Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (531) август 2024 г.

Дата публикации: 12.08.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Рубаков, А. В. Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации / А. В. Рубаков, Я. С. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 147-148. — URL: https://moluch.ru/archive/531/117070/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культурного потенциала молодежи. Неформальное образование же рассматривается как важный инструмент в достижении этих целей, способствующий комплексному и всестороннему развитию личности. Включение неформальных образовательных программ в молодежную политику образовательных организаций позволяет создать благоприятные условия для формирования у молодежи гибких навыков, критического мышления и социальной ответственности, что является основой для успешного и гармоничного развития общества в будущем.

Введение: Актуальность реализации программ неформального образования в рамках молодежной политики образовательных организаций в России обусловлена многочисленными социально-экономическими, культурными и образовательными факторами, которые требуют пересмотра традиционных подходов к образованию и воспитанию молодежи.Согласно исследованиям Международной организации труда, навыки, полученные в рамках неформального образования, играют ключевую роль в карьерном развитии молодых людей и их успешной интеграции на рынке труда [4].

Исследования показывают, что участие молодежи в программах неформального образования положительно влияет на их социальную адаптацию и развитие гражданской активности. Например, работы Мануэля Кастельса подчеркивают значимость сетевых сообществ и программ неформального обучения в формировании жизненных стратегий молодежи в условиях информационного общества [1].

Однако, несмотря на высокую значимость, в России все еще существуют барьеры для эффективного развития и реализации программ неформального образования. К ним можно отнести недостаточную нормативно-правовую базу, ограниченное финансирование и низкий уровень осведомленности общественности о пользе таких программ [2].

В главе 1 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено положение о том, что образование является непрерывном процессом ка норма жизнедеятельности современного человека (ст. 3, п. 8). В рамках институтов формального образования сам процесс является ограниченным во времени обучения по соответствующей программе, а значит человек не может в полной степени соответствовать принципу непрерывного образования.

«Идея о том, что использование потенциала неформального образования может повышать эффективность формального образования на уровне дополнительного профессионального образования раскрыта в трудах Е. М. Харлановой, М. С. Якушкиной, М. Р. Илакавичус, Л. П. Будай, О. В. Ройтблат, Е. Г. Матвиевской, Г. Г. Горшковой, Н. Н. Суртаевой, А. А. Макарени, Т. Л. Дубровиной. Г. М. Нефёдова, Л. А. Метлякова, М. В. Груздев, А. В. Золотарева, В. А. Горский, И. А. Арбадацкая, Л. П. Владимирова и др. рассматривают вопросы интеграции формального и неформального образования в системе образования в целом. А. В. Золотарева выделяет принципы интеграции формального и неформального образования: дополнительности, личностной детерминации, преемственности и непрерывности, индивидуализации, гуманизации, диверсификации и вариативности образования».

По определению одной из ключевых организаций в РФ по реализации неформального образования в рамках молодежной политики страны — Российского союза молодежи (РСМ):

«Рынок труда предъявляет к работникам широкий спектр требований, содержание которых зачастую выходит за пределы официальных образовательных программ. Система образования не успевает за динамикой таких запросов, в связи с чем встает вопрос о повышении адаптивности образования, усилении акцента на навыки самостоятельного обучения, развитии надпрофессиональных компетенций. Однако арсенал образовательных организаций зачастую не располагает методами развития подобных компетенций исключительно в рамках аудиторной работы. Актуальным инструментом решения данной задачи является неформальное образование».

В современной системе высшего образования в РФ в Университетах страны открываются тренинговые центры в качестве студенческих объединений или даже структурных подразделений ВУЗа и учреждения СПО.

Краткий список университетов и колледжей, в рамках которых есть функционирующие тренинговые центры (Центры неформального образования):

— РНИМУ им. Н. И. Пирогова

— Волгоградский государственный университет

— РЭУ им. Г. В. Плеханова

— Финансовый Университет при правительстве РФ

— Московский энергетический институт

— Казанский федеральный университет

— Московский педагогический государственный университет

— МГТУ им. Н. Э. Баумана

— НИУ «Высшая школа экономики»

— Волгоградский государственный медицинский университет

— Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева

— Сибирский государственный медицинский университет

— Горно-Алтайский государственный университет

— Университет науки и технологий МИСИС

— Дальневосточный федеральный университет

— Университет управления «ТИСБИ»

— Казанский (Приволжский) федеральный университет

— Омский государственный технический университет

— Оренбургский государственный университет

— Российский государственный социальный университет

Университетов и учреждений СПО, которые осуществляют деятельность в сфере неформального образования по развитию надпрофессиональных компетенций обучающихся через функционирования соответствующих организаций, в России существенно больше, чем в приведенном списке, что подтверждает актуальность развития института реализации неформального образования в РФ.

Литература:

  1. Кастельс, Мануэль. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Том 1. Восхождение сетевого общества. 2-е изд. Оксфорд: Blackwell, 2000.
  2. Зубова, Е.В., Романова, Т. В. Анализ барьеров в развитии программ неформального образования в России. Вестник современной науки, 2019, № 7, стр. 56–67.
  3. Министерство образования и науки Российской Федерации. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы. [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201707280001
  4. Международная организация труда (МОТ). Обзор по вопросам молодежи и рынка труда. 2021.
  5. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. — 2019. — 8. — C. 65–89.
  6. Савина Н. В. Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 4. С. 82–90.
Основные термины (генерируются автоматически): неформальное образование, Россия, РФ, молодежная политика, программа, рамка, Российская Федерация, рынок труда, система образования, формальное образование.


Похожие статьи

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...

О работе муниципальной инновационной площадки «Организация системы внеурочной деятельности обучающихся»

Важнейшей задачей, которую поставили перед современной российской школой Президентская инициатива «Наша новая школа» и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО и ФГОС ООО), является создание для обучающихся оптимальных условий п...

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...

Роль микрокурса в развитии компетенции у студентов педагогических вузов в условиях информационной среды

В статье рассматриваются основные характеристики микрокурса. Автор считает, что развитие навыков у студентов педагогических вузов в сфере микрокурса может стать новым способом развития компетенции преподавания и использования информационных технологи...

Образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучной направленности

Современные тенденции развития высшего профессионального образования требуют нового подхода к организации учебного процесса, с целью развития и формирования профессиональных компетенций обучающихся. Автор предлагает к использованию современные образо...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Организация самостоятельной работы студентов в колледже

Среднее профессиональное образование в современных социально-экономических условиях играет важную роль в подготовке будущих правоохранителей, позволяющей удовлетворить потребности личности в опережающем получении образования, дающего возможность своб...

Актуальные вопросы молодежного предпринимательства в России

Активизация молодежного предпринимательства является одной из приоритетных задач экономической политики страны. С помощью данного сегмента предприятий имеется возможность развития инновационной активности в стране, которая необходима для повышения ур...

Похожие статьи

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...

О работе муниципальной инновационной площадки «Организация системы внеурочной деятельности обучающихся»

Важнейшей задачей, которую поставили перед современной российской школой Президентская инициатива «Наша новая школа» и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО и ФГОС ООО), является создание для обучающихся оптимальных условий п...

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...

Роль микрокурса в развитии компетенции у студентов педагогических вузов в условиях информационной среды

В статье рассматриваются основные характеристики микрокурса. Автор считает, что развитие навыков у студентов педагогических вузов в сфере микрокурса может стать новым способом развития компетенции преподавания и использования информационных технологи...

Образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучной направленности

Современные тенденции развития высшего профессионального образования требуют нового подхода к организации учебного процесса, с целью развития и формирования профессиональных компетенций обучающихся. Автор предлагает к использованию современные образо...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Организация самостоятельной работы студентов в колледже

Среднее профессиональное образование в современных социально-экономических условиях играет важную роль в подготовке будущих правоохранителей, позволяющей удовлетворить потребности личности в опережающем получении образования, дающего возможность своб...

Актуальные вопросы молодежного предпринимательства в России

Активизация молодежного предпринимательства является одной из приоритетных задач экономической политики страны. С помощью данного сегмента предприятий имеется возможность развития инновационной активности в стране, которая необходима для повышения ур...

Задать вопрос