В статье описан опыт разработки и внедрения привил игры в баскетбол для людей с нарушением зрения.
Ключевые слова: баскетбол, адаптивный, нарушение зрения, ограниченные возможности здоровья, инклюзивный спорт, физическое развитие, социализация, игра.
Работа с молодёжью традиционно остаётся одним из наиболее значимых направлений государственной политики Российской Федерации. Так же в рамках государственной молодежной политики реализуется поддержка молодых людей с ограниченными возможностями. В нашей стране уделяется большое внимание людям с ограниченными возможностями, практически во всех сферах от образования до спорта.
И одним из примеров успешных практик в данном направлении является проект «Тихий баскетбол», где Российская федерация баскетбола организует соревнования и реализует поддержку людей с ОВЗ. В данном проекте уделено внимание таким категориям инвалидности как люди с нарушением слуха, с нарушением интеллекта, с нарушением опорно-двигательного аппарата. Но, к сожалению, такого направления инклюзивного спорта как баскетбол для людей с нарушением зрения не существует. Хотя тотально слепые люди играют в хоккей, футбол, теннис. Поэтому мы заинтересовались данным вопросом, и решили устранить этот пробел, адаптировав правила баскетбола под возможности людей с нарушением зрения, и создав, по сути, новую игру, где ориентироваться людям помогает система звуков и адаптивный, звенящий мяч.
Дети с патологиями зрения нуждаются в ранней реабилитации, ведь чем быстрее начать процесс коррекционного воспитания и образования, тем выше впоследствии их интеграционные возможности. Социальную адаптацию детей с нарушением зрения можно реализовать повышением двигательной активности [1]. Поэтому, в лечебных и общеоздоровительных мероприятиях по коррекции патологий зрения детей широко используют игровой метод.
Дети с нарушением зрения, как и нормально видящие, любят играть и могут играть почти в любую игру, только слабовидящих детей надо научить этому, помочь им овладеть игрой. Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания незрячих и слабовидящих детей. Баскетбол является игровым видом спорта, который связан с выносливостью и большими физическими нагрузками [2]. Постоянная двигательная нагрузка, присутствующая в игре в баскетбол, производит всестороннее воздействие на зрительный аппарат и органы молодого организма. Применение такого сильно действующего метода, как спорт, с профилактической целью следует крайне тщательно дозировать, регулировать и контролировать [3]. Так же в процессе игры в баскетбол дети активизируются, у них увеличивается интерес к двигательному режиму, воспитывается воля, настырность, смелость, отвага, выносливость, дисциплина и общительность [4,5].
Обучение этой игре слабовидящих детей требует огромного количества сил, контроля и времени. Игровые умения у таких детей формируются длительное время, по сравнению с детьми с сохранным зрением [6]. Для улучшения у детей с нарушенным зрением конкретных умений, нужно: множественное повторение изучаемых движений; выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, вслед за тем объединяя их в целое; выполнение движения в облегченных условиях. Чтобы сформировать у детей полноценное восприятие учебного материала, нужно применить демонстрацию двигательных действий и спортивного инвентаря. Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием. Дети с нарушением зрения нуждаются в особом подходе в подборе упражнений [6; 7].
Актуальность представляемого проекта по теме адаптивный баскетбол, связана с тем, что всё большую значимость в современном мире приобретает внедрение адаптационных программ направленных на социализацию детей с ОВЗ. Известно, что такие ребята выступают на соревнованиях по таким видам спорта, как настольный теннис, хоккей, голбол. И в этой связи мы решили разработать программу, которая, на наш взгляд, расширит двигательные возможности людей с ограниченными возможностями, связанными с нарушением зрения. Так появилась идея создания адаптивного баскетбола.
Новизна представляемого проекта обусловлена сдеюующим:
- В формате нашего проекта мы: создали программу, адаптировали правила игры в баскетбол, создав безопасные условия для людей с нарушением зрения, перевели на текст брайля, внедрили новые конструктивные элементы в звенящий мяч, предложили специализированное зонирование пространства для проведения этой игры, снабдили баскетбольных щиты дистанционными звуковыми оповещателями, для лучшей ориентации игроков на площадке, продумали новые жесты для судей.
- Курс адаптивного баскетбола в формате уроков физической культуры школьников с ОВЗ в школе-интернате номер 2 города Хабаровска дополнился игровой деятельностью.
- Опрос обучающихся и преподавателя школы-интерната номер 2 города Хабаровска показал, что таким видом спорта ребята хотели бы заниматься, но для этого нет необходимого программного сопровождения.
Цель статьи: раскрытие и распространение успешного практического опыта разработки и внедрения, адаптивных правил игры в баскетбол для детей с нарушение зрения.
Проблема. Внедрение и распространение успешных практик занятий адаптивным баскетболом позволит решить три проблемы:
— так как людям с нарушением зрения недоступны или запрещены некоторые виды спорта в силу своей специфики, адаптивный баскетбол позволит охватить и привлечь к занятиям спортом большее количество людей.
— так как данная игра является командным видом спорта, мы получаем возможность развития инклюзивного пространства, что будет способствовать формированию позитивного образа человека с ОВЗ в обществе.
— внедрение инициативы позволит разнообразить формы социализации, абилитации и реабилитации людей с нарушением зрения в образовательном процессе.
Изученная нами научно-методическая литература по проблеме нарушения физического развития у детей с нарушениями зрения позволила разработать правила игры с индивидуальным подходом к слабовидящим и тотальны слепым. Краткое описание правил:
Играют 2 команды по 4 человека, один из которых с полным отсутствием зрения (ОКО). Игра проходит на стандартной площадке со специальной тактильной разметкой (рис. 1). Время игры: 2 тайма по 10 минут. Игра ведётся звенящим баскетбольным мячом. На щитах установлены звуковые оповещатели. Игровая форма команд разного цвета, плюс отдельного цвета у игроков с око.
Рис. 1. Разметка площадки
ОКО на площадке находится перед кольцом в определённой зоне, расчерченной тактильными указателями в районе штрафной. В зону око никто не может заходить и мешать играть. Задача око дождаться паса от своих напарников по команде и забросить мяч в кольцо. Ориентируйся по тактильным указателям и по звуковому сигналу, который прозвучит, как только он получит мяч. На бросок даётся 8 секунд. Если не попал, напарники по командам подбирают мяч и забрасывают его самостоятельно или снова отдают мяч око. Команды могут атаковать кольцо и без участия око, но не более двух заходов на половину соперника. Попадание око в кольцо принесёт команде 4 очка! (рисунок 2)
Рис. 2. Дополнительные жесты судей
Важно, для безопасности! После броска необходимо прикрывать голову руками и дождаться пока мяч упадет на пол. Подбор мяча после броска осуществляется только после отскока от пола. Пас око можно передавать из рук в руки, отскоком от пола, катанием или прямой передачей. Напарники по команде могут подсказывать око, соперникам, голосом мешать, путать око — запрещено. Во всём остальном правила, нарушения, жесты судей, ауты, схожи с официальными правилами РФБ.
После апробации новых правил, были проведены тренировки для детей на базе школы-интерната № 2. Когда у ребят стало получаться, и они поняли суть игры, научились концентрироваться на звуковых сигналах — мы провели товарищескую игру (рисунок 3), которая и показала реальность внедрения такой игры в образовательный процесс или внеурочную деятельность.
Рис. 3. Проведение обучающей игры
Учитывая заинтересованность адаптивных школ в расширении и развитии новых направлений в привлечении к регулярным занятиям физической культурой и спортом людей с ОВЗ, считаем, что данный проект будет востребованным для людей с ограничением зрения. Мы уверены, новая игра займёт своё место в мире инклюзивного спорта.
Литература:
- Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 240с.
- Яхонтов Е. Р. Физическая подготовка баскетболистов: учеб. пособие / Е. Р. Яхонтов. — СПб: Изд-во Олимп, 2007. — 134с.
- Вуден Д. Современный баскетбол / Д. Вуден. — М.: Физкультура и спорт, 2009. — 256с.
- Гомельский А. Я. Энциклопедия баскетбола / А. Я. Гомельский. — М.: Гранд Фаир, 2002. — 442с.
- Сударчикова Л. Г. Педагогическая психология / Л. Г. Сударчикова. — М.: Флинта, 2015. — 320с.
- Подколзина Е. Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. — 2001.– № 2. — С.84- 88с.
- Солнецева Л. И., Подколзина Е. Н. Воспитание и обучение слепого дошкольника. — М.,2005. –147с.
- Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих / А. Г. Литвак. — Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб: Изд-во РГПУ, 1998. — 271 с.
- https://profiki-sno.tilda.ws/adaptivniybasketball