Обучение поисковому чтению на уроке английского языка в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 21.08.2024

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Ахраменко, Е. В. Обучение поисковому чтению на уроке английского языка в средней школе / Е. В. Ахраменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — С. 81-82. — URL: https://moluch.ru/archive/532/116995/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется поисковому виду чтения, а также этапам работы с текстом для чтения на уроке английского языка. Приводятся примеры упражнений в обучении поисковому чтению.

Ключевые слова: чтение, рецепция, репродуктивная деятельность, коммуникативная задача, виды чтения, интерпретация.

Обучение чтению — одна из важнейших задач средней школы, поскольку чтение предполагает расширение словарного запаса учащихся, обеспечивает запоминание языкового материала, является базой для обучения говорению.

Чтение — рецептивный вид речевой деятельности, поскольку связан с восприятием (рецепцией) речевых сообщений. Чтение представляет собой сложную речевую деятельность, которая состоит из двух сторон — технической (восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями) и смысловой (установление смысловых связей между языковыми единицами). Опытный читатель воспринимает не отдельные буквы, а целые слова и даже короткие предложения (З. И. Клычникова) [1, C. 123].

Чтение — активная, конструктивная и интерактивная мыслительная деятельность, т. к. в процессе чтения наш мозг воспринимает и хранит не механическое отражение текста в виде последовательности воспринимаемых букв, а смысловое целое, которое мы конструируем (В. М. Филатов, В. П. Белогрудова) [2, C. 239]. И. Л. Колесникова и О. А. Долгина определяют чтение как речевое умение, которое представляет собой «сложное интегрированное образование, одной из важнейших характеристик которого является многоуровневое строение (иерархичность). Умение включает в себя автоматизм и опирается на знания и предшествующий опыт» [2, C. 240].

Обучение чтению в средней школе организуется на основе следующих принципов (С. К. Фоломкина) [1, C. 125]:

  1. Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой деятельности;
  2. В процессе чтения учащиеся овладевают языковым материалом;
  3. Обучение чтению должно опираться на опыт чтения на родном языке;
  4. Чтение — познавательный процесс;
  5. Процесс чтения подразумевает не только рецепцию, но и репродуктивную деятельность учащихся;
  6. Владение чтением требует высокой автоматизации операций, обеспечивающих ее процессуальную сторону.

В методической литературе выделяют следующие виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.

Рассмотрим цели каждого вида чтения.

Цель изучающего вида чтения — точное и полное понимание всей информации и критическое ее осмысление.

Цель ознакомительного чтения — извлечение основной информации из текста.

Цель просмотрового чтения — получение общего представления о теме сообщения.

Цель поискового чтения — извлечение из текста заданной информации (фактов, цифровых показателей и т. д.).

Работа над текстом включает следующие этапы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

Цель предтекстового этапа — создание интереса и мотивации к работе с текстом.

Текстовый этап направлен на решение коммуникативной задачи, сформулированной на предтекстовом этапе.

Цель послетекстового этапа — контроль понимания прочитанного текста, интерпретация полученной информации.

Рассмотрим подробнее методику работы с поисковым видом чтения на уроке английского языка. Приведем примерный перечень упражнений на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах [3, C. 114; 4, C. 94–147].

Предтекстовый этап:

— опираясь на термины, отражающие искомую информацию, найдите нужную вам информацию в тексте;

— определите место резюме в начале (конце) статьи с заглавием (без заглавия);

— установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;

— найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней;

— найдите в конце каждого раздела (параграфа) указания на проблематику следующего;

— опираясь на соответствующие термины и средства межфразовой связи, найдите авторские выводы по интересующему вопросу;

— найдите в первом (первых) абзацах каждого раздела (главы, параграфа) формулировку рассматриваемой проблемы.

Текстовый этап:

— прочтите первое предложение (первый абзац), определите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте;

— просмотрите текст, найдите его фрагмент, который представляет для вас особый интерес, и объясните, почему;

— просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;

— укажите в тексте абзацы, в которых содержатся данные о …;

— найдите в статье определение (вывод, термин, обозначающий …) и зачитайте вслух.

— скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;

— прочтите последнее предложение (абзац) и предположите, какое содержание могло предшествовать данному выводу;

— найдите в тексте факты, упомянутые в аннотации;

— найдите в тексте факты, которые дают основание сделать выводы, составить тезисы;

— найдите и отметьте в тексте места, относящиеся к ….

Послетекстовый этап:

— зачитайте вслух из текста факты, которые относятся к теме …;

— подчеркните в тексте определение (формулировку проблемы; термин, обозначающий …);

— назовите заглавие текста, в котором вы нашли интересующую вас информацию;

— укажите страницы книги (журнала), на которых рассматривается проблема о …;

— выпишите из текста факты, которые могли бы служить иллюстрацией к тезису ….

— перечислите основные факты /события;

— сравните два текста на аналогичную тему;

— составьте аннотацию, дайте оценку;

— напишите рецензию.

Таким образом, обучение чтению учащихся средней школы, в частности поисковому чтению, способствует формированию коммуникативных умений учащихся, а также формирует критическое отношение к прочитанному.

Литература:

  1. Методика преподавания иностранных языков: общий курс / А. Н. Шамов. — М., 2008. — 253 с.
  2. Вронская И. В. Методика раннего обучения английскому языку. — Санкт-Петербург., 2015. — 336 с.
  3. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Т. П. Леонтьева. — Мн., 2015. — 239 с.
  4. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / Е. А. Маслыко и др. — Мн., 1996. — 522 с.
  5. Ахраменко, Е. В. Обучение чтению на уроке английского языка в средней школе / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 295–297. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95838/
  6. Ахраменко, Е. В. Обучение изучающему чтению на уроке иностранного языка в средней школе / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 73–74. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107330/
Основные термины (генерируются автоматически): текст, чтение, вид чтения, обучение, процесс чтения, речевая деятельность, английский язык, коммуникативная задача, особое внимание, поисковое чтение.


Похожие статьи

Обучение чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется видам чтения, а также этапам работы с текстом для чтения на уроке английского языка. Приводятся примеры упражнений в обучении различным видам чтения.

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Снятие трудностей в обучении иноязычному чтению младших школьников

Статья освещает вопросы организации и методики обучения иноязычному чтению. Задачей данной статьи является выявление эффективных форм работы в этом направлении при существующих условиях.

Контроль понимания при чтении текста на иностранном языке

В статье рассматривается проблема контроля понимания при чтении текста на иностранном языке. Выделены основные принципы обучения чтению. Приведен комплекс упражнений для проверки понимания текста.

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности

В статье рассматривается понятие аудирования, взаимосвязь с другими видами речевой деятельности, виды и этапы аудирования, а также приводятся примерные упражнения для развития и совершенствования этого навыка.

Использование игр при обучении иноязычному общению

В статье рассматривается игровая методика в обучении иноязычному общению. Предлагаются игры для обучения общению на уроке английского языка.

Веб-квест как способ повышения мотивации учащихся к поисково-исследовательской деятельности на уроках английского языка и истории

Статья описывает особенности применения веб-квестов на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к исследовательской деятельности.

Игровые упражнения для обучения общению на уроке английского языка

В статье рассматривается игра как способ обучения иноязычному общению. Описаны функции игры. Приводятся примеры игровых заданий на уроке английского языка.

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Похожие статьи

Обучение чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется видам чтения, а также этапам работы с текстом для чтения на уроке английского языка. Приводятся примеры упражнений в обучении различным видам чтения.

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Снятие трудностей в обучении иноязычному чтению младших школьников

Статья освещает вопросы организации и методики обучения иноязычному чтению. Задачей данной статьи является выявление эффективных форм работы в этом направлении при существующих условиях.

Контроль понимания при чтении текста на иностранном языке

В статье рассматривается проблема контроля понимания при чтении текста на иностранном языке. Выделены основные принципы обучения чтению. Приведен комплекс упражнений для проверки понимания текста.

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности

В статье рассматривается понятие аудирования, взаимосвязь с другими видами речевой деятельности, виды и этапы аудирования, а также приводятся примерные упражнения для развития и совершенствования этого навыка.

Использование игр при обучении иноязычному общению

В статье рассматривается игровая методика в обучении иноязычному общению. Предлагаются игры для обучения общению на уроке английского языка.

Веб-квест как способ повышения мотивации учащихся к поисково-исследовательской деятельности на уроках английского языка и истории

Статья описывает особенности применения веб-квестов на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к исследовательской деятельности.

Игровые упражнения для обучения общению на уроке английского языка

В статье рассматривается игра как способ обучения иноязычному общению. Описаны функции игры. Приводятся примеры игровых заданий на уроке английского языка.

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Задать вопрос