В статье приводятся результаты анализа противоправного поведения в молодежной среде, а именно среди несовершеннолетних, а именно причины неправомерного поведения несовершеннолетних по мнению самих студентов, а также возможные пути снижения правонарушений среди несовершеннолетних.
Ключевые слова: неправомерное поведение, несовершеннолетние, анкетирование, студенты.
Противоправное поведение несовершеннолетних является серьезной проблемой, которая требует внимания и комплексного подхода со стороны общества и государства.
Актуальность исследования причин противоправного поведения несовершеннолетних и его профилактики объясняется и основными принципами государственной политики в сфере образования, закрепленными Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации».
Целью исследования стало изучение причин противоправного поведения несовершеннолетних, с последующим предложением методов для его профилактики.
В ходе исследования, автором было установлено, что при изучении вопросов, связанных с поведением несовершеннолетних, используются различные термины в определении самих субъектов. Помимо термина «несовершеннолетний» используются такие категории, как «молодежь» и «подростки».
Так, в статье 2 Федерального закона от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» закреплено, что молодежь, молодые граждане — это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом), имеющих гражданство Российской Федерации.
Термин «подросток» более уместен в сфере психологии и педагогики. Так, педагогический словарь, раскрывая категорию «подросток», указывает, что это мальчик или девочка в переходном от детства к юности возрасте (от 12 до 16–17 лет).
Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» под несовершеннолетним понимается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
В качестве исследуемой группы выделены несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет, а группу опрошенных респондентов составили студенты техникума, где я учусь, в возрасте от 16 до 18 лет.
В теоретической части конкурсной работы в целом был дан обзор административной и уголовной ответственности несовершеннолетних; рассмотрены органы, осуществляющие полномочия, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Важное место в системе органов, чья деятельность направлена на профилактику правонарушений несовершеннолетних, занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В ходе выполнения работы были получены данные о некоторых направлениях работы Комиссии по делам несовершеннолетних.
В 2023 году Комиссией было рассмотрено 1296 персональных дел в отношении несовершеннолетних и их законных представителей.
В ходе исследовательской работы была составлена анкета для опроса студентов разных специальностей нашего техникума. Всего было опрошено 136 студентов, 68 человек по юридической специальности и 68 по неюридическим специальностям.
Анкета включала две части. В первой части были тестовые вопросы на определение уровня правовых знаний наших студентов о противоправном поведении несовершеннолетних.
Вторая часть анкеты позволяла выявить мнение студентов о причинах неправомерного поведения, влиянии социальных сетей на него и мерах профилактики правонарушений среди молодежи.
В результате опроса студентов неюридических специальностей лишь один студент дал 100 % правильных ответов. Более половины верных ответов дали 37 % опрошенных.
Среди студентов юридической специальности два человека ответили верно на все вопросы первой части анкеты. Более половины правильных ответов дали 48 % студентов. Больше всего ошибок допускали в вопросах о возрасте и органе, который привлекает к ответственности.
Отвечая на вопрос о влиянии социальных сетей на совершение правонарушений среди несовершеннолетних, мнения разделились.
Однако в целом более половины опрошенных студентов считают, что социальные сети могут побуждать к совершению правонарушений, особенно когда несовершеннолетние не владеют знаниями о безопасном поведении в интернете, не имеют доверительных отношений с родителями и близкими, чувствуют себя одинокими.
Для борьбы с негативным влиянием социальных сетей на несовершеннолетних важно проводить профилактическую работу, обеспечить поддержку и консультирование для тех, кто стал жертвой онлайн-насилия.
Большинство опрошенных утверждают, что участие несовершеннолетних в общественно-полезной деятельности может значительно способствовать профилактике правонарушений.
Участие в общественно-полезной деятельности может предложить альтернативные способы проведения свободного времени для подростков, что поможет предотвратить антисоциальное поведение, развить чувство социальной ответственности.
В результате выполненной работы, были сделаны следующие выводы.
- Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних требует комплексного подхода, объединения усилий со стороны государства, общества, семьи.
- Необходимо повышать уровень правовых знаний как несовершеннолетних детей, так и их родителей:
2.1 Популяризация правовых знаний среди несовершеннолетних, в том числе, в студенческой среде, особенно среди студентов неюридических специальностей; в частности, мною разработан цикл презентаций по правовым вопросам с учётом специальности обучающихся.
2.2 Проведение цикла внеклассных мероприятий по вопросам правового воспитания молодёжи, направленных на формирование правомерного поведения обучающихся с приглашением практикующих юристов разных юридических профессий, в том числе и на родительские собрания.
2.3 Проведение конкурсов, викторин на правовые темы с учётом специальности обучающихся, способствующих повышению их мотивации к изучению законодательства в сфере будущей профессиональной деятельности.
2.4 Организация экскурсий в различные органы власти, осуществляющие защиту прав разных субъектов.
- Предотвращению антисоциального поведения среди несовершеннолетних способствует вовлечение их в общественно-полезную деятельность:
3.1 Участие в общественно-полезной деятельности помогает подросткам осознать свою роль в обществе и развить чувство социальной ответственности. Это может укрепить их связь с обществом и мотивировать их вести себя более ответственно.
3.2 Участие в различных проектах и мероприятиях позволяет несовершеннолетним развивать новые навыки, умения и опыт, что может повысить их самооценку и уверенность в себе. Это может снизить вероятность совершения правонарушений из-за отсутствия занятий или интересов.
3.3 Участие в общественно-полезной деятельности помогает подросткам находиться в позитивной социальной среде, где они могут общаться с единомышленниками, получать поддержку и вдохновение от других людей, что способствует формированию здоровых ценностей и поведения.
3.4 Участие в общественно-полезной деятельности может предложить альтернативные способы проведения свободного времени для подростков, что поможет предотвратить антисоциальное поведение, склонность к нарушениям и преступлениям.
- Необходимо дальнейшее усиление роли семьи как важнейшего социального института. Осуществление родителями не только обязанностей по воспитанию детей, возложенных на них законом, но и осознание ими их моральной ответственности перед обществом.
- Необходимо широкое информирование подростков о возможности использования доступной квалифицированной психологической помощи.
- Со стороны родителей необходимо повышение знаний о социальных сетях, которыми интересуются подростки; осуществление контроля за активностью своих детей в интернет пространстве.
Литература:
- Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 N 489-ФЗ (ред. от 22.04.2024).
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022).