В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культурного потенциала молодежи. Неформальное образование же рассматривается как важный инструмент в достижении этих целей, способствующий комплексному и всестороннему развитию личности. Включение неформальных образовательных программ в молодежную политику образовательных организаций позволяет создать благоприятные условия для формирования у молодежи гибких навыков, критического мышления и социальной ответственности, что является основой для успешного и гармоничного развития общества в будущем.
Введение: Актуальность реализации программ неформального образования в рамках молодежной политики образовательных организаций в России обусловлена многочисленными социально-экономическими, культурными и образовательными факторами, которые требуют пересмотра традиционных подходов к образованию и воспитанию молодежи.Согласно исследованиям Международной организации труда, навыки, полученные в рамках неформального образования, играют ключевую роль в карьерном развитии молодых людей и их успешной интеграции на рынке труда [4].
Исследования показывают, что участие молодежи в программах неформального образования положительно влияет на их социальную адаптацию и развитие гражданской активности. Например, работы Мануэля Кастельса подчеркивают значимость сетевых сообществ и программ неформального обучения в формировании жизненных стратегий молодежи в условиях информационного общества [1].
Однако, несмотря на высокую значимость, в России все еще существуют барьеры для эффективного развития и реализации программ неформального образования. К ним можно отнести недостаточную нормативно-правовую базу, ограниченное финансирование и низкий уровень осведомленности общественности о пользе таких программ [2].
В главе 1 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено положение о том, что образование является непрерывном процессом ка норма жизнедеятельности современного человека (ст. 3, п. 8). В рамках институтов формального образования сам процесс является ограниченным во времени обучения по соответствующей программе, а значит человек не может в полной степени соответствовать принципу непрерывного образования.
«Идея о том, что использование потенциала неформального образования может повышать эффективность формального образования на уровне дополнительного профессионального образования раскрыта в трудах Е. М. Харлановой, М. С. Якушкиной, М. Р. Илакавичус, Л. П. Будай, О. В. Ройтблат, Е. Г. Матвиевской, Г. Г. Горшковой, Н. Н. Суртаевой, А. А. Макарени, Т. Л. Дубровиной. Г. М. Нефёдова, Л. А. Метлякова, М. В. Груздев, А. В. Золотарева, В. А. Горский, И. А. Арбадацкая, Л. П. Владимирова и др. рассматривают вопросы интеграции формального и неформального образования в системе образования в целом. А. В. Золотарева выделяет принципы интеграции формального и неформального образования: дополнительности, личностной детерминации, преемственности и непрерывности, индивидуализации, гуманизации, диверсификации и вариативности образования».
По определению одной из ключевых организаций в РФ по реализации неформального образования в рамках молодежной политики страны — Российского союза молодежи (РСМ):
«Рынок труда предъявляет к работникам широкий спектр требований, содержание которых зачастую выходит за пределы официальных образовательных программ. Система образования не успевает за динамикой таких запросов, в связи с чем встает вопрос о повышении адаптивности образования, усилении акцента на навыки самостоятельного обучения, развитии надпрофессиональных компетенций. Однако арсенал образовательных организаций зачастую не располагает методами развития подобных компетенций исключительно в рамках аудиторной работы. Актуальным инструментом решения данной задачи является неформальное образование».
В современной системе высшего образования в РФ в Университетах страны открываются тренинговые центры в качестве студенческих объединений или даже структурных подразделений ВУЗа и учреждения СПО.
Краткий список университетов и колледжей, в рамках которых есть функционирующие тренинговые центры (Центры неформального образования):
— РНИМУ им. Н. И. Пирогова
— Волгоградский государственный университет
— РЭУ им. Г. В. Плеханова
— Финансовый Университет при правительстве РФ
— Московский энергетический институт
— Казанский федеральный университет
— Московский педагогический государственный университет
— МГТУ им. Н. Э. Баумана
— НИУ «Высшая школа экономики»
— Волгоградский государственный медицинский университет
— Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева
— Сибирский государственный медицинский университет
— Горно-Алтайский государственный университет
— Университет науки и технологий МИСИС
— Дальневосточный федеральный университет
— Университет управления «ТИСБИ»
— Казанский (Приволжский) федеральный университет
— Омский государственный технический университет
— Оренбургский государственный университет
— Российский государственный социальный университет
Университетов и учреждений СПО, которые осуществляют деятельность в сфере неформального образования по развитию надпрофессиональных компетенций обучающихся через функционирования соответствующих организаций, в России существенно больше, чем в приведенном списке, что подтверждает актуальность развития института реализации неформального образования в РФ.
Литература:
- Кастельс, Мануэль. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Том 1. Восхождение сетевого общества. 2-е изд. Оксфорд: Blackwell, 2000.
- Зубова, Е.В., Романова, Т. В. Анализ барьеров в развитии программ неформального образования в России. Вестник современной науки, 2019, № 7, стр. 56–67.
- Министерство образования и науки Российской Федерации. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы. [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201707280001
- Международная организация труда (МОТ). Обзор по вопросам молодежи и рынка труда. 2021.
- Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. — 2019. — 8. — C. 65–89.
- Савина Н. В. Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 4. С. 82–90.