Роль развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (531) август 2024 г.

Дата публикации: 09.08.2024

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Музер, З. П. Роль развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста / З. П. Музер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/531/117052/ (дата обращения: 18.12.2024).



Фонематическое восприятие является критически важным компонентом процесса овладения речью и письмом у детей дошкольного возраста. В данной статье рассматривается значение фонематического восприятия для речевого и когнитивного развития, описываются методы его развития, такие как игры и систематические упражнения, а также анализируются результаты развивающих занятий. Подчеркивается, что дети с развитым фонематическим восприятием демонстрируют лучшие результаты в обучении и легче адаптируются к школьной программе. Автор представляет рекомендации для читающих по развитию фонематического восприятия.

Ключевые слова: фонематическое восприятие, дошкольный возраст, развитие речи, грамотное письмо, чтение, игры для развития фонематического восприятия, когнитивное развитие, логопедия, систематические упражнения.

Фонематическое восприятие является неотъемлемой частью процесса овладения речью и письмом. В дошкольном возрасте, дети начинают активное освоение речевой деятельности, что требует особенно чуткого подхода к развитию их фонематического восприятия. Способность различать звуки речи (фонемы) является основой для формирования всех последующих речевых и когнитивных процессов.

Развитие фонематического восприятия позволяет детям понять, что речь состоит из отдельных, смыслоразличительных звуков. Исследования показали, что дети с хорошо развитым фонематическим восприятием легче осваивают грамотное письмо и чтение. В дошкольном возрасте эта способность формируется постепенно, в процессе игр, общения и целенаправленных занятий.

Как отмечает Е. Н. Плешаков: «Фонематическое восприятие является важнейшей предпосылкой для формирования полноценной речевой деятельности» [1]. Это мнение поддерживает и В. К. Воробьев, подчеркивая, что «вклад фонематических навыков в успешное обучение чтению и письму неоспорим» [2].

Для эффективного формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста применяются различные методики и приемы. Одним из наиболее успешных методов является игра. Например, игры, направленные на различение и распознавание звуков, помогают детям легче воспринимать и запоминать фонемы. Совместное чтение книг и рассказывание сказок также способствуют развитию этих навыков.

Д. Б. Эльконин в своих работах подчеркивал важность систематических упражнений: «Регулярные занятия по различению звуковой структуры слова необходимы для формирования фонематического восприятия у детей» [3].

Исследования показывают, что дети, которые уделяют должное внимание развитию фонематического восприятия, демонстрируют более высокие результаты в обучении. Они лучше различают звуки, легче осваивают правописание и быстрее развивают навыки чтения. Кроме того, у таких детей реже возникают проблемы с речью и письмом в школьном возрасте.

В процессе работы педагогами детского сада внедряются различные методы и приёмы, способствующие формированию у детей навыков различения звуков, что, в свою очередь, является основой для успешного овладения чтением и письмом в будущем.

К числу применяемых методик относятся игры и упражнения на развитие слухового восприятия, такие как «Ищи звук», «Называй правильно», «Собери слово», а также использование стихотворений и песенок, которые помогают детям улавливать различия между звуками и их сочетаниями.

При организации деятельности воспитателя ставятся цели не только научить детей различать фонемы, но и развить общую речевую активность. Для этого используются ежедневные беседы, чтение книг, рассказывание сказок, организация театрализованных представлений и занятия по изобразительной деятельности, тематически связанные с обучением звуковой культуре речи.

Важное место занимает индивидуальная работа с детьми, имеющими трудности в развитии фонематического восприятия. Специальные программы и коррекционные упражнения помогают таким детям догнать сверстников и успешно адаптироваться к школьному обучению.

Таким образом, благодаря систематической и целенаправленной работе воспитателя, в рамках которой фонематическое восприятие занимает важное место, создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Дети с хорошо развитыми речевыми навыками легко взаимодействуют с окружающими, тогда как неразборчивая речь может значительно осложнить их общение.

Вопрос о чистоте речи становится особенно актуальным, когда ребёнок приступает к учёбе в школе. Родители стремятся, чтобы ребёнок успешно осваивал школьную программу и не сталкивался с трудностями при обучении письму. Однако, если у ребёнка неразвиты фонематический слух и фонематическое восприятие, это может затруднить процесс освоения чтения и письма. Что же представляют собой эти понятия и почему они так важны?

Фонематический слух — это способность тонко различать и распознавать звуки родного языка (гласные и согласные), которая формируется приблизительно к двум с половиной годам. Этот слух является основой для понимания смысла услышанного.

Фонематическое восприятие — умение различать звуки родного языка и определять звуковой состав слов. Этот навык развивается с одного года до четырёх с половиной — пяти лет. Полноценное фонематическое восприятие обеспечивает чёткое произношение звуков и правильную слоговую структуру слов. В процессе обучения письму важно, чтобы ребёнок научился чётко осознавать звуковой состав слова, анализировать каждый звук и различать его от других.

Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают чисто говорить, так как они ясно различают все звуки речи. В то время как у детей с проблемами в этом навыке наблюдаются сложности с произношением звуков и пониманием речи, поскольку они не могут различить похожие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами звучат для них одинаково (например, «почка» и «бочка», «коса» и «коза») — это может отражаться и на письме.

Для развития фонематического восприятия у ребёнка можно заниматься следующими видами деятельности:

— заинтересовывать в звуках окружающего мира и речи;

— различать неречевые звуки;

— различать высоту, силу, тембр голоса;

— определять источник и направление звука;

— различать слова, близкие по звуковому составу;

— дифференцировать слоги;

— различать фонемы;

— развивать навыки элементарного звукового анализа.

Что могут сделать родители для развития фонематического восприятия у ребёнка в раннем возрасте?

— Обращайте внимание ребёнка на звуки в доме: шум холодильника, пылесоса, скрип двери и т. д., и предложите ему воспроизвести их.

— Прислушивайтесь к звукам природы и окружающего мира: шелест дождя, ветер, гром, машины, самолёты.

— Покажите ребёнку игрушечные музыкальные инструменты, такие как барабан, бубен, колокольчик, дайте ему послушать их звучание, а затем послушайте и угадайте, на каком инструменте вы играете.

— Обсуждайте звуки, которые издают животные.

— Учите ребёнка определять направление звука с помощью игры, например, в «жмурки».

— Используйте карточки с изображениями предметов, названия которых различаются одной фонемой, чтобы показать важность звук.

— Играйте в рифмы и поощряйте ребёнка закончить стихотворение рифмованным словом.

— Рекомендуется как можно раньше начинать читать детям, чтобы развить их внимательность к звучанию речи.

Своевременное выявление недостатков фонематического восприятия у ребёнка позволит избежать трудностей в будущем.

В заключение необходимо подчеркнуть, что развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста играет ключевую роль в успешной адаптации к школьному обучению. Фонематическое восприятие не только помогает детям быстрее научиться читать и писать, но и способствует общему речевому и когнитивному развитию.

Литература:

  1. Плешаков Е. Н. Введение в логопедию. — М.: Просвещение, 2010.
  2. Воробьев В. К. Основы фонетики и фонологии. — СПб.: Питер, 2008.
  3. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Просвещение, 1978.
Основные термины (генерируются автоматически): фонематическое восприятие, дошкольный возраст, ребенок, звук, развитие, когнитивное развитие, письмо, грамотное письмо, развитое фонематическое восприятие, родной язык.


Ключевые слова

развитие речи, дошкольный возраст, чтение, фонематическое восприятие, логопедия, когнитивное развитие, грамотное письмо, игры для развития фонематического восприятия, систематические упражнения

Похожие статьи

Взаимосвязь подвижных игр и речевого развития у детей 3-4 лет в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы о наличии взаимосвязи между подвижными играми и речевым развитием у детей дошкольного возраста. Возраст от 3 до 4 лет является критическим в развитии речи у детей. В этот период происходит значительное улучшение слова...

Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста

В данной статье проводится обзор и анализ различных подходов и методов развития критического мышления у детей дошкольного возраста. Разработаны и представлены практические рекомендации, основанные на теоретических основах психологии и педагогики, кот...

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития д...

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках английского языка в начальной школе

В статье рассматривается проблема развития фонематического восприятия учащихся на уроках английского языка в начальной школе, которая призвана содействовать позитивному влиянию на способность учащихся к артикуляции и восприятию английских звуков, и п...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Гностическая деятельность младших школьников с задержкой психического развития

Данная статья описывает изучение зрительного и слухового гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Гнозис — это способность воспринимать, осознавать и понимать информацию, получаемую через зрительные и слуховые каналы. В р...

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Похожие статьи

Взаимосвязь подвижных игр и речевого развития у детей 3-4 лет в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы о наличии взаимосвязи между подвижными играми и речевым развитием у детей дошкольного возраста. Возраст от 3 до 4 лет является критическим в развитии речи у детей. В этот период происходит значительное улучшение слова...

Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста

В данной статье проводится обзор и анализ различных подходов и методов развития критического мышления у детей дошкольного возраста. Разработаны и представлены практические рекомендации, основанные на теоретических основах психологии и педагогики, кот...

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития д...

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках английского языка в начальной школе

В статье рассматривается проблема развития фонематического восприятия учащихся на уроках английского языка в начальной школе, которая призвана содействовать позитивному влиянию на способность учащихся к артикуляции и восприятию английских звуков, и п...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Гностическая деятельность младших школьников с задержкой психического развития

Данная статья описывает изучение зрительного и слухового гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Гнозис — это способность воспринимать, осознавать и понимать информацию, получаемую через зрительные и слуховые каналы. В р...

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Задать вопрос