Ни для кого не секрет, что, работая над индивидуальными проектами в 9–10 классах, учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями: не умением правильно поставить цель, сформулировать задачи, выстроить четкий ход своей работы, которая в итоге носит реферативный характер. Будущие выпускники боятся выбирать исследовательские проекты, останавливаясь в основном на информационных. У учащихся нет системных навыков исследовательской и проектной деятельности.
Именно поэтому, формирование данных умений, необходимо начинать с начальной школы, так как именно в этот период закладываются многие качества личности, от которых зависит значимость и успешность ребенка в жизни.
По мнению Л. В. Занкова: «Каждое задание должно побуждать к мыслительным действиям, побуждать наблюдать, сравнивать, выяснять закономерности, делать выводы; включать самостоятельность и творчество, позволяющие проводить коллективное и индивидуальное исследование» [4]
Как помочь маленькому исследователю или проектировщику овладеть всеми навыками, необходимыми для исследования или создания проекта?
Вот несколько практических приемов, которые можно использовать при обучении детей.
1. Определение цели и задач исследования, проекта
Любая работа предполагает формулирование целей и задач.
Чтобы определить цель проекта, предлагаем детям ответить на два вопроса:
1. Какой результат предполагается получить?
2. Каким видится этот результат ещё до его получения?
Очень удобно на данном этапе использовать таблицу.
Что мы знаем? |
Что мы хотим узнать? |
Как нам найти ответы на свои вопросы? |
2. Формулирование гипотезы исследования, проекта.
Выдвижение гипотезы — это один из самых сложных этапов для детей начальной школы.
Существует простая формула, которая поможет ребенку самостоятельно или с помощью взрослого выдвинуть гипотезу. Предлагаем ученикам вставить в предложение нужные слова, фразы.
«Мы предположили, что если…, то…»
3. Выбор методов исследования
Методы исследования — это инструменты для добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели.
Дети должны знать различные методы исследования и проектирования и понимать, какой метод лучше использовать для решения конкретной задачи: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, моделирование и т. п. Такое понимание достигается путем решения различных учебных и творческих познавательных задач, использование технологии решения исследовательских задач, выполнение краткосрочных групповых мини-проектов и исследований с обязательным анализом выполненной работы и рефлексией.
4. Планирование деятельности
Даже для того, чтобы учащиеся смогли эффективно спланировать свою работу, они должны знать, как это сделать, на что обратить внимание. С учащимися начальных классов заранее стоит обсудить некоторые вопросы:
— Какие способы поиска и сбора информации вы знаете?
— Где можно найти необходимую информацию?
— Кто или что может в этом помочь?
— Чем будет заниматься каждый член группы?
— Какие работы могут выполняться параллельно? — Какие исследования требуют больше (меньше) времени?
— Чем необходимо заняться в первую очередь?
— Как будет проводиться работа?
— В какие сроки?
Постепенно участники исследовательской или проектной деятельности сами научаться учитывать эти моменты при планировании работы.
На данном этапе учащимся можно предложить для работы «Индивидуальный лист планирования и продвижения по заданию».
Этап работы 1 2 3…. |
Мои действия |
Инструменты, источники информации |
Отметка о выполнении + + |
5. Распределение ролей при групповой работе:
На первых порах учитель напоминает (или знакомит детей) о возможных ролях, их функциях: старший команды, хранитель времени, эксперты, секретарь, оформитель и т. п. Помогает детям выбрать роли.
Очень важно, чтобы при выполнении различных исследований и проектов ребенок попробовал себя в разных ролях.
6. Презентация результатов исследовательской или проектной работы
На этапе презентации учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают методы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрируют приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, трудностях, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.
Основные требования к презентации: выбранная форма должна соответствовать целям исследования, проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится.
Обязательной на данном этапе является самооценка деятельности и полученного результата, которая может проводиться с опорой на «Индивидуальный лист планирования и продвижения по заданию». Возможно организовать голосование за лучший проект, награждение победителей. Здесь можно использовать разные варианты.
С самого первого класса, каждый педагог стремится пробудить в своих учениках стремление к самостоятельному познанию мира. Учит детей шаг за шагом открывать что-то новое, неизвестное. Старается научить не только смотреть, но и видеть. Не только слушать, но и слышать. И каждую секунду своей жизни использовать для открытий.
Литература:
- Поташник М. М. Управление развитием школы — М.: Знание, 1987 г.
- Лазарев В. С. «Проектная и псевдопроектная деятельность в школе» в -«Народное образование», 2014 г., № 8
- Лазарев, Т. В. Образовательные технологии новых стандартов. Ч. 3: Социальное проектирование в школе: воспитание личности, полноценная внеурочная деятельность, формирование ключевых компетентностей: настольная книга современного педагога / Т. В. Лазарев. — Петрозаводск: 2012. — 153 с.
- Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков; вступ. ст. Ш. А. Амонашвили. — Москва: Новая школа, 1996 г.