Семейные праздники и их значение в воспитании: традиции и новые форматы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 марта, печатный экземпляр отправим 19 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 15.08.2024

Статья просмотрена: 332 раза

Библиографическое описание:

Беззубова, С. В. Семейные праздники и их значение в воспитании: традиции и новые форматы / С. В. Беззубова, Т. Н. Матвиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — С. 82-86. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117102/ (дата обращения: 07.03.2025).



В статье исследуется важность семейных праздников в культурной и социальной жизни, а также их эволюция в условиях современного общества. Автор рассматривает, как традиционные семейные праздники формируют и укрепляют семейные ценности, поддерживают связь между поколениями и способствуют развитию детей. В статье также обсуждаются новые форматы праздников, которые адаптируются к изменяющимся условиям жизни, сохраняя при этом свою основополагающую роль в создании атмосферы радости и духовного обогащения. Особое внимание уделено культурному значению праздников, их связи с традицией и роли в трансляции социальных и эстетических ценностей.

Ключевые слова: семейные праздники, традиции, семейные ценности, культурное наследие, воспитание детей, адаптация традиций

Семейные праздники занимают особое место в жизни каждого человека, являясь неотъемлемой частью культурного наследия и жизненных традиций. Они не только объединяют поколения, но и формируют основу семейных ценностей, создавая теплую атмосферу, в которой передаются любовь, уважение и чувство принадлежности к своему роду. В современном мире, где ритм жизни становится все быстрее, а традиции постепенно изменяются, важно понимать, как семейные праздники сохраняют свою значимость и как они могут адаптироваться к новым условиям, оставаясь источником радости и духовного обогащения для всех членов семьи. В этой статье мы рассмотрим, каким образом традиционные семейные праздники влияют на развитие детей, поддерживают связь между поколениями и как современные форматы праздников способны дополнить и обогатить эти традиции.

Праздник является неповторимым феноменом культуры, который играет значимую роль в формировании общественных традиций и устоев. Исторические корни праздника уходят в древние эпохи, и на протяжении веков он выполнял множество социальных функций, среди которых особенно выделяются формирование общности, мировоззрения, нравственных ориентиров и эстетических предпочтений. Праздник служит одной из наиболее распространенных форм хранения и передачи социально значимого опыта, что делает его важным элементом социокультурной реальности.

Как «форма эстетической и художественной деятельности, включенной непосредственно в ткань социокультурной реальности» [1. С. 269], праздник является отражением картины мира и модели социума, в котором он существует. Он всегда представляет собой особый период времени, связанный с определенной структурообразующей идеей и посвященный значимому событию или личности. Одной из ключевых черт праздника является его связь с сакральной сферой, то есть священной или имеющей особое значение областью, что придает ему особую глубину и значимость. Сценарий и атрибуты праздника выступают как символы этой сакральной идеи, поскольку «каждый праздник связан с определенной ценностью, иногда высшего порядка, которая является святыней (sacrum) для празднующей группы» [2. С. 63].

Праздничное время не является случайным, оно всегда предопределено и строго регламентировано. Праздник предписывает участникам определенные роли, ограничивая их свободу рамками общей идеи. Он всегда публичен и демонстративен, так как представляет социально значимую идею или утверждает новый социальный статус. Участие в празднике создает и поддерживает ощущение общности, позволяя каждому участнику стать частью целого и обрести свою социальную идентичность. Церемониал праздника, включающий слово, музыку, движение, свет и цвет, художественно воплощает идею, создавая особую атмосферу, в которой «не имеющее образа сохраняется в образах».

Неотъемлемой чертой праздника является наличие радости, позитивного эмоционального настроя и приподнятого состояния. Именно это создает ту праздничную атмосферу, которая отличает праздник от церемоний. Церемонии, в отличие от праздников, могут быть посвящены траурным событиям и обладают более сдержанным, иногда даже холодным эмоциональным настроем. Они предполагают строгое следование протокольному сценарию, где участники следуют обрядам без проявления ярких эмоций.

Праздник, напротив, публично постулирует определенную социальную идею, и через него новая социальная идея обретает свою легитимность. Праздник — это своего рода массовое признание новой идеи, когда участники, приходя на праздник, своим присутствием выражают признание и поддержку этой идеи. История многократно фиксировала подобные случаи.

Связь праздника с традицией также имеет ключевое значение. Традиция, как совокупность священных тайн и знаний общества, проявляется в праздниках, что поддерживает историческую память и связь современного человека с глубокими корнями общества. Известный историк В. О. Ключевский справедливо заметил: «Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов, тогда он всё забудет и всему разучится, и должен будет всё начинать сначала» [цит. по 3, с. 2].

Таким образом, праздники не только сохраняют культурное наследие, но и продолжают эволюционировать, приобретая новые формы и значения, которые отражают изменения в обществе. В современном мире традиционные формы праздников всё чаще сочетаются с новыми форматами, которые соответствуют духу времени и потребностям людей, сохраняя при этом свою основополагающую роль в жизни общества.

Феномен праздника заключается в его уникальной способности выступать как хранилище культурных традиций, сохраняя и передавая их через поколения. Праздник не только сохраняет культурные ценности, но и способен объединять в себе элементы различных эпох. Благодаря своей связи с традицией, праздник сохраняет свою стабильность и одновременно служит источником новых культурных проявлений.

«Особенностью славянской народной духовной культуры является ее способность эволюционировать и обогащаться, сохраняя при этом старое и дополняя его новым. Это можно сравнить с сюжетом русской народной сказки: „Терем — теремок! Кто в тереме живет?“ [4, с. 23]. Новое частично вытесняет старое, но не полностью, а органично сосуществует с ним. Именно эта особенность позволяет сохранять многие древние обычаи: празднование Нового года, закликание весны, завивание березки летом и празднование осени как праздника собранного урожая.

Праздник также отражает приоритет ценностей в обществе. В традиционном обществе духовные ценности преобладают, и основанием праздника служат знания о фундаментальных принципах жизни: о происхождении, устройстве и судьбах мира и человека. Для человека традиционного общества ежедневное воплощение этих принципов и их акцентирование в праздничное время является залогом счастья, благополучия и перспектив на будущее (с его точки зрения).

Польский исследователь К. Жигульский подчеркивает способность праздника, как культурной традиции, создавать образцы идеального общественного состояния, а также образцы организации коллективной и индивидуальной жизни и человеческих отношений. В. О. Ключевский также отмечает, что в празднике проявляется «цементирующая сила — традиция и цель» [3, с. 424].

Одна из важных граней философской ценности феномена праздника — его взаимосвязь с системой человеческих идеалов. Праздничное состояние определяет поведение людей и их взаимоотношения. Нравственным критерием праздника можно назвать его способность или неспособность участвовать в поиске ответов на жизненные вопросы: что есть добро, зло, справедливость, совесть, долг, счастье, любовь и смысл жизни? Наряду с другими видами творчества, праздник предотвращает духовный вакуум в жизни человека и общества.

Возникнув как явление, способствующее гармонизации с окружающим миром, праздник через эту регулирующую функцию обнаруживает свою жизнеспособность. Меняется жизнь, исчезают одни и появляются новые праздники с уникальными художественными формами и функциями. Но в каждом новом празднике можно узнать черты народного духа, унаследованные из незапамятных веков и отражающие вечные вопросы человека. Это, в свою очередь, указывает на устойчивость культуры праздника и его статус на всех этапах развития общества.

Признавая неразрывную связь праздника с ценностями как отдельных групп людей, так и общества в целом, мы должны признать его значимую роль в сохранении и передаче этих ценностей. Упадок праздника, утрата его культурной значимости может свидетельствовать о периодах кризиса в жизни общества, связанных с отступлением от традиционных ценностей.

Критический подход к современным праздникам не означает их полного отвержения. В действительности большинство участников праздничных мероприятий не задумываются об их происхождении или идейной направленности. Чаще всего праздник воспринимается как возможность весело провести время, отдохнуть от повседневных забот в кругу друзей и близких. Праздничное время становится контрастом к будням, символом радости и беззаботности. Многие исследователи народных праздников отмечают, что именно так их воспринимает большинство народов, в том числе европейских. М. Бахтин подчеркивал: «Общим знаменателем всех карнавальных черт различных праздников является их связь с веселым временем» [5, с. 243].

Для ребенка праздник играет ключевую роль в его развитии, формируя отношение к жизни, к людям и понимание своего места в обществе. К. Д. Ушинский отмечал: «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события нашей жизни до другого... И наоборот, тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники». [6, с. 57].

Праздники способствуют всестороннему развитию ребенка: умственному, эстетическому, физическому и эмоциональному. Подготовка к празднику, в которой участвует вся семья, сплачивает ее и развивает у детей чувство ответственности. В эти моменты дети особенно старательны и инициативны, стремясь сделать праздник ярким и незабываемым. Их фантазия работает «на полную мощность», без необходимости вмешательства взрослых, что позволяет им достигать значительных успехов в развитии [11].

Семейные праздники предоставляют уникальные возможности для гармоничного развития всех способностей детей, поскольку организация праздника требует от них разнообразных навыков: литературных, актерских, режиссерских, музыкальных и оформительских.

Совместное создание семейного праздника — это не только общая работа, но и общая радость, укрепляющая семейные узы и способствующая взаимопониманию. Ребенок может забыть многое, когда вырастет, но воспоминания о создании праздника вместе со взрослыми навсегда останутся в его памяти. Эти яркие моменты будут поддерживать его даже в трудные времена дальнейшей жизни.

Чтобы праздник запомнился и оставил яркие воспоминания, взрослым следует тщательно продумать его подготовку, организацию и проведение. Важно, чтобы вся семья была вовлечена в праздничные хлопоты и получала от этого удовольствие. Создание праздника в доме — это не только радостное событие, но и процесс, требующий решения множества вопросов: от написания сценария и распределения обязанностей до оформления, выбора угощений, сервировки и подбора игр и занятий для гостей. Сегодня найти и подобрать игры, шутки, загадки, розыгрыши, а также сценарии для различных праздников — от дней рождения и юбилеев до календарных и народных торжеств — не составляет труда.

Однако праздники отличаются от других массовых мероприятий по ряду важных параметров.

  1. Одним из ключевых элементов праздника является «предпразднество» — время ожидания радости, предвкушение положительных эмоций и ярких событий. Это «предпразднество» помогает организаторам создать праздничное настроение и настроить людей на позитивное восприятие всех предстоящих действий. Подготовительный период имеет важное значение для создания атмосферы приближения торжества, включая проведение конкурсов, встреч и рекламирование события. Умело проведенный этап предпразднества гарантирует успех и радость для всех участников [8, с. 87].
  2. Праздник — это коллективная радость. Это активное и радостное проведение времени вместе. Для того чтобы праздник удался, сценарист и организатор-постановщик должны проявить немало фантазии и выдумки. Каждому участнику необходимо придумать занятие, чтобы все получили удовольствие от происходящего. В программе праздника могут быть викторины, общие танцы, песни, конкурсы, спортивные соревнования и многое другое. Важно, чтобы программа была разнообразной и охватывала интересы всех возрастных категорий участников, учитывая их запросы и вкусы. Главное — не следует делить людей на зрителей и выступающих, на пассивную публику и активных участников [9].
  3. Праздник — это масштабное явление во всех его проявлениях. Он может проходить не один день и охватывать сразу несколько площадок [10]. Даже семейный праздник может разрастись на несколько дней и включать в себя различные мероприятия — игры, творческие выступления, конкурсы, угощения. Особая масштабность присуща организации, подготовке и проведению праздника. Одному организатору справиться с этим сложно, поэтому важно заранее определить все необходимые ресурсы и разделить обязанности между ответственными за различные аспекты мероприятия. Только после того, как определены место проведения праздника, время, площадки, ресурсы и участники, сценарист может приступать к работе [11].

Неумелая организация может свести на нет все усилия. Необходимо заранее распланировать репетиции, оставить время на корректировки и внесение изменений в программу. Важно продумать моменты вовлечения и активизации присутствующих гостей, чтобы они чувствовали себя участниками события [12].

Кульминационная часть праздника, самая яркая и запоминающаяся, требует особого внимания, как и завершающий эпизод, чтобы праздник не «смахнул». Если к окончанию праздника у гостей остается чувство радости и легкого сожаления о том, что все закончилось, значит, сверхзадача организаторов выполнена. Такой праздник запомнится всем, особенно детям.

Семейные праздники остаются важным элементом культуры, способствующим укреплению семейных связей и формированию ценностей у подрастающего поколения. Несмотря на меняющиеся условия жизни, традиционные формы празднования сохраняют свою актуальность, ведь они создают атмосферу тепла и единства, которая так важна для любой семьи. В то же время новые форматы праздников, от онлайн-встреч до тематических вечеринок и благотворительных акций, открывают дополнительные возможности для творчества и самовыражения, позволяя каждой семье находить свой уникальный способ отпраздновать важные моменты.

Совмещение традиций и современных подходов делает семейные торжества не только данью прошлому, но и динамично развивающимся элементом современной культуры. Важно сохранять и адаптировать праздники, учитывая интересы и потребности всех поколений, чтобы они продолжали приносить радость и оставлять яркие воспоминания. В конечном итоге, семейные праздники — это не просто даты в календаре, а драгоценные моменты, которые объединяют людей, укрепляют их отношения и создают основу для будущих традиций.

Литература:

  1. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989, 447с.
  2. Жигульский Казимир. Праздник и культура. М.: Прогресс, 1985.336 с.
  3. Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. Т. IX. Материалы разных лет / Под ред. В. Л. Янина. М.: Мысль, 1990.525 с.
  4. Юдин A. B. Русская народная духовная культура, М.: Высшая школа, 1999.331 с.
  5. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит., 1965.527 с.
  6. Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 11 т. Т. 8, ч. 1. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. — М. — Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 774 с.
  7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  8. Опарина Н. А. Организация театрализованного досуга школьников: моногр. — 2-е изд., доп. — М.: Белый ветер, 2017. — 235 с.
  9. Левина И. Д., Опарина Н. А. Художественно-творческое развитие детей средствами народной культуры // Среднее профессиональное образование. — 2016. -№ 3. — С. 62–65.
  10. Черный Г. П. Торжественно, красиво, памятно: массовые школьные праздники и театрализованные представления: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. -189 с.
  11. Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе. — М.: Новая школа, 1997. -336 с.
  12. Стрельцов Ю. А., Стрельцова Е. Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие. — М.: МГУКИ, 2008. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): праздник, традиция, культурное наследие, праздничное время, связь, участник, ценность, духовное обогащение, основополагающая роль, особое внимание.


Ключевые слова

традиции, культурное наследие, семейные ценности, воспитание детей, семейные праздники, адаптация традиций

Похожие статьи

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности. Формирование любви к Родине через слово и образ

Статья посвящена патриотическому воспитанию младших школьников на уроках литературы и рассматривает значимость литературных произведений в формировании любви к Родине. В условиях глобализации и изменения ценностей педагогическая задача заключается в ...

Динамика и влияние отношений тренера и ученика на спортивные достижения и психологическое благополучие в спорте

Исследование взаимоотношений между тренером и учеником в спорте является ключевым аспектом успешной тренировочной деятельности и достижения спортивных целей. Данный научный обзор освещает динамику отношений тренера и ученика, их влияние на спортивные...

Основные причины возникновения супружеских конфликтов в межнациональных семьях

В статье рассматриваются факторы, которые лежат в основе конфликтов в семейных отношениях, где есть различие в национальности супругов. Изучение проблем межнациональных конфликтов в контексте семьи является актуальным и важным в связи с мировыми мигр...

Ландшафт корпоративного обучения: инновации и тренды

В современном мире корпоративное обучение играет ключевую роль в развитии бизнеса и повышении конкурентоспособности компаний. Ландшафт корпоративного обучения постоянно меняется под воздействием инноваций и трендов, отражая актуальные потребности сов...

Особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении в ходе реализации федеральной образовательной программы дошкольной организации

Статья рассматривает особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном учреждении в ходе реализации Федерального образовательной программы дошкольного образования. Автор подчеркивает, что патриотическое воспитание должно начинатьс...

Инновационные технологии как альтернативная проблемно-коммуникативная модель обучения: экзистенциальный аспект

Изучение новых методов преподавания в условиях глобализации высшего образования становится особенно актуальным на фоне стремительного прогресса в области информационных технологий и изменяющихся требований к образовательному процессу. В данной статье...

Семейные ценности молодежи

В статье рассматривается трансформация семейных ценностей в современном мире, а именно позиция молодёжи. В связи с ухудшением демографической ситуации возрастает необходимость более детального внимания к проблемному вопросу. Именно поэтому большую ро...

Роль школьной администрации в формировании нравственного самосознания учащихся

Образование и воспитание выступает действенным средством социализации личности в современных условиях глобальных преобразований в мире, повышенной конфликтогенности социума. В статье рассматриваются вопросы воспитания человечности, адаптация молодёжи...

Роль медицинский сестры в охране репродуктивного здоровья женщин в Республике Казахстан

Становление современного здравоохранения выдвигает новые условия и проблемы в нем, но репродуктивное здоровье остается одной из основных проблем, стоящих как перед медицинскими работниками, так и обществом в целом, совокупность социальных, физических...

Влияние семьи и семейных традиций на молодое поколение. Проблема «отцов и детей»

В данной статье рассматривается понятие семьи, её роли в жизни каждого человека, влияние семейных традиций на молодое поколение и на формирование интеллектуальных и эмоциональных основ личности. Семья, как «ячейка общества» и основа человеческих отно...

Похожие статьи

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности. Формирование любви к Родине через слово и образ

Статья посвящена патриотическому воспитанию младших школьников на уроках литературы и рассматривает значимость литературных произведений в формировании любви к Родине. В условиях глобализации и изменения ценностей педагогическая задача заключается в ...

Динамика и влияние отношений тренера и ученика на спортивные достижения и психологическое благополучие в спорте

Исследование взаимоотношений между тренером и учеником в спорте является ключевым аспектом успешной тренировочной деятельности и достижения спортивных целей. Данный научный обзор освещает динамику отношений тренера и ученика, их влияние на спортивные...

Основные причины возникновения супружеских конфликтов в межнациональных семьях

В статье рассматриваются факторы, которые лежат в основе конфликтов в семейных отношениях, где есть различие в национальности супругов. Изучение проблем межнациональных конфликтов в контексте семьи является актуальным и важным в связи с мировыми мигр...

Ландшафт корпоративного обучения: инновации и тренды

В современном мире корпоративное обучение играет ключевую роль в развитии бизнеса и повышении конкурентоспособности компаний. Ландшафт корпоративного обучения постоянно меняется под воздействием инноваций и трендов, отражая актуальные потребности сов...

Особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении в ходе реализации федеральной образовательной программы дошкольной организации

Статья рассматривает особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном учреждении в ходе реализации Федерального образовательной программы дошкольного образования. Автор подчеркивает, что патриотическое воспитание должно начинатьс...

Инновационные технологии как альтернативная проблемно-коммуникативная модель обучения: экзистенциальный аспект

Изучение новых методов преподавания в условиях глобализации высшего образования становится особенно актуальным на фоне стремительного прогресса в области информационных технологий и изменяющихся требований к образовательному процессу. В данной статье...

Семейные ценности молодежи

В статье рассматривается трансформация семейных ценностей в современном мире, а именно позиция молодёжи. В связи с ухудшением демографической ситуации возрастает необходимость более детального внимания к проблемному вопросу. Именно поэтому большую ро...

Роль школьной администрации в формировании нравственного самосознания учащихся

Образование и воспитание выступает действенным средством социализации личности в современных условиях глобальных преобразований в мире, повышенной конфликтогенности социума. В статье рассматриваются вопросы воспитания человечности, адаптация молодёжи...

Роль медицинский сестры в охране репродуктивного здоровья женщин в Республике Казахстан

Становление современного здравоохранения выдвигает новые условия и проблемы в нем, но репродуктивное здоровье остается одной из основных проблем, стоящих как перед медицинскими работниками, так и обществом в целом, совокупность социальных, физических...

Влияние семьи и семейных традиций на молодое поколение. Проблема «отцов и детей»

В данной статье рассматривается понятие семьи, её роли в жизни каждого человека, влияние семейных традиций на молодое поколение и на формирование интеллектуальных и эмоциональных основ личности. Семья, как «ячейка общества» и основа человеческих отно...

Задать вопрос