российский государственный гуманитарный университет, 2019. — 265 с.
  4. Легкова А. Р. Особенности устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью: Российская практика // Книга в повседневной жизни: горизонты понимания: материалы научно-практической конференции. // Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. — Саратов: Саратовский источник, 2018. — 97–100 с.
  5. Очеретько Е. А. Институт усыновления в России // Издательство: Флинта, 2022. — 123 с.
  6. Токарская Л. В. Психология семьи. Психологическое сопровождение процесса усыновления: учебное пособие для вузов // Издательство: Москва, Юрайт, 2024. — 136 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Уполномоченная служба, орган опеки, попечительство, Российская Федерация, форма устройства, воспитание, опека, попечение родителей, родитель.


Ключевые слова

попечительство, опека, сиротство, семейное устройство несовершеннолетних, учреждение социальной защиты

Похожие статьи

Договорное регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми в современной России

В настоящей статье автором рассматривается институт опеки и попечительства над несовершеннолетними, изучаются его правовые основания, рассматриваются базовые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, анализируются особенности догово...

Некоторые проблемы, связанные с защитой жилищных прав несовершеннолетних

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с защитой жилищных прав несовершеннолетних, в частности применение различной терминологии в законодательстве, деятельность органов опеки и попечительства, различные формы злоупотребления законных пре...

Опека и попечительство: осуществление прав и обязанностей по воспитанию ребенка

В своей статье автор рассматривает проблемы при осуществлении прав и обязанностей по воспитанию ребенка.

Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребёнка

В статье рассматриваются проблемы родительского воспитания и его влияние на психологическое состояние ребёнка. Выявлены и описаны факторы, влияющие на неблагополучие семей.

Установление отцовства как элемент семейно-правовых отношений

В статье рассматривается важность и необходимость установления отцовства, как важнейшего элемента семейно-правовых отношений в Российской Федерации.

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства в настоящее время

В статье рассматривается проблема сиротства в настоящее время, выделены основные этапы подготовки семьи к усыновлению ребенка. Рассматриваются основные характеристики замещающей семьи.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

В статье рассматривается влияние семьи на процесс правовой социализации несовершеннолетних; раскрыта взаимосвязь между неблагополучием семьи и криминализацией несовершеннолетних; проанализированы причины семейного неблагополучия.

Особенности воспитания в семье детей дошкольного возраста

В статье затрагиваются некоторые особенности воспитания детей в семье.

Проблемы адаптации социальных сирот

В статье освещены вопросы социального сиротства, адаптации социальных сирот в обществе, причины появления социального сиротства.

Формы взаимодействии семьи и школы в воспитании младшего школьника

В статье автор обосновывает важность и необходимость организации взаимодействия школы и семьи в воспитании младшего школьника, приводит примеры разных форм такого взаимодействия.

Похожие статьи

Договорное регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми в современной России

В настоящей статье автором рассматривается институт опеки и попечительства над несовершеннолетними, изучаются его правовые основания, рассматриваются базовые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, анализируются особенности догово...

Некоторые проблемы, связанные с защитой жилищных прав несовершеннолетних

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с защитой жилищных прав несовершеннолетних, в частности применение различной терминологии в законодательстве, деятельность органов опеки и попечительства, различные формы злоупотребления законных пре...

Опека и попечительство: осуществление прав и обязанностей по воспитанию ребенка

В своей статье автор рассматривает проблемы при осуществлении прав и обязанностей по воспитанию ребенка.

Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребёнка

В статье рассматриваются проблемы родительского воспитания и его влияние на психологическое состояние ребёнка. Выявлены и описаны факторы, влияющие на неблагополучие семей.

Установление отцовства как элемент семейно-правовых отношений

В статье рассматривается важность и необходимость установления отцовства, как важнейшего элемента семейно-правовых отношений в Российской Федерации.

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства в настоящее время

В статье рассматривается проблема сиротства в настоящее время, выделены основные этапы подготовки семьи к усыновлению ребенка. Рассматриваются основные характеристики замещающей семьи.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

В статье рассматривается влияние семьи на процесс правовой социализации несовершеннолетних; раскрыта взаимосвязь между неблагополучием семьи и криминализацией несовершеннолетних; проанализированы причины семейного неблагополучия.

Особенности воспитания в семье детей дошкольного возраста

В статье затрагиваются некоторые особенности воспитания детей в семье.

Проблемы адаптации социальных сирот

В статье освещены вопросы социального сиротства, адаптации социальных сирот в обществе, причины появления социального сиротства.

Формы взаимодействии семьи и школы в воспитании младшего школьника

В статье автор обосновывает важность и необходимость организации взаимодействия школы и семьи в воспитании младшего школьника, приводит примеры разных форм такого взаимодействия.

Задать вопрос