Живая книга памяти «Солдат. Учитель. Патриот» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Киясь, В. В. Живая книга памяти «Солдат. Учитель. Патриот» / В. В. Киясь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33.1 (532.1). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117142/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена Году педагога и наставничества и 80-летию Дня Победы. Статья создана силами педагогов, обучающихся. В статье представлены результаты сбора и оформления «Живой книги памяти «Солдат. Учитель. Патриот» с использованием платформы Tilda.

Ключевые слова: учителя-ветераны Великой Отечественной войны,Верхнебуреинский район, патриотическое воспитание, малая Родина.

2025 год является очень важным, знаменательным годом для нашей страны. Мы будем отмечать 80-ю годовщину Великой Победы нашего народа над фашизмом. В великую эпопею всенародного подвига, каким была Отечественная война 1941–1945 гг., учительство вписало немало героических страниц. С первых дней войны многие тысячи учителей, надев серые солдатские шинели, с оружием в руках, плечом к плечу, со своими учениками отважно сражались за нашу Родину.

Вряд ли найдётся такой участок фронта, такое сражение Великой Отечественной Войны, где бы ни сражались учителя. В статье я хочу рассказать о тех, кто ушёл защищать нашу Родину, об учителях-фронтовиках нашей района, о которых маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский писал: «Учитель и на фронте, в окопах, оставался верен своей профессии — личным примером учил, как надо воевать».

Об учителях школ Верхнебуреинского района, честно сражавшихся на фронтах войны и честно трудившихся на благо нашей Родины, мы, молодое поколение, знаем очень мало. Собранная информация, а именно автобиографические сведения о ветеранах, личные качества каждого ветерана, его трудовые дела, поможет в организации внеклассной работы по патриотическому воспитанию молодежи, сохранить память о ветеранах- учителях. Решению этой задачи способствует проект «Живая книга памяти «Солдат. Учитель. Патриот».

Книга памяти — это ценный исторический источник минувшей военной эпохи. Потомки будут обращаться к ним, когда возникнет потребность вновь прикоснуться к героическим событиям Великой Отечественной войны. Благодаря публикации всех списков погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, люди больше узнают информации о судьбах людей, которые положили свои головы на защиту отечества в борьбе с фашизмом.

Многие свидетели тех лет не дожили до наших дней. Но память о павших без вести будет жить вечно, передаваясь от поколения в поколения, но с условием, если мы молодое поколение ее сохраним. Это не только скорбь о погибших, это и гордость за величие совершенного ими подвига во имя Отчизны, потому что без них не было бы Победы, не было бы нашего будущего.

Память о войне живет в каждой семье. Во многих семьях хранятся старые фотографии, награды, личные вещи тех, кого с благодарностью вспоминаем мы сегодня, благодаря кому мы, дети, не знают, что такое война, голод, разруха, детский каторжный труд на заводах и в колхозах.

По поручению Президента Российской Федерации началось создание Книг памяти, которые содержат информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны («Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа»).

Данные для наполнения Книги памяти взяты из официальных архивных документов. Основной массив документов — это донесения боевых частей о безвозвратных потерях, другие архивные документы, уточняющие потери (похоронки, документы госпиталей и медсанбатов, трофейные карточки советских военнопленных и т. д.), а также паспорта захоронений советских солдат и офицеров.

Бесспорно, создание электронной версии Книги памяти делает сведения о воинах более доступными, открывает новые возможности для обновления информации о погибших и пропавших без вести.

Исторические источники — результаты деятельности человека, которые до нас дошли и которые помогают изучать прошлое. Человек, изучающий источники, должен искать в них ответ на какой-либо определённый вопрос. В зависимости от постановки вопроса источник может сообщать разную информацию.

Письменные источники хранятся в архивах — хранилищах документов. Некоторые документы были засекречены, лишь спустя десятки лет их рассекретили, и они стали доступны в общем пользовании, которыми я и воспользовалась.

Вещественные памятники хранятся в музеях, а у некоторых дома. Это, например, картины, иконы, фотографии. Таким образом, исторические источники — это источники наших знаний по истории. А история учит правильно, грамотно рассуждать и понимать все, что происходит в мире. История воспитывает достойных людей, создателей лучшей жизни и ее защитников. Изучая прошлое, люди учатся понимать настоящее и улучшать будущее.

Книги памяти бывают разных видов. Есть Книги памяти в бумажном варианте, а есть и в электронном виде. Книги памяти хранятся в музее и библиотеках, а также имеются в семейных библиотеках.

Дополнительным ресурсом для поиска информации являются интернет ресурсы. На сегодняшний день в Интернете существует множество ресурсов о Великой Отечественной войне: от уникальных архивов до мультимедийных карт военных действий, от сборников видеоинтервью ветеранов до фотоальбомов из семейных архивов. Это: общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»; обобщенный банк данных ОБД Мемориал; база памятников, мемориалов, воинских захоронений солдат ВОВ «Помните нас»; всероссийский проект «Наша общая Победа»; сайт «Военная литература»; частный фотопроект «Военный альбом»; проект «Семейные фотохроники Великой Отечественной войны»; проект «Победители».

Из этих источников мне удалось установить боевой путь и найти информацию, в котором имеются документы из военных архивах о ходе и боевых операциях, подвигах и наградах педагогов воинов Великой Отечественной войны.

В результате обсуждений пришли к единому мнению, что надо создать свою Книгу памяти своих земляках, так появились идея и название книги — «Живая книга памяти «Солдат. Учитель. Патриот» цель, которой — увековечить память наших земляков-защитников Отечества.

Сначала был разработан замысел создания книги: выбрать ответственных за сбор материалов; собрать текстовый и иллюстративный материал; осуществить общий дизайн электронной книги памяти; придумать ее название; осуществить сборку электронной книги.

Были пересмотрены десятки семейных фотографий, архивных материалов, награды. Весь полученный материал был сфотографирован или пропущен через сканер и передан инициативной группе для опубликования в «Живой книге памяти «Солдат. Учитель. Патриот».

После полученной информации, мы написали рассказы об учителях-ветеранах — участниках Великой Отечественной войны. Нашли уникальные архивные документы, по которым мы узнали: дату и место призыва, последнее место службы, воинское звание, причину дату и место выбытия воина (документы, подтверждающие данный факт); архивные данные о награждении: приказ о награждении и сопроводительные документы к нему; карты боевых действий того или иного подразделения, передвижение войск; фотографии из семейных архивов.

Оформление книги памяти. Для начала мне необходимо было продумать дизайн моей «Живой книги памяти», какой будет главная страница сайта, представить основные разделы Книги, как их оформить. Судьба каждого ветерана — это отдельный раздел живой книги, где можно увидеть фотографии из семейного архива, сведения о нем, рассказы, воспоминания родственников, архивные документы.

Презентация Книги памяти прошла в техникуме. Готовая электронная книга «Живая книга памят «Солдат. Учитель. Патриот» вызвала огромный интерес и у студентов, и у преподавателей. Все пришли к единому мнению — работа была проделана нужная и важная, ведь нужно сохранять память о наших ветеранах. Данный проект помог студентам раскрыться с необычной стороны. Они получили возможность прикоснуться к истории своей Родины изнутри — с позиции человека и семьи, осознали важность и нужность каждого человека для своей страны, увидели необходимость сохранять историю для потомков. Собранные материалы можно использовать для подготовки и проведения уроков, внеклассных мероприятий, классных часов, диспутов по данной теме преподавателям, студентам, кураторам групп.

Литература:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot 2015.shtml.
  2. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о великой победе!». — Москва, «Гном и Д», 2005. — 25с.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, Книга памяти, документ, учитель, архив, Верхнебуреинский район, единое мнение, Живая книга, история, молодое поколение.


Ключевые слова

патриотическое воспитание, малая родина, учителя-ветераны Великой Отечественной войны, Верхнебуреинский район

Похожие статьи

Создание Книги Памяти «Я помню! Я горжусь!» на основе материалов семейных архивов студентов

В статье представлены результаты инициации и внедрения социально-исследовательского проекта направленого на создание Книги Памяти «Я помню! Я горжусь!» для формирования у студентов бережного отношения к памяти предков, воспитания гордости за подвиг п...

Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»

В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края средствами мини-музея «Мой любимый край»

Воспитание маленьких патриотов на основе ознакомления с военной историей города

В статье рассматривается актуальность темы нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников — одной из важнейших задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и ро...

Мини-музей истории родного края в группе ДОУ

В статье раскрывается актуальная тема патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством создания мини-музея «Край чувашский, край родной» в группе ДОУ.

«Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)

В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».

Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте

В данной статье обоснована значимость патриотического воспитания дошкольников в наши дни. Введение в план занятий с дошкольниками изучения понятий о Родине, патриотизме, любви к природе и уважения к труду соотечественников под названием «Россия — Род...

Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны

Патриотизм в дошкольном возрасте закладывается на примере мужества и героизма русских солдат, на основе ознакомления с историческими фактами своего города в годы ВОВ, героическому прошлому нашей Родины, пониманию и умению ценить мир.

Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Дерево Дружбы»

Похожие статьи

Создание Книги Памяти «Я помню! Я горжусь!» на основе материалов семейных архивов студентов

В статье представлены результаты инициации и внедрения социально-исследовательского проекта направленого на создание Книги Памяти «Я помню! Я горжусь!» для формирования у студентов бережного отношения к памяти предков, воспитания гордости за подвиг п...

Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»

В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края средствами мини-музея «Мой любимый край»

Воспитание маленьких патриотов на основе ознакомления с военной историей города

В статье рассматривается актуальность темы нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников — одной из важнейших задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и ро...

Мини-музей истории родного края в группе ДОУ

В статье раскрывается актуальная тема патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством создания мини-музея «Край чувашский, край родной» в группе ДОУ.

«Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)

В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».

Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте

В данной статье обоснована значимость патриотического воспитания дошкольников в наши дни. Введение в план занятий с дошкольниками изучения понятий о Родине, патриотизме, любви к природе и уважения к труду соотечественников под названием «Россия — Род...

Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны

Патриотизм в дошкольном возрасте закладывается на примере мужества и героизма русских солдат, на основе ознакомления с историческими фактами своего города в годы ВОВ, героическому прошлому нашей Родины, пониманию и умению ценить мир.

Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Дерево Дружбы»

Задать вопрос