В статье описывается процесс создания условий для формирования у детей старшего возраста знаний о животных и растениях Хабаровского края посредством дидактических игр с математическим содержанием.
Ключевые слова: природное и растительное окружение, старший дошкольный возраст, дидактические игры, математическое содержание.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, познавательное развитие — это одна из пяти образовательных областей, которая предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой Родине и Отечестве.
По первому и второму аспекту познавательного развития дошкольников в настоящее время достаточно методической литературы и разработанных дидактических материалов, что же касается формирования первичных представлений о малой Родине, о природном и растительном окружении Хабаровского края для обучения детей дошкольного возраста, то по данному направлению методических пособий очень мало или же они малоизвестны для широкого круга педагогов.
Отсутствие в нашем регионе специально разработанных программ и методических и дидактических материалов для детей дошкольного возраста вызывает у воспитателей трудности при организации занятий с детьми.
На основании выделенной актуальности была сформулирована проблема исследования: как посредством игр с математическим содержанием способствовать формированию знаний у детей старшего дошкольного возраста о животных и растениях Хабаровского края?
Цельработы: создание условий для формирования у детей старшего возраста знаний о животных и растениях Хабаровского края, посредством дидактических игр с математическим содержанием.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты и выводы исследования могут быть использованы в педагогической деятельности воспитателей в дошкольных учреждениях.
Выполненная работа является запросом педагогов-практиков. Ее новизна заключается в разработке и оформлении дидактических игр с математическим содержанием для ознакомления с природным окружением Хабаровского края.
Путь внедрения. Данная работа может быть полезна педагогам при организации занятий, благодаря ей узнавать детям на занятиях о природном и растительном окружении родного края будет интереснее. Изготовленные дидактические игры могут быть использованы воспитателями в работе с детьми дошкольного возраста.
В ходе производственной практики в МАДОУ № 78 «Семицветик», г. Хабаровска, в старшей группе «Веснушки», проведя диагностику на выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний о природном окружении родного края, был сделан вывод, что уровень знаний детей старшей группы о природной среде родного места обитания развит недостаточно.
Рис. 1. Диагностика для детей старшего дошкольного возраста о животном и растительном окружении Хабаровского края
Рис. 2. Уровни сформированности знаний о природном окружении родного края у детей старшего дошкольного возраста
Любовь к Родине формируется постепенно в процессе накопления знаний и вырастает из любви к родным и близким, интереса детей к понятным явлениям общественной жизни и чувства причастности к судьбе своей малой родины. Этой работе способствовали игры с математическим содержанием, созданные для ознакомления детей с растениями, животными и птицами Хабаровского края.
Нами были изготовлены классические игры для детей старшего дошкольного возраста с региональным содержанием, с которыми вы можете ознакомиться:
Игра «Домино. Животные Хабаровского края »
Цель игры: развитие логического мышления, внимания, концентрации, понимание последовательности, развитие образного и числового сравнения.
Количество игроков: от 2 до 4.
Правила игры: игроки садятся за стол и выкладывают камни домино; каждый игрок получает несколько штук домино лицевой стороной вверх; первый игрок кладет один из камней домино на стол; следующий игрок должен положить камень домино с той же картинкой, что и на краю предыдущего камня; любой игрок, не имеющий подходящего камня, берет камень из «кучи» и пропускает ход; цель игры — убрать все камни первым.
Игра « Лото. Растения Хабаровского края »
Цель игры: развитие внимания, памяти, познавательных навыков, обучение счету по цифровому изображению.
Количество игроков: 2–4.
Правила игры: каждый игрок выбирает карточку, на которой написаны числа; каждый игрок соотносит фишку с растениями с номером на карточке.
Игра «Пазл «Птицы Хабаровского края»
Цель игры: развитие моторики, логического мышления, обучение сравнению множеств на основе счета и обучение счету по цифровому изображению.
Количество игроков: 1 или более.
Правила игры: перемешайте все пазлы и положите их лицевой стороной вниз; попросите ребенка выбрать один кусочек пазла и собрать его, соединив количество птиц с указанной цифрой; рекомендуется начинать с менее сложных головоломок и постепенно переходить к более сложным; поощряйте ребенка, когда он правильно собирает пазл, и помогайте, если он затрудняется.
Таким образом, мы считаем, что изготовленные игры будут хорошими помощникам воспитателям дошкольных образовательных организаций, как при организации занятий, так и в свободной деятельности детей в рамках реализации ФОП и воспитания любви к природе родного края.
|
|
|
Домино «Животные Хабаровского края» |
Лото «Растения Хабаровского края» |
Пазл «Птицы Хабаровского края» |
Рис. 3
Литература:
- Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла (МДК. 01. 02, 02. 04, 02. 05, 03. 02, 03. 04, 03. 05): учебное пособие для среднего профессионального образования / О. М. Газина [и др.]; под редакцией О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 111 с.
- Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: учебник для среднего профессионального образования / А. И. Савенков [и др.]; под научной редакцией А. И. Савенкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 339 с.
- Козина Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников: учебник для среднего профессионального образования / Е. Ф. Козина. –2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. –454 с.