Формирование эффективной системы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с использованием информационных инструментов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (531) август 2024 г.

Дата публикации: 08.08.2024

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Белогура, А. В. Формирование эффективной системы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с использованием информационных инструментов / А. В. Белогура. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 126-129. — URL: https://moluch.ru/archive/531/117028/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье проведен анализ инновационных форм и способов взаимодействия педагогов, с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями, с использованием информационных интерактивных технологий, анализ популярных способов для организации продуктивного взаимодействия, направленного на повышение психолого-педагогических компетенций родителей особых детей, в рамках проведения педагогами просветительской и информационной работы.

Представлен мониторинг опроса родителей обучающихся с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях г. Шахты Ростовской области.

Ключевые слова: информационные интерактивные технологии, информационные способы взаимодействия, психолого-педагогические компетенции, обучающиеся с особыми образовательными потребностями.

This article analyzes innovative forms and methods of interaction between teachers and parents of students with special educational needs using interactive information technologies, analyzes popular ways to organize productive interaction aimed at improving the psychological and pedagogical competencies of parents of special children, as part of preventive and informational work by teachers. The monitoring of the survey of parents of students with special educational needs studying in educational institutions of Shakhty, Rostov region, is presented.

Keywords: information interactive technologies, information methods of interaction, psychological and pedagogical competencies, students with special educational needs.

Ведение: В современном обществе происходят постоянные процессы преобразований, которые оказывают воздействие на развитие всех социальных институтов их трансформацию и изменения в научной, технологической и материальной сферах. Система образования в России, как одна из самых динамично развивающихся систем обновляется и преобразуется при активном использовании информационно-коммуникативных технологий.

Категории участников образовательных отношений, родители детей с особыми образовательными потребностями, педагоги, испытывают определенные трудности при выстраивании продуктивного взаимодействия.

Условно родителей обучающихся с особыми образовательными потребностями можно разделить на две категории:

  1. Это внимательные родители, принявшие ситуацию особого ребенка в семье и успешно адаптирующие его в обществе.
  2. Это родители, не признающие потребности особого ребенка, которые не становятся союзниками педагога.

Задача педагога обучающего детей с особыми образовательными потребностями вовлечь всех родителей таких обучающихся в процесс продуктивного взаимодействия по вопросам развития и обучения особого ребенка.

Решение данной задачи обусловлено не только не желанием, второй категории родителей особых детей стать участниками включенными в различные формы работы, организующие образовательной организацией, но и необходимостью внедрение информационных технологий с внедрением ФГОС.

Тенденция родителей не посещать родительских собраний и других мероприятий в образовательной организации, в которой обучается ребенок с особыми образовательными потребностями, возрастает. В связи с этим можно выделить ряд причин: занятость, высокий темп жизни, с минимальным количеством времени на особого ребенка, банальное нежелание вникать, отсутствие практической подготовленности для домашнего сопровождения такого ребенка.

Поэтому актуальность внедрения информационно-коммуникативных технологий в систему работы с родителями, важная задача любой образовательной организации, в которой обучаются дети с особыми образовательными потребностями.

Такие авторы как: Маркова А. В., Морозова С.А, Сергеев А.Н, Борзых И. В., Давыдюк А, Шишмакова Е, рассматривали в своих работах проблемы внедрения информационных технологий в просветительскую деятельность педагога в различных сетевых сообществах, ведение собственных каналов в сети интернет по продвижению своего инновационного педагогического опыта.

Основная часть: Взаимодействие образовательной организации и семьи направлено на решение демографической проблемы нашего общества. Семейные ценности — это фундамент воспитания подрастающего поколения.

Основа положительного, продуктивного взаимодействия двух институтов семьи и школы — это формирование благоприятных условий необходимых для полноценной социализации детей с особыми образовательными потребностями, формирование учебных компетенций, развитие личности.

Рассмотрим основные подходы в выстраивании взаимодействия с родителями особых детей, которые можно считать базовыми и эффективными в системе взаимодействия.

  1. Доброжелательность и позитивность общения. Данный подход определяет деятельность педагога, направленную только в интересах ребенка. Педагог не контролер или надзиратель.
  2. Индивидуализация: каждая проблема ребенка с особыми потребностями уникальна, решая ее, педагог руководствуется только имеющими фактами, действует согласно ситуации, которая сложилась в семье и школе.
  3. Сотрудничество: Атмосфера взаимопомощи и поддержки, продуктивное взаимодействие с родителями особого ребенка.
  4. Динамичность: Жизнь семьи, в которой воспитывается особый ребенок, при различных обстоятельствах может изменяться, и педагог должен учитывать данный факт, действуя в интересах ребенка.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) — это многообразие взаимосвязанных методов и программно-технических средств необходимых для сбора, переработки, хранении, распространении и интеграции различной информации.

В образовательном пространстве используются следующие информационные технологии: ПК, мультимедиа, кино, видео, аудио, необходимые для реализации поставленных целей.

Цифровые инструменты помогают повысить качество коррекционной работы и создать эффективную систему взаимодействия педагога с родителями особых детей.

Необходимо выделить следующие преимущества ИКТ в процессе совместной деятельности педагогов и родителей детей с особыми образовательными потребностями:

— минимальная затрата времени для доступа к необходимой информации;

— быстрота информирования родителей о педагогических задачах, достижениях и проблемах в развитии ребенка;

— Индивидуализация при работе с каждым родителем, возможность ведения виртуального диалога;

— приоритет личных границ педагога и родителя особого ребенка.

Цифровые инструменты не только упрощают сам процесс сотрудничества образовательной организации с родителями детей с ОВЗ, они экономят время, позволяют организовать встречи и общение в удобное обеим сторонам время, упростить и в тоже время сделать домашнее родительское сопровождение особого ребенка более продуктивным.

В настоящее время можно сделать выбор на ряде популярных образовательных информационных технологиях, которые очень часто используются педагогами, как средство для организации продуктивного взаимодействия с родителями особых детей. Подробно остановимся на некоторых из них:

  1. Цифровой инструмент «Телеграмм» — социальная сеть. Она имеет следующие преимущества:

— удобный формат для обмена информацией, Telegram предлагает массу вариантов для коммуникации (групповые чаты, каналы открытого и закрытого типа),

— обмен информацией происходит посредством возможности демонстрации различного наглядного материала;

— возможность проведения опросов, викторин, можно комментировать тот или иной материал или темы, что очень важно при работе с родителями детей с ОВЗ.

Создавая Telegram-канал для взаимодействия с родителями особого ребенка, педагог должен ставить перед собой следующие задачи:

  1. Оказать помощь родителям в подборе специальных коррекционных методов и воспитательных приемов, необходимых для проведения занятий с детьми дома.
  2. Коррекции понимания родителем проблем его ребенка, а именно исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка с ОВЗ.
  3. Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, и замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме.
  4. Формирование адекватной социальной самооценки родителя.

Данная система с использованием цифрового ресурса для взаимодействия с родителями ребенка с ОВЗ, позволит повысить психолого-педагогическую и воспитательную компетентность родителей, лиц их замещающих. Создать комфортную обстановку для сотрудничества педагогов, особых детей и родителей. Создать оптимальные условия для гармоничного развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Следует выделить активные формы и методы работы с родителями через Telegram канал:

  1. групповой чат
  2. почта доверия
  3. видеокоррекция
  4. консультации и индивидуальные беседы
  5. Обсуждение с родителями тем в Telegram канале.
  1. Платформа Google, предоставляет большие возможности для организации дистанционного взаимодействия, на платформе можно найти множество доступных, бесплатных в пользовании услуг.
  2. Разработка личного сайта педагога, на страницах которого можно разместить, различную информацию для пользователей: консультации, видеоуроки, аудиоматериалы, задания по пройденным темам, организовать обратную связь с родителями детей с ОВЗ.
  3. Создание видеоканала педагога, где можно выкладывать ролики, обучающие видео, советы и т. д.
  4. Создание различных документов, презентаций с последующим их хранением на Яндекс-диске.
  5. Создание гугл-форм для опросов необходимых для мониторинга обратной связи.
  6. Электронный журнал. Что такое электронный журнал? Это интернет-сервис, программа, расположенная в сети интернет. Для этого можно использовать любую электронную платформу, операционную систему.

Что дает педагогу и школе использование электронного журнала?

  1. Образовательное учреждение организует образовательный процесс, используя современные методы;
  2. Педагогу — вести учебно-воспитательный процесс с элементами дистанционного обучения
  3. Ученикам с ОВЗ получать информацию о своей успеваемости, выполнять тесты, домашнее задание;
  4. Родителям — отслеживать успеваемость своих детей, питание, быть информированными о событиях в школе.

Какие задачи решает электронный журнал? В первую очередь обучение, здесь мы можем выделить такие разделы как:

  1. Мои уроки: расписание уроков, учебный форум, тесты, домашнее задания.
  2. Информирование: дневник, лента новостей.
  3. Управление: списки, завуч, классный руководитель, статистика, аттестаты.

Выделим преимущества взаимодействия с родителями детей с ОВЗ через электронный журнал.

Для родителей: узнают об оценке в день их выставления, могут контролировать прогулы уроков, а также замены уроков и домашнее задания. Могут напрямую связаться с завучем или учителем, через переписку и обсудить любой возникший вопрос. Электронный журнал доступен в любое время и в любом месте, где есть интернет.

Для педагогов: удобный формат анализа и контроля за успеваемостью, домашние задания на прямую попадают из электронного журнала в дневник ученика. Возможность отправлять дополнительные электронные материалы, проводить опросы, тестирования, в том числе и удаленного, возможность проводить уроки и занятия онлайн.

Специалистам: возможность варьировать форму подачи учебной информации (тестовый материал в виде заданий или различных, психообразовательных статей, видеоматериалы, включающие в себя: лекции, семинары, вебинары и т. д. с помощью личных сообщений).

Контроль темпа при необходимости его корректировка, освоение учебного материала. Возможность прислать родителям ссылку на сайт или платформу и игровыми тренажерами (Яндекс, Тренажер Викиум, Мерсибо).

Любой педагог, работая с особым ребенком, может проводить онлайн-уроки, возможность планирования встреч с родителями на определенную дату, при этом не нужно оповещать каждого индивидуально. В журнале выделяется родитель или группа родителей, и все это видят в журнале.

Также в электронном журнале могут создаваться индивидуальные траектории изучения учебного материала для каждого учащегося, которое включает в себя поурочное планирование и при необходимости, домашнее задание, выполнение которого детьми, смогут контролировать родители.

Возможность создание объявления с какой-либо актуальной для родителей информацией. Возможность проведения опроса или теста, как родителей, так и учащихся.

Это и создание автоматизированного рабочего места для специалиста, учителя, тьютора, которое дает возможность прикрепить справку (характеристику) в электронном виде на каждого учащегося индивидуально, а также прописать рекомендации, которые родители могут отслеживать самостоятельно в любой момент.

Недостатки электронного журнала:

  1. Значительное сокращение живого общения между учителем и родителями обучающихся с ОВЗ.
  2. Перебои в системе интернет, низкая скорость соединения.
  3. Не у всех родителей особых деток есть возможность подключиться к сети интернет.
  4. Иногда приводит к двойному ведению документации со стороны педагога.

Самыми увлекательными и результативными являются те информационные технологии, которые не только информируют и позволяют выполнять какие-либо задания, но и получать удовольствие от данного процесса. Конечно же это интерактивные обучающие игры, которые педагог может разработать самостоятельно.

Для определения более предпочитаемых среди родителей обучающихся с ОВЗ, информационно коммуникативных технологий, был проведен мониторинг с использованием гугл формы, в котором приняло участие 127 родителей обучающихся с ОВЗ, посещающие образовательные организации г. Шахты Ростовской области.

В ходе проведения мониторинга родителям, обучающихся с ОВЗ был задан один вопрос: «С помощью каких информационно-коммуникативных технологий происходит взаимодействие с педагогами образовательной организации, в которой обучается ваш ребенок?»

После проведенного анализа мониторинга были получены следующие ответы:

  1. В 100 % (127) случаях при работе с родителями педагоги используют приложение Whats App, которое дает возможность мгновенного обмена текстовыми сообщениями, аудиосвязи и видеосвязи. Очень удобно в образовательных целях, дает возможность оперативно направить презентации, памятки, буклеты, электронные документы.
  2. 86 % опрошенных (109) указали на взаимодействие посредством Telegram канала, о его преимуществах было указано выше.
  3. 20 % опрошенных (25) указали на сайт образовательной организации, где размещается необходимая информация, однако этот инструмент используется родителями в основном для изучения каких-либо объявлений. При этом мониторинг опроса родителей обучающихся с ОВЗ показал, что постоянно заходят на сайт образовательной организации 10 % из опрошенных (13 родителей).
  4. 72 % (91) родителей, принявших участие в мониторинге, пользуются страничкой во «Вконтакте». Указанная социальная сеть, по их мнению, эффективна и доступна, многие указали на то, что являются активными пользователями данной социальной сети, поэтому им удобно взаимодействовать с педагогами именно используя эту социальную сеть.

Выводы. Таким образом, опрос показал наиболее часто используемые способы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ, такие как приложение Whats App, которое считается наиболее актуальным и эффективным.

Вторым по популярности ожидаемо стал мессенджер Telegram канал.

Затем родители отметили такую социальную сеть, как В контакте, которая, по их мнению, наиболее для них удобна, так как сами являются активными пользователями данной социальной сети.

На последнем месте по популярности оказались школьные или специально разработанные в педагогических целях сайты, где размещены материалы по вопросам воспитания детей в семье, родительской ответственности.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что использование ИКТ в работе педагога при организации взаимодействия с родителями детей с особыми образовательными потребностями продиктовано временем. Их внедрение неизбежно и основано на динамичном развитии науки и техники, поразительно быстрых изменений во всех сферах жизни. Использование ИКТ позволит активно включать родителей детей с ОВЗ в процесс просветительской и учебно-воспитательной работы образовательного учреждения, при условии 100 % заинтересованности и активной позиции родителей.

Литература:

  1. Костина Л. М. Дистанционное сопровождение родителей обучающихся/Л. М. Костина, И. А. Писаренко//Азимут научных исследований: педагогика и психология — 2020.Т.0.-№ 4 (33).-С.163–167
  2. Любимов М. Л. Создание модели комплексного сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством информационно-коммуникативных технологий / М. Л. Любимов, О. Г. Приходько, О. Г. Югова, М.О Захарева //Специальное образование.- 2021.- № 2 (62).- С. 125–141.
  3. Мелко А. А. Современные ИКТ и их роль в образовании/ А. А. Мелко//информационное общество: состояние, проблемы, перспективы.- 2017.- С.233–239.
  4. Организация информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказание им помощи в воспитании детей. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/organizaciya-informacionno-prosvetitelskoy-raboty-s
  5. Сергеев А. Н. Культурно-просветительская деятельность учителя в сетевых сообществах интернета [Текст] / А.Н Сергеев. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — № 158. — 2013. — С. 95–102.
  6. Приходько О. Г. Современные подходы к психолого-педагогической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии/О. Г. Приходько. О. Г. Югова//Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология — 2013.- № № (25). — С. 107–119.
Основные термины (генерируются автоматически): особый ребенок, родитель, электронный журнал, образовательная организация, родитель детей, продуктивное взаимодействие, родитель обучающихся, педагог, потребность, социальная сеть.


Ключевые слова

психолого-педагогические компетенции, информационные интерактивные технологии, информационные способы взаимодействия, обучающиеся с особыми образовательными потребностями

Похожие статьи

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий

В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...

Использование интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС

В статье представлен опыт работы по использованию интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС. Показана эффективность использования интерактивного оборудования и возможности его применения в реабилитационной практ...

Роль информационных технологий в социализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях ГБУ «РЦДПОВ» г. Арзамаса

В статье раскрывается роль информационных технологий в социализации детей с особыми образовательными потребностями. Представлены основные технологии работы ГБУ «РЦДПОВ» г. Арзамаса по обучению детей компьютерной грамотности.

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

Подходы и стратегии обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования в работах отечественных и зарубежных ученых

Данная публикация рассматривает подходы, стратегии и технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. Проведен теоретических обзор исследований зарубежных авторов и последних работ отечественных ...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО

В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики

В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...

Похожие статьи

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий

В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...

Использование интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС

В статье представлен опыт работы по использованию интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС. Показана эффективность использования интерактивного оборудования и возможности его применения в реабилитационной практ...

Роль информационных технологий в социализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях ГБУ «РЦДПОВ» г. Арзамаса

В статье раскрывается роль информационных технологий в социализации детей с особыми образовательными потребностями. Представлены основные технологии работы ГБУ «РЦДПОВ» г. Арзамаса по обучению детей компьютерной грамотности.

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

Подходы и стратегии обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования в работах отечественных и зарубежных ученых

Данная публикация рассматривает подходы, стратегии и технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. Проведен теоретических обзор исследований зарубежных авторов и последних работ отечественных ...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО

В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики

В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...

Задать вопрос