Политическое содержание баллад Роберта Саути | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (531) август 2024 г.

Дата публикации: 09.08.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Слепцова, Е. А. Политическое содержание баллад Роберта Саути / Е. А. Слепцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 163-166. — URL: https://moluch.ru/archive/531/117056/ (дата обращения: 16.10.2024).



Цель работы заключается в проведении анализа баллад Р. Саути, в которых упоминаются исторические личности и события. В статье рассмотрены три баллады и одна ода поэта, посвященные событиям начала XIX века и более ранним. Прослеживается, как изменяется отражение взглядов поэта в художественных произведениях.

Ключевые слова: Роберт Саути, баллада, поэзия, романтизм, историческое событие, Французская революция, Наполеон, Москва.

Поэт-романтик Роберт Саути (1774–1843) был политически активной личностью. Его политические взгляды уже становились предметом изучения. Так Е. А. Языкова, изучив переписку поэта, пришла к выводу, что на эволюцию его мировоззрения повлияло множество компонентов. По мере того, как реалии Французской революции (которую вначале он восхвалял и воспринимал с энтузиазмом как борьбу за дело Свободы) становились всё более неприятными, он был глубоко благодарен тому, что она закончилась. Со временем Р. Саути превратился в консерватора, убеждённого, что революции и войны не приносят ничего, кроме унижения, разрушения и разорения [4, с. 382].

Главным историческим событием при жизни Р. Саути были, разумеется, наполеоновские войны. В 1813 г. появляется его сатирическая баллада «Поход на Москву» ( «The March to Moscow» ), в которой Саути иронично описывает неудачный поход Наполеона на Москву. Л. И. Ивонина отмечает, что поэт безжалостно высмеял завоевательные планы императора, изобразив тирана, которого русские гнали из Москвы [3, с. 36].

«Да, в Москве он согрелся, пожар кляня,

А потом ему холодно было».

Основа комизма в стихотворении — игра слов, основанная на созвучии русских фамилий и английских глаголов, использование варваризмов и ирония [1, с.213]:

«И Давыдов слегка подавил его,

А Дурнов обдурил его,

А Збиевский сбил с ног его,

А Игнатьев погнал его…».

Как пишет А. С. Бакалов, произведение Р. Саути о походе Наполеона трудно отнести к поэтическим шедеврам, но и сам поэт вряд ли ставил здесь перед собой высокие эстетические задачи [1, с.213]. Скорее всего, главной целью было выразить личную неприязнь к Наполеону, а также восхищение стойкостью и героизмом русских солдат и офицеров. Автор признает, что русская армия — это освободитель не только России, но и всей Европы.

В следующем 1814 г. поэт написал «Оду Александру I», в которой выразил восхищение государем великой державы-союзника. Событие, которое лежит в основе произведения, — война с Наполеоном, но описано это событие совершенно по-другому. Здесь Р. Саути делает акцент на личности, а не на стране в целом, обращаясь именно к Александру I. Возможно, он считал, что больший вклад в победу и конец войны внес именно он.

Разница в оценках и выборе художественных средств обусловлена непосредственным политическим контекстом: Англия была противником Наполеона и союзником России, соответственно образ русского императора должен был восхваляться в стихах.

Однако в творчестве Р. Саути есть произведения, описывающие события, современником которых он не был. Так, баллада «Бленгеймский бой» (1798) посвящена битве на Дунае, произошедшей в 1704 г. во время войны за испанское наследство, в которой Австрия, Англия и Голландия сражались против Франции и Испании [2, с.121]. Эта победоносная для англичан битва традиционно воспринималась как одна из самых славных страниц в истории британского оружия, однако Саути ставит такую трактовку исторического события под сомнение. В балладе прослеживается и осуждение войны, приносящей только разрушения и страдания.

Баллада строится как разговор старика с внуками о прошлом. Во время прогулки дети нашли череп убитого человека и спросили у деда, что это такое? На детские расспросы старик даёт противоречивые ответы: рассказывает про войну, как горели дома, гибли «больные старухи и грудные дети», лежали «горы тел». Но затем приходит к выводу:

«Ужасный вид! Но что ж? Иной

Побед нельзя купить ценой.

В честь победивших пили все,

‎Хвала гремела им».

Такая финальная оценка сражения возмущает внучку, слушавшую старика. Она называет участников событий «разбойниками» и задаётся вопросом, могут ли подобные действия быть похвальными. Мальчик также спрашивает деда: «А прок ‎от этого какой?». Но старик не даёт никакого ответа, лишь называет внука дуралеем за такие вопросы. Итак, герой баллады Саути, с одной стороны, помнит о связанных с великим сражением бедствиях и страданиях, но с другой — вероятно, по привычке — называет это сражение великим «победным боем». В то же время он не может объяснить, во имя чего велась война, что также заставляет усомниться в правильности его оценок. Таким образом, в балладе представлено несколько точек зрения, ни одна из которых не может считаться однозначно верной.

Рассмотрим произведение «Испанская армада», где Р. Саути тоже обращается к историческому событию, но совершенно в другом ключе. В стихотворении автор описывает сражение во время Англо-испанской войны (1586–1588).

Испанский флот (Армада) должен был завоевать «страну в кольце морей» (так Р. Саути называет Англию). В начале баллады испанский флот Испании представлен величественным, уверенным в своей победе и с благословением Рима. Но по итогу проигрывает, и Саути словно говорит: «Не на того врага вы напали!»

Он утверждает, что Англия находится под защитой природы: она для защиты вознесла скалы и помогала в сражении ветром, который поднимал волны.

В этом стихотворении историческое сражение показано как великое событие, которое отражает военную силу Англии. Страна предстает непобедимой и защищенной самой природой. В отличие от «Бленгеймского боя», где отражена проблема разных точек зрения, в данном случае Р. Саути представляет четкую патриотическую позицию.

Таким образом, анализируя произведения Р. Саути, мы видим влияние на мировоззрение автора политических процессов того времени. После наступившего юношеского разочарования в идеалах революции и создании идеального общества, у него формируется романтическое восприятие, которое способствует уходу от современной проблематики в духовный мир.

Хотя сам Р. Саути многократно говорит о негативных последствиях войны, в его творчестве есть и описание победного, великого сражения. Но в других случаях он позволят высказаться по поводу прошедших войн своим героям, тогда в произведении сталкиваются разные точки зрения.

Можно заметить, что каждое из разобранных произведений написано совершенно по-разному. Про Наполеона Р. Саути пишет сатирическое произведение, про Испанскую Армаду — героическое, про войну 1812 г. — оду Александру I, про Бленгеймский бой — балладу-рассуждение о разном отношение к войне. Политическое содержание в творчестве поэта многогранно, благодаря влиянию исторического и политического контекста.

Литература:

  1. Бакалов, А. С., Ривкинд Т. В. Антинаполеоновская тема в балладе Р. Саути «Поход на Москву» // Наука и культура России. — 2013. — Т. 2. — С. 211–213.
  2. Жаткин, Д. Н., Рябова А. А. «Complaints of the poor» и «The battle of Blenheim»: Р. Саути в переводческой интерпретации А. Н. Плещеева // Гуманитарные исследования. — 2011. — № 2(38). — С. 118–122.
  3. Ивонина, Л. И. Наполеон и Россия 1812 года в творчестве английского поэта Роберта Саути // Studia internationalia: Материалы ХI международной научной конференции. — Брянск, 2023. — С. 33–39.
  4. Языкова, Е. А. Революции и Наполеоновские войны в оценке Р. Саути // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. — 2021. — Т. 7, № 4(28). — С. 382–391.
Основные термины (генерируются автоматически): Москва, Англия, историческое событие, баллада, великое сражение, война, произведение, Французская революция.


Похожие статьи

Влияние эпохи на образ главного героя в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»

В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на возникновение «болезни века» среди молодого поколения начала XIX в. Данная работа позволяет выявить типологию образа героя в литературе первой половины XIX века. Исследование строится на сочетани...

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Особенности пространственно-временной структуры романа К. Воннегута «Бойня номер пять»

Объектом исследования данной статьи являются композиционные особенности романа К. Воннегута «Бойня номер пять», в частности его пространственно-временная структура. Автор использует особую структуру и композицию для более объективного и реалистичного...

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Тема Великой Отечественной войны в поэзии поэтов Сумгаита

В статье дается анализ стихотворений посвященных теме Великой Отечественной войны созданных поэтами Сумгаитской литературной среды. Здесь на научно-теоретическом уровне раскрываются особенности идеи и содержания стихотворений, отражающих идеи гуманиз...

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

«Большие надежды» как энциклопедия викторианского общества

Статья посвящена исследованию викторианского социума через призму романа Чарльза Диккенса «Большие надежды». Обосновывается идея, что в романе присутствуют все черты реалистического описания, а произведение «Большие надежды» можно смело назвать энцик...

Концепция времени в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали три яблока»

В данной статье автор пытается определить особенности категории времени в романе современной российской писательницы Н. Абгарян «С неба упали три яблока», основываясь на выделении временных линий романа и характеризуя образы персонажей произведения. ...

Символика и ее значение в романе С. Кинга «Нужные вещи»

В статье раскрываются концептуальные идеи, связанные с символикой и ее значением в романе С. Кинга «Нужные вещи». При разборе романа использовался структурно-семантический и сопоставительный методы анализа. Специальное внимание уделено символике имен...

Похожие статьи

Влияние эпохи на образ главного героя в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»

В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на возникновение «болезни века» среди молодого поколения начала XIX в. Данная работа позволяет выявить типологию образа героя в литературе первой половины XIX века. Исследование строится на сочетани...

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Особенности пространственно-временной структуры романа К. Воннегута «Бойня номер пять»

Объектом исследования данной статьи являются композиционные особенности романа К. Воннегута «Бойня номер пять», в частности его пространственно-временная структура. Автор использует особую структуру и композицию для более объективного и реалистичного...

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Тема Великой Отечественной войны в поэзии поэтов Сумгаита

В статье дается анализ стихотворений посвященных теме Великой Отечественной войны созданных поэтами Сумгаитской литературной среды. Здесь на научно-теоретическом уровне раскрываются особенности идеи и содержания стихотворений, отражающих идеи гуманиз...

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

«Большие надежды» как энциклопедия викторианского общества

Статья посвящена исследованию викторианского социума через призму романа Чарльза Диккенса «Большие надежды». Обосновывается идея, что в романе присутствуют все черты реалистического описания, а произведение «Большие надежды» можно смело назвать энцик...

Концепция времени в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали три яблока»

В данной статье автор пытается определить особенности категории времени в романе современной российской писательницы Н. Абгарян «С неба упали три яблока», основываясь на выделении временных линий романа и характеризуя образы персонажей произведения. ...

Символика и ее значение в романе С. Кинга «Нужные вещи»

В статье раскрываются концептуальные идеи, связанные с символикой и ее значением в романе С. Кинга «Нужные вещи». При разборе романа использовался структурно-семантический и сопоставительный методы анализа. Специальное внимание уделено символике имен...

Задать вопрос