В статье представлена авторская разработка блокнота-помощника «Подростки и деньги: как научиться правильно зарабатывать и рационально тратить», созданная для молодых людей, желающих научиться грамотно планировать и рационально распределять собственные денежные средства. Также рассмотрены варианты заработков для подростков как с помощью сети Интернат, так и традиционными способами.
Ключевые слова: подростки, культура финансового потребления, официальное трудоустройство, традиционные способы заработков, рациональное планирование.
Общаясь с обучающимися нашего колледжа, мы отметили, что многие из них стремятся обрести финансовую независимость от родителей. Они пытаются подыскивать для себя работу в соответствии со своим возрастом и интересами в свободное от учебы время. Такое стремление не может не радовать − ведь любой, даже неквалифицированный труд серьезно дисциплинирует человека, а возможность распоряжаться заработанными деньгами добавляет самостоятельности и уверенности в себе.
В то же время, в какой бы сфере наши студенты не подрабатывали, они получают ценный опыт в определенной профессии. Это может способствовать дальнейшему продвижению в выбранной области, заставить успешнее учиться, чтобы в будущем овладеть интересующей профессией. Только заработав деньги собственным трудом, мы начинает понимать каких усилий нам это стоило и больше ценить свой труд, а также проявлять уважительное отношение к людям труда.
Однако наряду со стремлением к трудоустройству и финансовой независимости возникает еще один немаловажный вопрос: заработав такими усилиями свои собственные деньги, умеют ли обучающиеся рационально их тратить: не совершать спонтанных покупок и не попадаться на уловки маркетологов, какова степень сформированости у них культуры рационального финансового потребления? Нам захотелось найти ответы на эти вопросы проведя исследование в данном направлении.
Целью нашего проекта стало рассмотрение возможных вариантов подработки для обучающихся и представление инструментов рационального планирования расходов собственных денежных средств.
Для достижения цели, нами была проделана следующая работа.
Во-первых, мы проанализировали возможные варианты заработков для подростков, систематизировали их, условно разделили на традиционные способы подработки и с помощью сети Интернет.
В отличие от традиционных способов, в сети Интернет подростки могут зарабатывать не только на территории Хабаровского края, но и по всей стране. Мы выделили следующие способы: заработок на Яндекс Дзене и Толока, на буксе, на своем блоге, администратор в социальных группах, на создании телеграмм-ботов, на копирайтинге, на прохождении опросов и на капчах. Данный перечень поможет студентам подобрать для себя наиболее приемлемый вариант заработка.
Мы учли, что в процессе поиска работы в сети Интернет наши обучающиеся могут столкнуться с действиями мошенников, и для обеспечения их безопасности разработали памятку «Осторожно: обман! Или как распознать мошенников?». Она поможет нашим студентам быть более бдительными и аккуратными в процессе общения с незнакомыми людьми в сети.
Традиционные способы заработков мы также проанализировали, выделили наиболее приемлемые в применении во внеучебное время. К ним отнесли: выгул собак, расклейку объявлений, мойку автомобилей, раздачу листовок, транскрибацию, изготовление и продажу изделий собственной ручной работы, помощь на приусадебных участках, членство в книжном клубе, курьер, помощник вожатого в лагере.
В ходе проведенного опроса обучающиеся нашего колледжа отметили, что подработка в сети Интернет хоть и является менее физически затратной, но и приносит незначительный доход, поэтому большинство из них отдают предпочтение традиционным способам заработка.
В процессе поиска работы и трудоустройства подростки могут столкнуться не только с мошенниками, но и с недобросовестными работодателями. Для того, чтобы обучающиеся знали свои права и могли их отстаивать, мы разработали для них памятку «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет», на основе главы 42 ТК РФ.
Еще одна проблема, выявленная нами в ходе исследования, заключалась в том, что студенты не умеют рационально тратить заработанные деньги, поскольку не планируют свои расходы и не ведут учет денежных средств. Поиск путей решения данной проблемы стал второй частью нашего исследования.
Мы объяснили обучающимся, что можно контролировать свои расходы, например, с помощью мобильных приложений. И чтобы каждый мог выбрать для себя подходящий вариант, мы проанализировали имеющиеся в открытом доступе приложения, выбрали бесплатные и наиболее понятные версии, рассмотрели достоинства и недостатки каждого из них, разработали QR-коды для быстрого перехода в эти приложения.
Нами также было принято решение создать собственный печатный продукт в форме блокнота-помощника для обучающихся.
Основой блокнота стал раздел «Финансовый помощник», позволяющий фиксировать поступления и траты в течении недели, а также анализировать в конце месяца совершенные покупки и определять те из них, от которых можно было отказаться. Для более терпеливых и настойчивых студентов, умеющих длительное время фиксировать свои расходы, мы создали раздел трат за полугодие, позволяющий провести более детальный анализ.
Рис. 1. «Финансовый помощник»
В целом, блокнот стал комплексным продуктом помощник для обучающихся, в который, помимо основного блока, мы также включили:
— разделы, описывающие варианты законных способов подработки для подростков;
— теоретический блок, характеризующий личный бюджет подростка и принципы его планирования;
— мобильные приложения по учету расходов с разработанными нами QR-кодами для быстрого перехода в эти приложения;
— памятки, как распознать мошенников и трудовой кодекс на стороне подростков.
Созданный нами блокнот мы распространили среди обучающихся нашего колледжа и предложили им начать вести учет своих расходов. Спустя четыре месяца после этого мы вновь провели опрос и установили, что 19 человек регулярно с декабря 2023 года по сегодняшний день ведут учет своих доходов и расходов. Об этом свидетельствуют записи в их блокнотах. Данные этих обучающихся мы и взяли для дальнейшего анализа определения эффективности использования блокнота.
Таким образом, мы узнали, что:
1)у всех 100 % пользователей блокнота наблюдается положительная динамика между доходами и расходами, имеется тенденция к накоплению (хоть и незначительной суммы) денежных средств;
2)у большинства обучающихся 84,2 % отмечается рост доходной части бюджета в пределах 500–3 500 рублей, что позволяет нам сделать предположение о их возможном трудоустройстве в сети Интернет, т. к. именно здесь есть возможность заработать небольшие деньги на карманные расходы;
3)почти у 58 % опрошенных накопительная часть бюджета превышает сумму в 3 500 рублей, и эта динамика сохраняется на протяжении всего рассматриваемого периода;
4)по мере роста доходов изучаемых нами респондентов, расходная часть их бюджета не имеет существенной динамики к увеличению, что может служить подтверждением нашей гипотезы о том, что люди менее охотно тратят деньги, которые сами заработали, приложив к этому определенные усилия, чем те, которые им подарили, дали безвозмездно или они выиграли.
Рис. 2. Блокнот-помощник
В целом, мы доказали, что контроль своих денежных средств ведет к их более рациональному расходованию, что в свою очередь способствует появлению сбережений, которые могут быть направлены на реализацию своей мечты.
Литература:
- Паранич В. А. Личный финансовый план: инструкция по составлению / В. А. Паранич. — Москва: И-Трейд, 2009. — 144 c.
- Пушкарь Е. А. Дети и деньги / Е. А. Пушкарь. — Москва: Известие, 2008. — 320 c