В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется поисковому виду чтения, а также этапам работы с текстом для чтения на уроке английского языка. Приводятся примеры упражнений в обучении поисковому чтению.
Ключевые слова: чтение, рецепция, репродуктивная деятельность, коммуникативная задача, виды чтения, интерпретация.
Обучение чтению — одна из важнейших задач средней школы, поскольку чтение предполагает расширение словарного запаса учащихся, обеспечивает запоминание языкового материала, является базой для обучения говорению.
Чтение — рецептивный вид речевой деятельности, поскольку связан с восприятием (рецепцией) речевых сообщений. Чтение представляет собой сложную речевую деятельность, которая состоит из двух сторон — технической (восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями) и смысловой (установление смысловых связей между языковыми единицами). Опытный читатель воспринимает не отдельные буквы, а целые слова и даже короткие предложения (З. И. Клычникова) [1, C. 123].
Чтение — активная, конструктивная и интерактивная мыслительная деятельность, т. к. в процессе чтения наш мозг воспринимает и хранит не механическое отражение текста в виде последовательности воспринимаемых букв, а смысловое целое, которое мы конструируем (В. М. Филатов, В. П. Белогрудова) [2, C. 239]. И. Л. Колесникова и О. А. Долгина определяют чтение как речевое умение, которое представляет собой «сложное интегрированное образование, одной из важнейших характеристик которого является многоуровневое строение (иерархичность). Умение включает в себя автоматизм и опирается на знания и предшествующий опыт» [2, C. 240].
Обучение чтению в средней школе организуется на основе следующих принципов (С. К. Фоломкина) [1, C. 125]:
- Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой деятельности;
- В процессе чтения учащиеся овладевают языковым материалом;
- Обучение чтению должно опираться на опыт чтения на родном языке;
- Чтение — познавательный процесс;
- Процесс чтения подразумевает не только рецепцию, но и репродуктивную деятельность учащихся;
- Владение чтением требует высокой автоматизации операций, обеспечивающих ее процессуальную сторону.
В методической литературе выделяют следующие виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.
Рассмотрим цели каждого вида чтения.
Цель изучающего вида чтения — точное и полное понимание всей информации и критическое ее осмысление.
Цель ознакомительного чтения — извлечение основной информации из текста.
Цель просмотрового чтения — получение общего представления о теме сообщения.
Цель поискового чтения — извлечение из текста заданной информации (фактов, цифровых показателей и т. д.).
Работа над текстом включает следующие этапы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
Цель предтекстового этапа — создание интереса и мотивации к работе с текстом.
Текстовый этап направлен на решение коммуникативной задачи, сформулированной на предтекстовом этапе.
Цель послетекстового этапа — контроль понимания прочитанного текста, интерпретация полученной информации.
Рассмотрим подробнее методику работы с поисковым видом чтения на уроке английского языка. Приведем примерный перечень упражнений на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах [3, C. 114; 4, C. 94–147].
Предтекстовый этап:
— опираясь на термины, отражающие искомую информацию, найдите нужную вам информацию в тексте;
— определите место резюме в начале (конце) статьи с заглавием (без заглавия);
— установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;
— найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней;
— найдите в конце каждого раздела (параграфа) указания на проблематику следующего;
— опираясь на соответствующие термины и средства межфразовой связи, найдите авторские выводы по интересующему вопросу;
— найдите в первом (первых) абзацах каждого раздела (главы, параграфа) формулировку рассматриваемой проблемы.
Текстовый этап:
— прочтите первое предложение (первый абзац), определите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте;
— просмотрите текст, найдите его фрагмент, который представляет для вас особый интерес, и объясните, почему;
— просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;
— укажите в тексте абзацы, в которых содержатся данные о …;
— найдите в статье определение (вывод, термин, обозначающий …) и зачитайте вслух.
— скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;
— прочтите последнее предложение (абзац) и предположите, какое содержание могло предшествовать данному выводу;
— найдите в тексте факты, упомянутые в аннотации;
— найдите в тексте факты, которые дают основание сделать выводы, составить тезисы;
— найдите и отметьте в тексте места, относящиеся к ….
Послетекстовый этап:
— зачитайте вслух из текста факты, которые относятся к теме …;
— подчеркните в тексте определение (формулировку проблемы; термин, обозначающий …);
— назовите заглавие текста, в котором вы нашли интересующую вас информацию;
— укажите страницы книги (журнала), на которых рассматривается проблема о …;
— выпишите из текста факты, которые могли бы служить иллюстрацией к тезису ….
— перечислите основные факты /события;
— сравните два текста на аналогичную тему;
— составьте аннотацию, дайте оценку;
— напишите рецензию.
Таким образом, обучение чтению учащихся средней школы, в частности поисковому чтению, способствует формированию коммуникативных умений учащихся, а также формирует критическое отношение к прочитанному.
Литература:
- Методика преподавания иностранных языков: общий курс / А. Н. Шамов. — М., 2008. — 253 с.
- Вронская И. В. Методика раннего обучения английскому языку. — Санкт-Петербург., 2015. — 336 с.
- Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Т. П. Леонтьева. — Мн., 2015. — 239 с.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / Е. А. Маслыко и др. — Мн., 1996. — 522 с.
- Ахраменко, Е. В. Обучение чтению на уроке английского языка в средней школе / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 295–297. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95838/
- Ахраменко, Е. В. Обучение изучающему чтению на уроке иностранного языка в средней школе / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 73–74. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107330/