Повышение конкурентоспособности малого предприятия в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №32 (531) август 2024 г.

Дата публикации: 12.08.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Пак, Р. Л. Повышение конкурентоспособности малого предприятия в современных условиях / Р. Л. Пак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 93-98. — URL: https://moluch.ru/archive/531/117059/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время при большом ассортименте товаров в экономике важную роль для развивающейся деятельности компании составляет ее конкурентоспособность. В связи с этим руководители организаций постоянно должны находить новые инструменты управления компаниями и путями повышения конкурентного положения. Исследование клиентов и конкурентов дает возможность компании выявить ее сильные и слабые стороны перед конкурентами, создать перспективные конкурентные стратегии и сохранять конкурентные преимущества. С развитием конкуренции у компании появляется интерес в борьбе за конкурирующие позиции. Также компании интересно бороться с сильным конкурентом на рынке. Путь экономического развития сегодняшнего Казахстана находится под сильнейшим давлением мировой экономики. В Казахстане это привело к падению конкурентных рынков близлежащих государств, а также ослаблению позиций отечественных производителей на собственном рынке. В этом состоянии, очевидно, требуется более глубокое понимание определения понятия «конкурентоспособность». В современном мире в нашей стране производство конкурентоспособной продукции не является гарантией успешной борьбы за конкурентоспособность компании. На сегодняшний день проблема повышения конкурентоспособности компании становится все более важной и актуальной, а также требует усовершенствования и адаптации к постоянно меняющемуся рынку. Проработка и анализ конкурентоспособности компании является обязательным условием рыночного преимущества. Тема является очень важной, так как только конкурентоспособная компания способна эффективно действовать в рыночной экономике.

Целью исследования является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности малого предприятия в современных условиях.

Постоянное внимание и интерес покупателей являются главным показателем успешности организации. Продвигая качественный товар или услугу на рынке, предприятие может завоевать доверие покупателя. Однако, эффективный бизнес — это не только про качественный продукт. Помимо этого, организация должна продумывать каждый свой ход и учитывать множество факторов, которые позволят им быть конкурентоспособными. Только постоянное привнесение новых идей и инноваций позволят бизнесу удерживать позиции на рынке. Одним из направлений совершенствования экономической деятельности предприятия является правильно выбранная стратегия, которая позволяет организации эффективно функционировать в условиях высококонкурентной среды.

Конкуренция, будучи фундаментальным понятием в экономике, представляет собой процесс взаимодействия между различными агентами на рынке, стремящимися удовлетворить свои потребности в условиях ограниченных ресурсов. Эта концепция широко применяется для описания взаимоотношений между предприятиями, потребителями и другими участниками рынка. Конкуренция в переводе с латинского языка означает соперничество, борьбу интересов. Отсюда конкуренция — это соперничество на любом сегменте рынка между отдельными предприятиями, заинтересованными в достижении одной и той же цели [1, с. 109]. Такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания внимания потребителя. Конкуренция — динамичное явление, в историческом плане модифицируются формы конкуренции, особенности типов конкуренции, методы конкуренции. В характеристике конкуренции используют такие понятия, как конкурентные преимущества, сравнительные преимущества, сравнительные расходы, совершенная и несовершенная конкуренция, модели конкуренции, факторы производительности использования ресурсов, ценовая и неценовая конкуренция [2, с. 13]. Конкуренция обнаруживает себя как процесс «борьбы за овладение ограниченными благами».

По мнению одного из наиболее известных исследователей вопросов конкуренции Майкла Портера, конкуренция — это состояние рыночных отношений, при котором компании соперничают друг с другом за достижение конкурирующих целей, таких как увеличение рыночной доли, прибыли или удовлетворения потребительских потребностей [3, с. 82].

В. Д. Маркова и А. П. Агарков считают, что главными условиями конкуренции является наличие массы покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса, а также свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их [4, с. 55].

Конкуренция является двигателем процесса. Наличие независимых конкурентов заставляет трепетно и с уважением относиться к покупателям, пытаясь максимально удовлетворить их потребности. Или иначе они предпочтут обратиться к конкурентам. Именно в развитой рыночной экономике конкуренция является основополагающим принципом социально-экономического благополучия общества.

Благодаря конкуренции на рынке обеспечиваются [5, с. 43]:

— оптимальная координация планов изготовления продукции или услуг производителей, удовлетворяющая потребности потенциальных покупателей;

— оптимальный расход всех видов ресурсов производства;

— распределение прибыли между товаропроизводителями в соответствии с достигнутыми финансовыми результатами коммерческой деятельности.

Конкуренция заставляет компании постоянно улучшать свои товары и услуги, оптимизировать производственные процессы и внедрять инновации для привлечения и удержания клиентов. Это действует как катализатор экономического роста и технологического развития. В долгосрочной перспективе конкуренция способствует эффективному распределению ресурсов, стимулирует инновации и способствует экономическому росту. Она является ключевым элементом рыночной экономики, способствуя повышению производительности и общественного благосостояния.

С точки зрения потребителей конкуренция обычно ведет к более низким ценам, лучшему качеству товаров и услуг, а также к большему выбору [7, с. 109]. Когда компании конкурируют за клиентов, они стремятся предложить что-то уникальное или более привлекательное по сравнению с конкурентами.

Вопросы конкуренции и конкурентоспособности особо важное практическое значение приобрели в условиях рыночной экономики. Так, конкурентоспособность в широком смысле и конкурентоспособность организации, в частности, проявляется в условиях конкуренции в форме участия в конкурентной борьбе. Рыночная конкурентоспособность организации может рассматриваться как синтетическое явление, в котором отображается комплекс факторов разного уровня и разного происхождения [8, с. 207]. В общем и целом, конкурентоспособность — это способность организации стабильно и полно удовлетворять потребности покупателей лучше, чем конкуренты, и благодаря этому успешно продавать продукцию и получать устойчивый доход [9, с. 34].

Конкурентоспособность — одно из основных понятий экономической теории, теории управления, маркетинга, финансов, которое широко используется в теории и практике экономического анализа и управления. В научной экономической литературе трактовки понятия «конкурентоспособность» достаточно разнообразны. Можно выделить такие концептуальные подходы как:

— конкурентоспособность — способность выдерживать конкуренцию, приносить прибыль [10, с. 7];

— конкурентоспособность — совокупная характеристика товарного предложения организации, ее рыночных особенностей и отличий [11, с. 19];

— конкурентоспособность (в маркетинговом значении) — оценка взаимодействия с клиентами, способность удовлетворять определенные потребности [11, с. 20];

— конкурентоспособность — способность функционировать в определенной внешней среде [12, с. 81].

В методологическом плане, по нашему мнению, важно придерживаться следующих принципов:

— конкурентоспособность отображает как внешнюю, так и внутреннюю обстановку. Внешнее окружение основное, именно в нем находятся конкуренты, сравнительно с которыми формируется уровень конкурентоспособности той или иной организации. Внутренняя обстановка — это собственно реакция компании на внешние факторы, точнее определенная адаптация к ним. Ключевое значение внешних факторов конкурентоспособности не подлежит сомнению. Но в то же время наполнение, характер влияния этих внешних факторов, всей внешней среды в целом постоянно изменяются;

— оценить конкурентоспособность можно только путем внешнего сравнения. Конкурентоспособность существует только через сравнение одного субъекта или его параметра деятельности с другим субъектом или его конкретным параметром деятельности. В результате сравнения происходит определение уровня конкурентоспособности;

— конкурентоспособность может быть оценена только путем временного сравнения. Это значит, что достигнутый в конкретный период времени уровень конкурентоспособности организации в целом или конкретных параметров ее деятельности не может рассматриваться как стойкая характеристика её рыночного положения. Как известно, время изменяет условия и ситуацию. Рыночные условия не являются достаточно стойкими, немало факторов влияют на их изменение и постоянное движение.

Глобализация мировых рынков делает конкуренцию между предприятиями более острой. Это значит, что конкурентоспособность бизнеса, его сохранение и приумножение является главными вопросами развития любого предприятия. Конкурентоспособность предприятия — способность создавать, производить и продавать товары и услуги, ценовые и неценовые качества которых более привлекательны, чем у аналогичной продукции конкурентов [13, с. 208]. Конкурентоспособность может быть оценена исключительно в рамках групп предприятий, которые относятся к одной отрасли или выпускают аналогичные продукты (услуги). Измерить ее можно только путем сравнения между собой этих групп как в масштабах одной страны, так и в масштабах мирового рынка.

В индустриальную эпоху залогом успеха предприятия была максимизация прибыли при условии экономного использования ресурсов и преимуществ «масштабов производства». Позже новые технологии стали иметь весомое экономическое значение, и генерировали конкурентные преимущества. Фактически тот, кто сумел освоить их в производстве, повышал свою конкурентоспособность. Сегодня, в эпоху широкого распространения информационных технологий, иметь стойкие конкурентные позиции благодаря быстрому внедрению новых технологий в производство становится невозможно. Более надежным способом повышения конкурентоспособности предприятия становится умение наращивать и эффективно использовать свои нематериальные конкурентные преимущества, которые способствуют:

— развитию отношений с клиентами таким образом, чтобы сохранить их лояльность и имеющийся сегмент рынка, с одной стороны, и с высокой эффективностью обслуживать новых клиентов и новый сегмент рынка, с другой;

— внедрению новых продуктов и видов услуг, которые имеют спрос у целевого сегмента рынка;

— выработке продукции и услуг высокого качества по низкой цене и доставке в кратчайшие сроки их потребителю;

— мобилизации сотрудников и мотивации их для постоянного совершенствования своих умений и навыков;

— внедрению информационных технологий и систем;

— созданию базы данных [14, с.72].

Если достаточно широко рассматривать конкурентоспособность, то ее можно классифицировать по определенным признакам. Главные из них (рис. 1).

Классификация конкурентоспособности [15, c. 92]

Рис. 1. Классификация конкурентоспособности [15, c. 92]

В начале исследования уровня конкурентоспособности предприятия необходимо проанализировать его положение и роль в конкурентной среде с учетом не только доли рынка, но и существующей динамики. В процессе мониторинга изучаемые показатели сравниваются с аналогичными показателями конкурентов и проводятся прогнозные расчеты ожидаемых значений в будущем.

Результативность мероприятий относительно выявления конкурентных преимуществ и обеспечения на их основе стратегической гибкости предприятия можно оценить с помощью методологии анализа разрывов между желательными показателями прибыльности (выручка от реализации, валовая прибыль, чистая прибыль, товарооборот, рентабельность) и возможными при этих рыночных условиях и текущем состоянии предприятия (GAP-анализ). Эта методология дает возможность обнаружить пути достижения запланированных экономических показателей, например, валового обращения и прибыли через использование специфических инструментов, в частности, конкурентных преимуществ в производственной и рыночной сферах, развитии рынка, разработке эффективных стратегий.

Таким образом, многообразие методов оценки конкурентоспособности обусловливает необходимость выбора предприятием оптимального для него метода, способного не только дать объективную информацию о фактическом экономическом состоянии, но и помочь наметить векторы дальнейшего развития, выявить наиболее влиятельные факторы конкурентоспособности, выстроить эффективную стратегию конкурентоспособности. Учитывая существующие достоинства и недостатки представленных методов оценки конкурентоспособности, необходимо выбрать более оптимальный из них с учетом специфических особенностей функционирования конкретной организации и определенной цели исследования.

В зависимости от конкурентной позиции предприятия выбирают ту или иную линию поведения — лидерство на основе снижения издержек (цены), дифференциации или фокусировки, что выражается в ориентации стратегического набора, определенном позиционировании на рынке.

Литература:

1. Голиков И. А. Особенности содержания понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность». // Russian Journal of Entrepreneurship. 2016. Т. 17, № 10. С. 1251. URL: https://doi.org/10.18334/rp.17.10.35291.

2. Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство. Москва: ЮНИТИ, 2001. 239 с.

3. Porter M. E. The five competitive forces that shape strategy. // Harvard business review, 2008, 86(1), с. 78.

4. Агарков, А. П. Экономика и управление на предприятии: Учебник для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов, В. Ю. Теплышев. -М.: Дашков и К, 2018. — 400 с.

5. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / М. Армстронг: пер. с англ. — М.: ИНФРА–М, 2012. — 328 с.

6. Кроливецкий Э. Н., Андреев П. А. Виды конкуренции и сопутствующие им модели рынка // Петербургский экономический журнал. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-konkurentsii-i-soputstvuyuschie-im-modeli-rynka (дата обращения: 30.07.2024).

7. Chen S.-C. Customer value and customer loyalty: is competition a missing link?. // Journal of retailing and consumer services. 2015. Vol. 22. P. 107–116. URL: https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2014.10.007 (date of access: 30.07.2024).

8. Zuñiga-Collazos A., Castillo-Palacio M., Padilla-Delgado L. M. Organizational Competitiveness: The Conceptualization and Its Evolution. // JOURNAL OF TOURISM AND HOSPITALITY MANAGEMENT. 2019. Vol. 7, no. 1. URL: https://doi.org/10.15640/jthm.v7n1a19 (date of access: 30.07.2024).

9. Акмаева Р. И. Концептуальный подход к формированию эффективного менеджмента на российских предприятиях // Р. И. Акмаева // Вестник Астрахан. гос. техн. ун-та. — Астрахань: Изд-во АГТУ, 2019. –No 2 (37).

10. Жамойда А. А. Концепция конкурентоспособности предприятия // Экономика промышленности. 2008. № 1 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-konkurentosposobnosti-predpriyatiya (дата обращения: 30.07.2024).

11. Абаева Н. П. Конкурентоспособность организации / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина; под ред. Т. Г. Старостиной. — Ульяновск: УлГТУ, 2010. — 91 с.

12. Яксанов Д. С. Роль конкурентоспособности в развитии промышленных предприятий // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2013. № 4 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-konkurentosposobnosti-v-razvitii-promyshlennyh-predpriyatiy (дата обращения: 30.07.2024).

13. Плотицина Т. М. Определение конкурентоспособности предприятия // Вестник ТГТУ. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-konkurentosposobnosti-predpriyatiya-1 (дата обращения: 30.07.2024).

14. Голубков Е. П. Стратегический менеджмент: учебник и практикум / Е. П. Голубков. — М: Изд.Юрайт, 2019. — 290 с.

15. Береговая И. Б. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия // Символ науки. 2015. № 12–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-konkurentosposobnost-predpriyatiya-1 (дата обращения: 30.07.2024).

Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособность, конкуренция, рынок, рыночная экономика, внешняя среда, внутренняя обстановка, Казахстан, максимизация прибыли, параметр деятельности, экономический рост.


Задать вопрос