В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для развития Хабаровского края: социокультурные практики, практики развития человеческого капитала, практики для развития городской инфраструктуры и другие. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовательских, социальных, информационных и творческих видов проектов.
Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, профессиональное образование, инициативы для развития региона.
Когда мы произносим слово «наука», то у каждого из нас возникают разные ассоциации. Одним она видится сложной и пугающей, другим — увлекательной и занимательной, третьим — полной таинственности и новизны. Первое сознательное знакомство с наукой происходит в студенчестве, времени больших надежд и открытий. Для студента это шанс быть замеченным, возможность проявить свои таланты.
Хабаровский край является единственным субъектом Российской Федерации, в котором студенты совместно с педагогами-наставниками ежегодно доказывают, что в системе профессионального образования наука существует. С помощью научного инструментария можно создавать прикладные проекты, начинать стартапы, усовершенствовать сферу услуг, а также трансформировать окружающий социум.
Весной 2024 года в одиннадцатый раз проводился краевой конкурс научно-исследовательских работ (проектов) студентов профессионального образования Хабаровского края «Студенческая научная весна». Цель краевого конкурса — приумножить научные достижения обучающихся, повысить культурный уровень студенческой молодежи и увеличить привлекательность науки.
За одиннадцать лет было подано 1150 работ, из них 916 работ были удостоены возможности быть услышанными экспертами широкой научной общественности, а также представителями органов государственного управления и практикующими специалистами.244 победителя вернулись в образовательные учреждения и стали путеводными звездами для других обучающихся.
Рис. 1. Победители, призеры, эксперты и наставники XI Краевого конкурса научно-исследовательских работ (проектов) студентов профессиональных образовательных организаций Хабаровского края«Студенческая научная весна» — 2024
Об активистах на научном поприще в профессиональном образовании Хабаровского края узнал не только наш край, но и вся Российская Федерация. Так как вот уже на протяжении 11 лет выходит спецвыпуск международного научного журнала «Молодой ученый», где победители конкурса публикуют свои первые научные статьи. Кроме того, для знакомства с нашими звездами-активистами и их научно-исследовательскими проектами широкого круга общественности, мы выпускаем информационно-аналитический каталог «Наука в фокусе», также на протяжении одиннадцати лет.
Хотелось бы отметить некоторые достижения, идея о которых зародилась и оформилась благодаря Конкурсу Студенческая научная весна 2024.
В рамках технической направленности были разработаны и апробированы: наглядное пособие по использованию аддитивных технологий в образовательном процессе, а именно было сконструировано устройство турбореактивного двигателя; воспроизведен из вторичного сырья 3D-принтер; из полимерных композитов разработаны макеты технологического оборудования. Кроме того, для обработки сферических поверхностей был разработан и внедрен на предприятии проект специальной оснастки на токарный станок.
В фокусе пристального внимания в этом году у студенческой молодежи профессионального образования стали возможности современного программного обеспечения. Так, были созданы анимационные электрические схемы, которые очень удобно использовать при изучении дисциплины «Электропривод». С помощью веб-технологий разработаны игровые интерфейсы, создана компьютерная игра «FUNNY SPACE» для дистанционного изучения английского языка, а также игра «Возвращение к истокам» на основе славянской мифологии.
В рамках конкурса были представлены и творческие проекты, направленные на создание современной инфраструктуры. Спроектирован веб-проект «КЛИКАЙ ПО КРАЮ: студия Web для туризма», изготовлен букнук по произведению Н. В. Гоголя «ВИЙ», как элемент декора книжных полок, создана демонстрационная версия VR экскурсии по колледжу.
В области наук о жизни и Земле интерес конкурсантов был сфокусирован на вопросах пользы и вреда разнообразных химических соединений в окружающей среде, биоразнообразия и разработки методов и технологий его сохранения на территории Хабаровского края. Также не остались без внимания современное состояние и биологическая продуктивность природных и природно-хозяйственных систем.
Расширяя сферу применения своих профессиональных навыков, обучающиеся раскрыли отношение древесных пород к почвенным показателям кислотности и механическому составу, и повышению их продуктивности, провели оценку ответной реакции растений на стресс с помощью звуковых колебаний, тем самым обнаружили, что растения могут «кричать», оценили загрязнение атмосферного воздуха в п. Чегдомын и Центральном районе города Хабаровска. Провели анализ состояния реки Амур и реки Кия в районе имени Лазо. Предложили вести раздельный способ сбора отходов для снижения экологической нагрузки в городе. С этой же целью предложили установить урны для выгула собак.
Изучая современные технологии в обозначенной сфере, студенты в лабораториях сельскохозяйственных биотехнологий апробировали микроклональное размножение орхидей, клюквы и других растений.
|
|
Горбачев Вячеслав Константинович Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий Научно-исследовательский проект «Специальная оснастка на токарный станок 16К20 для обработки сферической поверхности на предприятии АО «Дальэнергомаш» |
Киясь Владислав Васильевич Чегдомынский горно-технологический техникум Научно-исследовательский проект «Живая книга Памяти: Солдат. Учитель. Патриот» |
Неугасающий научный интерес молодежи к социологии позволил студентам профессиональных образовательных организаций создать мобильное приложение «Чудеса Амура», дизайн благоустройства территории колледжа «глазами студентов», сообщество «Фин-Ботики» для повышения мотивации обучающихся при обучении финансовой грамотности, чек-лист, следуя которому студенческая молодежь повышает свою профессиональную идентичность, рабочую тетрадь, способствующую профессиональному самоопределению учащихся педагогических классов, рекомендации по решению проблем помощи бездомным животным и многое другое.
Вопросы юриспруденции, которым уделили внимание конкурсанты касались разработки и апробации событий для профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, а также совершенствования правовых аспектов в области регулирования рыболовства на территории Российской Федерации.
О патриотическом настрое к своему краю свидетельствовали научные изыскания студентов по истории России и Дальнего Востока России. В этом направлении на протяжении одиннадцати лет была выявлена интересная тенденция: современные студенты профессионального образования изучают историю России не через сухой язык дат, названий, событий, а через изучение жизни и общественного вклада Личности в историю страны в разные временные отрезки. Демонстрацией данного феномена в этом году стали работы: «Живая книга Памяти: Солдат. Учитель. Патриот», «История названия улиц города Вяземского», история макет памятника в четь детей-дальневосточников участников Великой Отечественной войны.
Понимая, что история находится вокруг нас, в этом году конкурсанты предложили сохранить историю утраченной церкви поселка Хор, района имени Лазо Хабаровского края, через ее реконструкцию.
Для приобщения молодежи к культурно-историческому пространству Хабаровского края конкурсантами был создан исторический анимационный видеоролик, интерактивная игра «БАМ-50», просветительский альбом видов оружия, которое использовалось в период Гражданской Войны на Дальнем Востоке России, также была проведена колоссальная работа по созданию виртуального музея колледжа для сохранения преемственности поколений.
Не обошли вниманием студенты профессиональных образовательных организаций и проблематику охраны общественного здоровья .
Отрадно, что студенческая молодежь ведет просветительскую работу, причем в интерактивной форме, отвечающей возрастным особенностям респондентов. Так конкурсантами были разработаны и проведены интерактивные события для санитарно-гигиенического просвещения дошкольников. Для обучающихся начальной школы создан и реализован курс «Сам себе спасатель». Для широкого круга общественности был спроектирован и адаптирован календарь для внедрения ЗОЖ в повседневную жизнь.
Организуя профилактическую работу, конкурсанты подобрали меню для снижения холестерина, создали дизайн проект «Спортивный облик дворовых площадок», а также оборудовали ЭКО-тропу.
Не остались без студенческого внимания и физическая культура, и спорт. Новинками этого года стали такие проекты конкурсантов, как разработка и внедрение в образовательный процесс адаптивной игры в баскетбол для детей с нарушением зрения «ОКОкоманда», а также выведение формулы спотшика для создания новой коллекции.
Результатами в области прикладных экономических исследований стали готовые к внедрению и уже адаптированные инновационные проекты такие, как методики бенчмаркинга для построения модели эффективного производства, на примере АО Племенного птицеводческого завода «Хабаровский»; лайфхаки по совершенствованию технологий хаускипинга на гостиничном предприятии АО «Интур-Хабаровск»; проект благоустройства придомовой территории многоквартирного дома; интерактивное приложение по оптимизации работы кухни при гостинице; интерактивный плакат для выбора мест отдыха на реке Амур; дизайн сувенирной и досуговой продукции для железнодорожного транспорт.
Являясь активным участником социума, остро реагируя на внешние изменения, в этом году в фокус внимания студенческой молодежи все чаще попадают актуальные проблемы. Для их решения студенческая молодежь предложила следующие разработки: настольная игра и блокнот-ежедневник, для рационального планирования как своего, так и семейного бюджета, рекомендации по противодействию финансовым пирамидам.
В рамках конкурса «культурология и языкознание» студенты изучали вопросы культурологии в условиях социальной среды территорий Хабаровского края, культуры, культурного наследия, культурных смыслов Дальнего Востока.
Научные изыскания студенческой молодежи системы среднего профессионального образования в сфере культурологи и языкознания позволили им: создать интерактивный календарь национальных праздников, монографию по развитию христианского рока в отечественной культуре, систему синтаксических структур современных газетных заглавий, сборник наглядностей для обучения родному (ульчскому) языку.
Созданные и уже внедренные студенческие разработки, вызвавшие наибольший интерес в 2024 году, стали: поэтический принт на одежде для популяризации классической литературы, чеховская галерея говорящих фамилий в картинках и мемах, сценарий культурно-просветительского мероприятия по традициям малочисленных народов севера «Амурский островок», исторический экскурсионный тур по городу Комсомольск-на-Амуре для общественного транспорта.
Не обошли вниманием студенты тему языкознания . Так, были предложены эффективные методы запоминания английских слов, в зависимости от типа индивидуального восприятия, и настольная игра «Иностранцам очень сложно» ... для преодоления трудностей изучения русского языка.
Учитывая то, что студенчество является периодом подготовки к вхождению во взрослую жизнь, студенты профессиональных образовательных организаций делились своими размышлениями и рекомендациями по вопросам оценки влияния родителей на профессиональный выбор подростка, снижения уровня стресса во время сдачи экзамена, выявления причин и последствий интернет-зависимости, способов преодоления абьюзивных отношений в семье, инструментов повышения уровня финансовой безопасности.
|
|
Мохова Ангелина Александровна Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша Научно-исследовательский проект «Педагогические условия развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста в сфере воспитания» |
Грычух Дарья Олеговна Хабаровский технологический колледж Научно-исследовательский проект «Поэтический принт на одежде как популяризация классической литературы» |
Не остались без внимания и работы, демонстрирующие сформированность профессиональных компетенций будущих педагогов , которыми были созданы: педагогические условия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников на основе стратегиального подхода; сборник сценариев событий для развития эмоционального интеллекта младших школьников в сфере воспитания; игра с математическим содержанием для знакомства детей старшего дошкольного возраста с животными и растениями Хабаровского края; пакет дидактических игр, направленных на развитие познавательных способностей младших школьников с нарушением слуха; визуализация текстовых задач для младших школьников с задержкой психического развития.
И это далеко не полный перечень всех научно-исследовательских разработок, которых достигли студенты профессиональных образовательных организаций, ведя исследовательскую деятельность в период своего обучения.
Делясь своими впечатлениями о значимости научно-исследовательской деятельности в студенчестве, участники конкурса отметили, что им она дает возможность приобрести так называемый «бонус», который впоследствии они могут продемонстрировать работодателю в качестве собственного преимущества перед конкурентами.
На всем протяжении нелегко научно-исследовательского пути молодых исследователей поддерживают их педагоги-наставники. Их роль трудно переоценить в подготовке студентов, ведь, начиная от выбора тем, постановки целей и задач, определения методов познания и созидания и заканчивая тренировкой к выступлению, они все время являются для ребят и оптимистом, и реалистом, и прагматиком, и критиком одновременно.
Молодых исследователей в сфере среднего профессионального образования поддерживают на уровне Министерства образования и науки края, награждая наиболее талантливых, активных и целеустремленных студентов, разработавших перспективные и инновационные проекты.
Надеемся, что участники не остановятся на достигнутом и в будущем продолжат свои научно-исследовательские изыскания, а сегодня станут примером для сверстников и гордостью для своих педагогов-наставников.
В завершении хотелось бы привести стихотворение, посвященное конкурсу «Студенческая научная весна в СПО», написанное ежегодным наставником участников, победителей и призеров конкурса, преподавателем Хабаровского технологического колледжа Наринской Алёной Евгеньевной.
Как часто так бывает на досуге: Страницу дня решишь перевернуть – И посвятишь идеи для науки, И унесет тебя в научный путь. И вновь придет весна с ее капелью И принесет с собой цветные сны. А мы науке открываем двери- И лучше нет студенческой весны! Нелегок путь пытливого ума, Но понимаешь: надо попытаться. И вдруг придет гипотеза сама, Открыв простор для новых иллюстраций. Читаешь, размышляешь, опираешься На плечи тех, кто вечностью храним, И быть похожим на него стараешься, И понимаешь точно: не сравниться с ним! |
Но все точнее мыслей продолжение, Смелее взгляд на выбранный объект. Ну кто сказал: «Пустое поколение!» И гениев средь вас в помине нет! И пусть гипотеза порой не подтверждается, И не оставил ты в науке след - Не только в споре истина рождается, И не всегда на все найдешь ответ! Мы попросту словами не бросаемся, Нам пригодится наш задор и пыл. Исследуем, идем и ошибаемся –— В науку путь всегда нелёгким был. А тех, кто время посвятил науке, Найти, скажу я вам, не мудрено «Наука в фокусе» и «Молодой ученый» — Журналы, всем известные давно. И на страницах новеньких изданий, Где жизнь ученая кипит и бьет сполна, Как звезды на научном небосклоне, Зажгутся ваши имена! |
Литература:
- Кузнецова Д. С. Молодая наука Хабаровского края: достижения, проекты, инновации / Д. С. Кузнецова // Молодой ученый. — 2017. — № 50.1 (184.1). — С. 1–3.
- Наринская А. Е. Гуманитарный фортнайт (или две недели увлекательных занятий) как компонент технологии блокчейна: Методическое пособие / А. Е. Наринская; Министерство образования и науки Хабаровского края, Хабаровский краевой институт развития образования, Хабаровский технологический колледж. — Казань: ООО «Бук», 2021. — 60 с.