Автор работы поднимает тему исторических предпосылок появления малых сел и деревень на Вятской земле. В статье кратко рассмотрены этапы заселения Вятского края в период XVI–XVIII вв. На основе архивных источников, показано влияние монастырского землевладения на появление новых сел, деревень и починков по реке Вятке. Высказаны предположения об исторических предпосылках появления и этимологии названия деревень Лысково в Советском и Нолинском районах Кировской области. Работа подготовлена на основе документов Центрального государственного архива Кировской области (ЦГАКО) и Российского государственного архива древних актов (РГАДА).
Ключевые слова: Вятская губерния, Вятка, Лысково, Советский район, Нолинский район, Кировская область, Кукарский Покровский монастырь, Лаврухино.
Некогда в Советском районе Кировской области в излучине реки Вятки на правом берегу раскинулась небольшая деревенька Лысково, которая разрослась из крошечного починка — выселка из нескольких дворов. До XIX века п. Лысковъ относился к Толстиковской ясачной волости по Алатской дороге Казанского уезда, позднее он был переподчинен Рождественской волости Уржумского уезда Вятской губернии. Разделение починка на два населенных пункта — Лысковъ Верхний и Нижний — происходит примерно между 1873 и 1891 годами (рис. 1). Согласно [1] в В. и Н. Лысково Уржумского уезда на 1891 год проживали Долгушевы, Крупины, Крыницыны, Сорокины, Харины, Сандаковы, Сидоркины, Олюнины, Пестовы, Стрельниковы, Иовлевы. Рядом располагались починки Мальково (Малков), Голубиный Мыс, Сосновый Мыс, Серебряный Родник (Сатин), Холкин (Черная Рамень), Долгушев и др., которые, как и п. Лысковъ, относились к приходу Спасской церкви в селе Атары.
Рис. 1. Фрагмент подворной описи Уржумского уезда на 1887 год с указанием починков Лысковъ Верхнее и Нижнее [2]
Деревня Лысково Нолинского района Кировской области — это первоначально также небольшой починок при речке Сургут и Есарке речке (по всей видимости, единственное упоминание этой речки говорит, что это небольшой ручей, протекавший по дну лога и впадавший в р. Сургут, полноводный по весне, но высыхающий летом), появившийся в Лудянской ясачной (ясашной) волости по Алатской дороге Казанского уезда. С образованием Нолинского уезда в переписях населенных мест впервые фигурирует современное название деревни Лысковы (Лысково) и старое Меж Верхняго Зыкова (рис. 2). Рядом располагались деревни Липино (починок Против Зыкова), Комары (По Красной речке), Петрованки (По речке Сургуту), Копосята (По Большому логу) и многие другие. Все они относилась к приходу Троицкой церкви, находившейся в соседнем селе Зыково. В деревне Лысково(ы) Нолинского уезда (ныне Нолинский район) на 1891 год проживали Зыкины, Коротких, Редозубовы, Романовы [1].
Значительное расстояние между двумя деревнями Лысково, их нахождение на разных берегах полноводной реки Вятки, отсутствие одинаковых фамилий говорит о том, что, не смотря на одинаковое название селений, они имеют разную историю их появления в Вятском крае. Для понимания этих причин попробуем углубится в историю заселения Вятской земли и проследим этапы появления на ней первых поседений.
Рис. 2. Фрагмент ведомости о селениях Поломской волости Нолинской округи с указанием количества дворов в починке Меж Верхней Зыков (Лысково) на 1802 год [3]
В 16–17 вв. Вятская земля занимала обширную территорию по рекам Вятке и Чепце, а также Арскую землю до Пижмы и Вои. Южнее Пижмы и Вои территории относились к Понизовому краю (Казанскому Приказу) с центром в Казани. После нескольких губернских реформ с перераспределением границ вся территория Вятской провинции в 1727 году вошла в Казанскую губернию. И до образования Вятского наместничества рассматриваемые в статье территории входили в состав Казанской губернии Казанского уезда с делением на дороги (доруги) Алатскую, Арскую, Галицкую, Зюрейскую, Ногайскую и др., названия которых сохранились со времени присоединения Казанского ханства [4]. В период Казанского ханства марийцы проживали на территории первых трех дорог и образовывали так называемые Горную и Луговую стороны Марийского края. При этом на Арской и Алатской дорогах марийцы соседствовали с татарами и удмуртами, а Галицкую заселяли полностью.
Появление поселений из существовавших в то время родоплеменных групп марийцев, вело к образованию поземельных общин. Территории такой сельской общины соответствовала сотня, указанная в переписях и дозорных книгах. Такие сотни-волости возглавлялись у татар мурзами, а у марийцев сотными князьями и могли включать несколько деревень, починков, отдельных домов, ясачных дворов и несколько десятков людей. По материалам 17–18 веков насчитывается около 160 марийских волостей. Названия сотен и селений как правило имели топонимическое (по названиям рек, возвышенностей и населенных пунктов, особенностей окружающей природы) или антропонимическое (по именам возглавлявших их сотников) происхождение. Некоторые названия в измененном виде дошли до нашего времени [5]. Так по Алатской дороге (как административно-территориальной единице с центром в Алатах) Казанского уезда марийцы проживали в волостях-сотнях — волость Немда Кукморы (сотня чересимина Шабадарка Шаврукова), Ноли Кукморы (сотня черемисина Акбулатка Янакозина на его место Пайдермышка Акалбаев), волость по Немде речке Водубеляк (сотня черемисина Илейка Алымбаева а ныне Офонка Опаев), волость Сернур (сотня черемисина Яманайка Кизилбаева), Лажская волость (сотня черемисина Акайка Алпаева), волость Атня (сотня черемисина Ахтуганка Акпаева), волость Крукнур (Федькины сотни Акпарисовы), сотня татарина Московка Шайбулатова. В Уржумской доле (уезде) марийскими были волости Буйская, Биляморская, Байсинская (Байса), Нолинская (Большие Ноли) и др. Поэтому многие названия селений в этих волостях имеют как правило марийское происхождение значительно обрусевшие за такое продолжительное время.
По Алатской, Арской и Галицкой дорогам Казанской губернии земли за исключением монастырских, архиерейских (закрепленные за Казанским архиерейским домом) и дворцовых находились в государственном фонде и на ней сидели крестьяне, обязанные платить подати и выполнять всякие натуральные обязанности в пользу государственной казны. К этому классу крестьян относились и ясачные (ясашные) крестьяне, которые записывались в особые «Ясачные книги». В Казанском ханстве «ясашными людьми» были казанские татары, чуваши, марийцы, южные удмурты, часть мордвы и русских [6].
В Казанской земле, например, в 1625 году числилось более 40 тысяч фактических дворов ясачных людей, в 1681 году около 70 тысяч дворов, в 1710 году в Казанской губернии — 91 тысяча дворов [7]. Поэтому на нач. — ср. 18 вв. в Вятском крае на ряду с дворцовыми появляются целые ясачные волости и поселения. К числу таких можно отнести Толстиковскую, Кулянурскую, Байсинскую, Красноярскую, Лажскую, Кичминскую, Ильинскую и др. волости. К числу ясачных поселений Толстиковской волости относились и починки Лысков, Тетериковский, Бежболда, в Ясашно-Лудяной волости Зыково (Луговое), Грани, меж Верхнево Зыкова, Лудяна и некоторые другие.
На той же земле по соседству с ясачными крестьянами находились и монастырские. По этому на колонизацию Горной и Луговой марийских сторон и заселение обширного Вятского края серьезное влияние оказывало построение русских православных монастырей. Важное значение имел Вятский Трифоновский монастырь (ныне Свято-Успенский Трифонов монастырь), основанный в 1580 году. Он был одним из первых первопроходцев в ряду таких монастырей Вятского края, как Иоанно-Предтеченский Жерновогорский монастырь, основанный в 1594 году (рис. 3), который в конце 17 века был переведен под защиту слободы Кукарки (ныне Советск) и преобразован в Кукарский Покровский монастырь [8]. К 1710 году за этим монастырем по свидетельству Генералитета числилось 235 душ, земли 432 десятины, покосов 1700 копен, 2 мельницы, рыбных ловель в трех реках [9]. К третьей ревизии 1763 года в вотчинах монастыря находились 1 село (Атары) и 16 починков по рекам Вятке, Суводи и М. Ситьме. Починок Лысков в ревизиях 18 века не является вотчиной монастыря и относится к ясачной Толстиковской волости, где проживают государственные ясачные крестьяне, что указывает на отчуждение этих земель на рубеже 17–18 вв. в пользу государства.
Рис. 3. Современная часовня на месте Иоанно-Предтеченского Жерновогорского монастыря в микрорайоне Жерновогорье города Советска
Благодаря наличию большого количества вотчинных земель Трифонов монастырь был одним из наиболее влиятельных и масштабных. Согласно грамотам коллегии экономии (отказные и межевые книги, отводные и описные книги, наказная память, переписные книги, выписи) в 1667, 1669, 1673, 1710, 1717 и 1742 гадах Успенскому Трифоновому монастырю были переданы и подтверждены права на владения монастырской вотчинной землей сел Вознесенское и Лудянка с деревнями и починками на р. Кырчане и р. Суне в Сунской волости, деревни Луковское, Соловецкое и Денисовское в Спецынском ст.; деревни Сордаковское, Коуровское, Носковское, Салтановское, Галелеевское и др. в Бритовской вол.; деревни Шалепинское Суслово, Толстиковское с починками и мельницами на рч. Простяне, Якимчеве, Хлыновке, Чахловице с дворами, починки Вшивцев, Масуновский, село Жданухинское с починками в Березовском ст.; деревни Синцовское, Зубаревское и др. с мельницей на рч. Никуличанке в Темиревской вол.; деревни Деветьяровское и Краснопогосское и двор в Усть-Чепецком Николаевском погосте в Чепецком ст.; деревни Лопатинское, Никоновское и др. в Бобинском ст.; д. Михаила Усаткова с починки и заимками в Великорецком ст.; Куменский Спасский погост с деревни, починки и займищами в Куменской вол.; Екатерининский погост с деревнями, починки и займищем в Курчемской вол.; Верхосунский Московских чудотворцев погост в Сунской вол.; займищами и заимками в Кырчанской вол.; с. Матовское с деревни и починки в Чистянском ст; Знаменский погост с деревнями и починками в Лекомской вол.; Спасский и Рождественский погосты с деревнями и починками в Вобловицкой вол. и другие [10]. В монастырских вотчинах к 1764 году числилось почти 24000 крестьян. Поэтому все рассматриваемые в работе территории, так или иначе на начало 18 в. входили в вотчинные земли одного из вышерассмотренных монастырей — Вятского Трифонова монастыря и Кукарского Покровского монастыря.
Однако предположительно первые марийские поселения на территории современных деревень по реке Лудяна (территория упомянутой выше Ясашно-Лудянской волости) возникли на речке Черной в начале 17 века. Во владения этими землями Трифонов монастырь вступил не ранее 1650 года согласно грамоте царя Алексея Михаиловича воеводе Соковнину об передаче Успенскому монастырю на оброк дикого раменья за Кырмыжем до устья р. Суны и по р. Лудяне. Однако в писцовой книге Казанского уезда 1647–1656 годов [11] нет ни единого упоминания о появлении починков, деревень и земель, отданных в оброк Трифонову монастырю по рекам Лудяне, Сургуту и Вое. Поэтому стоит предположить, что земли монастырю были переданы позднее 1656 года.
Лишь в 1664 году священник Агафон Буйских подал челобитную о выделении для церкви пустующие земли по рекам Лудяне, Черной, Удеру, Сардане и Суне. По дозорным книгам в селе было всего лишь 2 двора и к нему приписано 4 деревни и 5 починков, а в них 20 дворов. Позднее количество починков увеличилось до 14, а по Ландрандской переписи 1716–1717 гг их 38, многие из которых относились к ясачным на ряду с монастырскими [12]. Среди новообразованных починков появляются Зыково, Против Зыкова (Липино), Меж Верхнего и Зыкова (Лысково), По Красной речке, По Большому логу, По речке Сургуту, В вершине Сургута и др.
Из Писцовой книги 1647–1656 годов узнаем, что в Казанском уезде вниз по реке Вятки имеется лишь починок Лысковский (в документе Лыковский с пропуском «с») без упоминания починков по реке Лудяне:
«По той ж Алацкой дороге писма и меры 163-го [1655] году. За Кукарским же монастырем вниз реки Вятки по другой стороне речки Сыльдюги починок Лыковской [он же Лысковский] на речке Сыльдюге: пашни паханые новолеснои розчисти четыре длинника, четыре поперечника, итого шестнатцать десятин в три поля. А в одно поле пять десятин с третью, а в дву по тому ж»
Еще одно упоминание о починке Лысков на речке Вятке приводится в грамоте 1695 года, выданной Куарскому покровскому монастырю и подтверждающей его владения на земли вниз по Вятке недалеко от слободы Кукарки в Казанском уезде. Примечателен этот документ и тем, что мы узнаем о крестьянах того починка:
«…велено ему ехать в Казанской уезд на землю Кукарского Покровского монастыря в починок Лысков что в споре того ж починка у крестьян у Лаврушки Безрукова с товарищ [ам]и. А приехав в тот починок велено ему взять с собою тутошних и сторонних людей сколько человек пригождаться людьми тою спорную землю размежевать с верхнюю сторону по Сыньдух речку от Кукарской Слободы вниз по Вятке реке до Коровы речки вверх до вершины а от вершины до следующей вершины да против за Вяткой рекою по Черной речке вниз по Вятке реке до Ситьмы вверх по Большой Ситме с вершины Ситьмы на черную вершину речки отмежевать крестьянам Лаврушке Безруково с товарищи …» [13]
Грамота стала подтверждением размежевания земли Кукарского Покровского монастыря — починка Лысково с прилегающей территорией — и земли нового починка Тетеривиного на противоположном берегу р. Вятки закрепленного за Лаврушкой (Лаврентием) Безруковым с товарищами (табл. 1). Новый починок Лаврушки Безрукова был отнесен к Толстиковской ясачной волости Алатской дороги Казанского уезда (с последующем переподчинение и изменением названия) и находился при реке Вятке (но изначально указан при ключе Тетеривином).
Таблица 1
Упоминания о Лаврухино и Лысково до и после их разделения
Источник, упоминание |
Лаврухино |
Лысково |
Писцовая книга Казанского уезда, 1647–1656 гг |
- |
починок Лыковской [он же Лысковский] |
Указная с прочетом грамота… на земли и угодья «на Жерновных горах» и в поч. Лысков в Казанском у., 1695 год |
- |
п. Лысков |
Доимочная книга ясачных марийских селений Алатской дороги Казанского уезда, 1699 год |
- |
п. Лыков (Лысков) |
Ландратская перепись, 1716 год |
починок на Ключе Тетеревине |
п. Лысков |
1-я ревизия, 1719 |
п. Тетерина |
п. Лыков (Лысков) |
1-я ревизия, 1722–1723 гг |
п. при ключе Тетеривином |
п. Лысков |
2-я ревизия, 1748 год |
п. Тетерикова |
п. Лысков |
3-я ревизия, 1762 год |
п. Тетериков |
п. Лысков |
Список населённых мест Вятской губернии 1802 г |
п. Тетериков |
п. Лысков |
Список населённых мест Вятской губернии 1859–1873 гг |
п. каз. Тетериновской |
п. каз. Лысков |
Реестр селений и жителей на 1891 год |
п. Тетеринов; Лаврухины |
п. Лысков ниж. и п. Лысков верх |
Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884–1893 гг |
п. Тетериков (Тетериковский, Лаврухины) |
п. Лысков (Нижний) и п. Лысков (Верхний) |
Список населённых мест Вятской губернии 1905 г |
п. Тетериковский (Лаврушата) |
п. Нижний Лысков и п. Верхний Лысков |
Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX — начало XX вв |
п. Тетериков |
п. Нижний Лысков и п. Верхний Лысков |
Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г |
д. Лаврухино(ы), Тетериковский |
д. Нижн. Лысково, Стар. Лысково, Лысково и д. Верхн. Лысково, Выселок |
Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года |
д. Лаврухино |
д. Нижнее Лысково и д. Верхнее Лысково (рис. 4) |
Снят с учета |
30.12.1986 |
31.12.1990 |
Рис. 4. Фрагмент карты колхозуправления Советского района Кировской области, 1963 год [14]
Первое документарное упоминание о ясачных починках по рекам Лудяне и Сургуту встречается лишь в доимочной книге Алатской дороги Казанского уезда 1699 года, в которой содержатся сведения о марийских ясакоплательщиках-задолжниках. [14]. Однако в доимочной книге указаны починок на речке Лудяне, починок на вершине Сугурта речки, починок Тетеревин, починок Лысков (на реке Вятке) и др., но нет упоминаний о Зыкове, Верхневе (если такой починок существовал), Никольском, самом селе Лудяна.
Однако из истории селений Нолинского района известно, что село Зыково предположительно было основано в 17 веке. По легенде на пустынном безлесном месте поселился солдат родом из Костромской или Нижегородской губерний — по всей видимости став ясачным крестьянином. Ему дали прозвище «зык» (громкогласный, крикун), а это прозвище преобразовалось в фамилию Зыкин, представители которой расселились по другим близлежащим починкам и деревням — Лусково, Зябловская, Пахтусы, Метелевская, Булатовский, Коротковский, Петрованки, Мелянда, Ладыги и т. д. На соседствующую рядом монастырскую землю поселили крещеных вотяков (удмуртов), основавших селения Пычуг (пер. с удм. яз. — «трава душица») и Баленки (удм. сл. «баля» — овца). Крестьянами Вятского Успенского монастыря был основан в 17 веке Нокольский погост, позднее ставший селом Нолинск. Все жители близлежащих селений занимались земледелием, скотоводством и отхожим промыслом [15]. Сложно сказать о времени появления этих сел и деревни Лысково без точного документарного подтверждения, т. к. в ранних ревизиях до 1716 года нет никаких упоминаний об о них [13].
Деревня Лысково в Нолинском районе имеет заведомо более скромную историю, так как первое упоминание о ней приходится лишь на начало 18 века, когда это еще был починок, относящийся к вотчине Вятского Трифонова монастыря. Изначально это был починок «меж Верхнего и Зыкова починков» (меж Верхнева и Зыкова по Есарке, меж Верхнего Зыкова), который в последующем стал именоваться Лысково с середины 19 века. Обращает на себя название селения на плане генерального межевания 1796 года — «починок по/межъ верхняго Зыкова», что стоит понимать, как починок по верхней меже Зыкова с починком в вершине Сургута. Возникновение самого названия деревни Лысково (Лысковы, Лысковский) в Нолинском районе может быть связано с появлением представителей фамилии Лысков (Лысковы проживали в д. Пиковская Кумёнского района, д. Малые Вогульцы Фалёнского района и др.) позднее 18 века, либо связано с родом промысла и лишь в последнюю очередь с прозвищем первопоселенца.
Первое упоминание о починке Лысково (Лыков, Лыковский, Лысковский, Лысков) Кукарского Покровского монастыря на речке Сильдуге относится к средине 17 века — между 1647–1656 гг., но не позднее 1655 года — согласно Писцовой книге. Разделение Лысково на Нижнее и Верхнее связано с частичным переселением крестьянских семей выше по течению ручья, впадавшего в Вятку (рис. 4). Говоря о появлении самого названия деревень, можно предположить, что они были образованны от старославянского лыско — «белое пятно на лбу», «животное с таким пятном», или лыскаться — «улыбаться» [16]. В этом случае можно считать, что этот починок был пустынным (лысым) на берегу реки Вятки, т. к. Нижнее (Старое) Лысково располагалось на берегу недалеко реки. Возможно, что название Лысково (в Нолинском районе) связано с пустырем при речке Сургуте. Также появление название починка Лыковский (Лыков, Лысков) в Советском районе по Писцовой книге 17 века может быть связано с народным промыслом плетения из лыка или его добычи. Не исключено происхождение названия починков от слов местного тюркского, марийского или удмуртского диалектов первопоселенцев.
Литература:
- Старостина В. А. Книга Вятских родов. Электронная версия: https://rodnaya-vyatka.ru/kvr (дата обращения 31.07.2024)
- Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 2. Уржумский уезд. — Вятка: Статистическое отд-ние Вятской губернской земской управы, 1887.
- ЦГАКО Ф. 538. Оп. 22. Д. 48. Ведомости о селениях Вятской губернии на 1802 год. Л. 197об.
- Эммаусский А. В. Исторический очерк Вятского края XVII-XVIII веков. — Киров: Кировское книжное издательство, 1956.
- Бахтин А. Г. Марийские сотни-волости XVI века. Марийский архивный ежегодник. — Йошкар-Ола: науч.-метод. сб., 2019. С. 72–84.
- Самигулов Г. Х. Ясачные люди, иноземцы, ясак и дарообмен — практические размышления о теории. Золотоордынское обозрение. 2018. Т. 6. № 2. С. 342–369.
- Цеглеев Э. А. Структура населения Вятской губернии в первой трети XӀX века. История и археология, 2014. № 9. [Электронный ресурс]
- Пестова-Целищева Л. А. По реке Вятке. Монастыри и церкви. Прошлое и настоящее в работах художников. — Киров, 2017. Ч. 2. 159 с.
- Покровский И. М. К истории казанских монастырей до 1764 года. — Казань: типо-лит. Императорского Ун-та, 1902. 80 с.
- Спицин А. А. Вотчины Вятского Трифонова монастыря. — Вятка: Губернская типография, 1885. 23 с.
- Ермолаев И. П., Мустафина Д. А. Писцовая книга Казанского уезда 1647–1656 годов: Публикация текста. — М.: Институт Российской истории РАН, 2001. 541 с.
- РГАДА Ф. 350. Оп. 1. Д. 140. Книга переписная ясачных крестьян (русские, мари, татары) Алацкой дороги Казанского у.
- РГАДА Ф. 281. Оп. 12. Грамоты Коллегии-экономии 6588/180. Казань 1695 г. апреля 4.
- Сайт Родная Вятка: https://rodnaya-vyatka.ru/ (дата обращения 30.07.2024)
- Айплатов Г. Н. Доимочная книга ясачных марийских селений Алатской дороги Казанского уезда конца XVII века. Марийский археографический вестник, 2001. № 11.
- Кокурина С. П. Энциклопедия Земли Вятской: том 1, книга 2. Сёла. Деревни. — Киров: Кировская областная писательская организация, 2002.
17. Ююкин М. А. Этимологический словарь летописных географических названий северной и восточной Руси. М.: Флинта, 2015. 387 с.