В статье рассматриваются внутренние и внешние факторы развития Барнаульской агломерации. Проводится SWOT-анализ и выявляются основные тренды и тенденции развития агломераций Западной Сибири.
Ключевые слова: форсайт-метод, тренды, агломерации, субурбии
Уход от комплексного проектирования территорий, разработки документов стратегического планирования в масштабе субъекта РФ, страны, отсутствие единой системы расселения ведет к автономности отдельных поселений, неравномерности развития территорий, атомизации и кластеризации общества. Определение приоритетных направлений развития того или иного городского или муниципального образования осуществляется в рамках разработки генеральных планов. При этом в недостаточной степени учитывается контекст, равномерность развития территории субъекта в целом. Для рассматриваемого в работе Алтайского края нет актуальной Схемы территориального планирования — такая схема сформирована только для Барнаульской агломерации. Несмотря на это её функционирование нужно рассматривать в масштабе края, округа и страны. Отдельные схемы территориального планирования разработаны для некоторых муниципальных образований — Троицкий, Первомайский районы. В комплексе территория Алтайского края и прилегающих субъектов не рассматривается. Дается оценка на уровне документов стратегий социально-экономического, пространственного развития и других. Однако наиболее важным остается градостроительное планирование, которое подводит итог анализа социальных, экономических, природно-климатических и других факторов, итоги выражаются в схемах территориального планирования, которые обязательны для органов государственной власти, согласно Градостроительному кодексу РФ статье 9, при принятии и реализации решений, касающихся вопросов территориального планирования. Схемы территориального планирования как для одного, так и для двух и более субъектов. В рамках исследования Барнаульская агломерация рассматривается в том числе как часть большой системы расселения страны.
Для прогнозирования динамики и вектора развития Барнаульской агломерации используется форсайт-метод — метод целевого прогнозирования. Особенностью форсайта является создание желаемого прогноза, наиболее оптимистичного варианта развития событий. В результате формируется вариант будущего развития территории, реализация которого обеспечивает достижение поставленных целей. При этом форсайт-метод учитывает положительные и отрицательные факторы, исходит из сильных, слабых сторон, как и SWOT-анализ, учитывает угрозы и возможности. При использовании форсайта, как метода прогнозирования, были определены ведущие факторы, оказывающие влияние на развитие Барнаульской агломерации. Ниже представлены матрицы приоритетных внешних и внутренних факторов градостроительного развития Барнаульской агломерации. Проектирование на основе прогрессивных мировых трендов и идей не должно быть оторвано от места, поэтому выбор факторов основан и на географических особенностях, идентичности территории. В данном исследовании разделим факторы, определяющие вектор развития на внешние и внутренние, дадим им оценку.
Таблица 1
Социальные и экономические факторы и тренды
Внешние факторы и мировые тренды |
|||||
Фактор |
Характер развития |
Горизонт |
Начало тренда |
Характер фактора (ограничивающий развитие/способствующий развитию) |
|
Геополитические |
«Поворот на восток». Поворот на Восток характеризуется укреплением взаимоотношений с Китаем и другими странами Азии. «В настоящее время контакты с Китаем, если (вдруг) не являются первоочередным приоритетом в повестке конкретной страны, то как минимум являются реальностью ее «повседневной» международной экономической и политической деятельности» [6] |
Положительный (возрастает) |
2040+ |
2007 |
Способствующий развитию |
Внешняя изоляция. С периода начала войны на Донбассе против РФ вводятся санкционные меры, которые с 2022 года усилились. Санкции ввели большинство стран, в том числе страны ЕС, Северной Америки, Австралии, в меньшей степени страны Африки и Латинской Америки |
Положительный (возрастает) |
2030–2040 годы |
2014 |
Ограничивающий развитие |
|
Научно-технические |
Автоматизация/механизация процессов. Часть ручного труда заменяется машинным, что позволяет сокращать время работы |
Положительный |
2050+ |
1970-е |
Способствующий развитию/ Ограничивающий развитие |
Цифровизация «Цифровые технологии кардинально и практически повсеместно вторглись в жизнь, преобразовывая экономику, общественные отношения и меняя образ жизни и привычки людей» [5] |
Положительный (возрастает) |
2050+ |
2000-е |
Способствующий развитию |
|
Упрощение логистики и пассажироперевозок |
Положительный (возрастает) |
2050+ |
2000-е |
Способствующий развитию |
|
Социальные |
Эпоха «Джокеров». «Джокеры — маловероятные события, происходящих внезапно и имеющих серьезные последствия» [4]. Джокеры — точки бифуркации, в которых происходят коренные изменения. «В исторической интерпретации это соответствует возрастанию роли отдельных личностей, появлению возможности влиять на ход исторических процессов с помощью малых воздействий». [1]. Количество джокеров в последние 20–30 лет увеличивается, увеличивается непредсказуемость и неопределенность. |
Положительный (возрастает) |
2030-е |
1990-е |
Способствующий развитию/ Ограничивающий развитие |
Перемещение мировых центров/периферий. В точки бифуркации совершаются исторические переломы |
Положительный (возрастает) |
2030–2040 |
1990–2000 |
Способствующий развитию/ Ограничивающий развитие |
|
Тенденция к ускорению |
Положительный (возрастает) |
2050+ |
2010 |
Способствующий развитию/ Ограничивающий развитие |
|
Клиповое мышление |
Положительный (возрастает) |
2030-е (до смены парадигмы в мышлении) |
2010 |
Ограничивающий развитие |
|
Во главе — не человек, а тренды |
Положительный (возрастает) |
2030-е |
2015 |
Ограничивающий развитие |
|
Тенденция к расщеплению общества на группы и группы меньшинства (по разным признакам) |
Положительный (возрастает) |
2030–2040 |
2010 |
Способствующий развитию/ Ограничивающий развитие |
|
Экономические |
Деградация и смерть капиталистической системы. В настоящий момент очевидны деградация и конец капиталистической системы, ожидается реформационный или революционный переход к следующей исторической формации |
Положительный (возрастает) |
2050+ |
2015 |
Способствующий развитию |
Так или иначе вышеперечисленные факторы влияют на градостроительную политику страны, на их основе формируются тренды в управлении и проектировании городов.
Тренды в масштабе агломераций, субурбий и городов. В настоящий момент можно наблюдать общероссийские тенденции к расползанию городов (sprawling cities), тенденцию к сокращению производственного сектора (изнашивание старого производственного сектора, новые ВПК не занимают значительной площади, не предоставляют значительное количество рабочих мест), увеличению общественно-деловой застройки в функциональном балансе города, сокращение значения автомобильного и железнодорожного транспорта за счет авиаперевозок, следовательно, меньший износ дорожной инфраструктуры. При этом количество личного транспорта растет, для РФ характерен износ улично-дорожной сети в масштабе города — за счет нерационального расположения мест приложения труда и жилья. В последнее время общероссийской тенденцией является сокращение безработицы. Увеличивается число самозанятых и индивидуальных предпринимателей. Несмотря на увеличение площади (расползание) городов, в среднем, численность населения, а соответственно и плотность сокращаются.
Особенный интерес вызывают так называемые джокеры — поворотные точки в истории, маловероятные события, но имеющие наибольшее влияние на агломерацию, город или страну. Примером служит Великая депрессия или распад Советского Союза. При прогнозировании данные точки бифуркации необходимо учитывать.
Тренды в масштабе городской среды . Отказ от контекстуального проектирования, точечная застройка. «Клинтоориентированность» — «любой каприз за ваши деньги» — качество среды зависит от статуса и дохода жителя. В массовой застройке — типовые проекты, ориентация на многоэтажное многоквартирное жилье, преимущество одной группы над другой (автомобилистов над пешеходами) и т. д.
Таблица 2
Внутренние факторы и тренды
Внутренние факторы и тренды |
|||||
Фактор |
Характер развития |
Горизонт |
Начало тренда |
Характер фактора (ограничивающий развитие/способствующий развитию) |
|
Экономические |
Уменьшение мест приложения труда, как следствие — рост безработицы |
возрастает |
2040 |
1990 |
ограничивающий развитие |
Дотационный регион с низким уровнем бюджета и низкими доходами жителей, низкой покупательной способностью |
возрастает |
2030 |
1987 |
ограничивающий развитие |
|
Рост конкурентоспособности прилегающих регионов (Новосибирск, Томск, Кузбасс) |
возрастает |
2050 |
2020 |
ограничивающий развитие/способствующий развитию |
|
Социальные |
Ухудшение демографических показателей — снижение рождаемости, высокая смертность. В сравнении с другими сибирскими регионами — низкий приток мигрантов. Отток населения в более перспективные регионы |
возрастает |
2030 |
2010 |
ограничивающий развитие |
Низкое качество жизни — определяется нездоровой средой, отстающим здравоохранением, невысоким уровнем образования |
возрастает |
2015 |
ограничивающий развитие |
||
Упадок промышленности, низкая инновационная активность предприятий |
возрастает |
2050 |
1990 |
ограничивающий развитие |
|
Экологические |
Низкий уровень переработки отходов |
возрастает |
всегда |
всегда |
ограничивающий развитие |
Недостаточное использование природных ресурсов в рекреационных целях |
возрастает |
2030 |
2000 |
ограничивающий развитие |
|
Негативное влияние от перегруженной улично-дорожной сети — массовое использование личных автомобилей |
возрастает |
2040 |
2000 |
ограничивающий развитие |
|
Как результат анализа факторов представим SWOT-анализ градостроительного развития Барнаульской агломерации. SWOT-анализ — распространенный инструмент анализа, позволяющий оценить существующее состояние предмета исследования, найти его точки роста. «SWOT часто используется как часть процесса стратегического планирования. SWOT-анализ дает указания организациям идентифицировать положительные и отрицательные аспекты (SW) и вне его, во внешней среде (OT)» [2]. Далее будут рассмотрены сильные, слабые стороны Барнаульской агломерации, выявлены ее возможности и угрозы.
Сильные стороны . Сильными сторонами Барнаульской агломерации, как не парадоксально, остаются географическое и геополитическое положения Барнаула и Алтая в целом. Граница с Казахстаном, транзитное положение агломерации, железнодорожные, автомобильные, авиасообщения с регионами Сибири, положение Сибири как «окна» в Дальний Восток позволяет развивать регион в направлениях туризма, сельскохозяйственной отрасли.
Широко развита в Барнаульской агломерации легкая промышленность и пищевая отрасль. Регион «обеспечивает сам себя» продуктами питания, а Алтайский сыр, мёд, молочная продукция высоко ценятся другими регионами.
Приречное положение Барнаула позволяет часть года использовать Обь как транспортную и туристическую активность.
Слабые стороны . «Оторванность» от других регионов Западной Сибири. Барнаул расположен южнее основных промышленных и наукоёмких центров Сибири. Несмотря на транзитные меридиональные сообщения с Казахстаном и другими регионами, Барнаул не включен в общую транспортную сеть, где осью является Транссибирская магистраль.
Низкий, в сравнении с другими регионами, уровень образования и деградирующее производство. Ведущие вузы края выпускают специалистов недостаточно квалифицированных, кроме того, для них нет мест приложения труда.
Отрицательной стороной является деградация среды обитания как в городе-ядре, так и во включенных в агломерационную сеть населенных пунктах.
Сосредоточение сервиса, основных производств, мест приложения труда в городе-ядре Барнауле, что влечет за собой маятниковую миграцию, изношенность транспортной инфраструктуры, отмирание активности на местах в населенных пунктах.
Угрозы. Экстраполяция существующих тенденций — угроза для Барнаульской агломерации. Своего рода изоляция от других регионов Западной Сибири не позволит агломерации развиваться, отсутствие необходимых транспортных связей не сформируют экономические связи.
Тенденция к сокращению численности населения, безработицы будет увеличиваться, за счет чего появится вероятность опустения части городских районов, появление гетто, дальнейшую стагнацию жилого фонда и транспортную неразвитость.
Опора на существующий рынок услуг приведет к полной зависимости Барнаульской агломерации от внешних факторов. Спрос на экспортируемые Барнаулом товары будет определять состояние Барнаульской агломерации.
Возможности. Возможности и перспективы развития, с учетом мировых трендов, у Барнаульской агломерации позитивные. Использование географического положения БА, расширение транспортных связей, формирование нового логистического узла позволит развиваться Барнаульской агломерации не только как транзитный зависимый от внешних факторов регион, но и как самостоятельный элемент в системе расселения.
Барнаульская агломерация имеет оставшуюся после ВОВ промышленную базу, которой, несомненно, нужен редевелопмент. С учетом реконструкции промышленных предприятий, восстановления аварийного жилого фонда, формирования качественной городской среды, формирование новых рабочих мест позволит не только удержать трудоспособную категорию людей в Барнаульской агломерации, но и дать вектор для ее развития.
Существующие ведущие вузы — АлтГТУ, АГУ — могут стать основой для новых наукоемких производств. Рекреационные возможности Алтайского края позволят развивать туристическую отрасль.
С планировочной точки существует необходимость в пересмотре городских территорий, существующего функционального зонирования, инженерной и транспортной инфраструктуры. В функциональном балансе города возможно увеличение доли производственных зон, зон коммунальной и транспортной инфраструктуры, зон общественно-деловой и смешанной застройки. Возможно формирование типового качественного социального жилья, реновация аварийных зданий, реконструкция исторического центра. Формирование большой доли зоны застройки малоэтажными и среднеэтажными домами, восстановление зоны застройки индивидуальными жилыми домами.
Улучшение транспортной связности и транзитности за счет перераспределения потоков, увеличение доли общественного транспорта — Сингапурская модель — 20/80 [3]. Увеличение транспортной доступности между населенными пунктами и создание новых экономических коридоров между Барнаульской агломерацией и другими регионами, в том числе зарубежными.
Литература:
- Личность в истории: эволюция взглядов / [Электронный ресурс] //: [сайт]. — URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/129557/ (дата обращения: 08.08.2024).
- Бачинский, А. Г., Дмитриев, Н. А., Авласевич, Д. В., Кириллов, А. А. Технология swot-анализа [Текст] / А. Г. Бачинский, Н. А. Дмитриев, Д. В. Авласевич, А. А. Кириллов // Форум молодых ученых. — 2020. — №. — С. 67–78.
- Секрет устойчивого развития транспортной системы Сингапура / [Электронный ресурс] //: [сайт]. — URL: https://anhor.uz/vzglyad-iznutri/singapore/?ysclid=lzln9m85ai728769661 (дата обращения: 01.08.2024).
- Мировые тренды, или Как быть уверенным в своём «завтра» / [Электронный ресурс] //: [сайт]. — URL: https://vigorconsult.ru/resources/mirovyie-trendyi-ili-kak-byit-uverennyim-v-svoyom-zavtra (дата обращения: 08.08.2024).
- Шуйский, В. П. Цифровизация экономики России: достижения и перспективы [Текст] / В. П. Шуйский // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2020. — №. — С. 158–169.
- Раффаэлло, Л.Ч Историческая перспектива «Поворота на восток»: почему Россия в XXI веке стала восточной державой: статья [Электронный ресурс]/ Л. Ч. Раффаэлло. //: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-perspektiva-povorota-na-vostok-pochemu-rossiya-v-xxi-veke-stala-vostochnoy-derzhavoy?ysclid=lzlm4b12zx901801030