Амурский островок: популяризация культуры коренных народов Хабаровского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Одзял, Д. Д. Амурский островок: популяризация культуры коренных народов Хабаровского края / Д. Д. Одзял. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33.1 (532.1). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117153/ (дата обращения: 15.11.2024).



В работе представлена информация о мероприятиях, позволяющих популяризировать культуру и обычаи коренных малочисленных народов Хабаровского края.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы Крайнего Севера, ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края, Приамурье, этнотуризм, культура народов, носители культуры, традиции.

Исторически на территории современного Хабаровского края жили народы, знакомые нам как коренные малочисленные народы Крайнего Севера. О традициях, особенностях и укладах жизни отдельных народов России мало известно, несмотря на то, что мы проживаем в тесном соседстве.

Для знакомства с культурой народов Приамурья предлагается проект, позволяющий рассмотреть возможности популяризации культуры коренных народов Хабаровского края, а значит больше узнать о россиянах с собственным национальным колоритом.

В Хабаровском крае проживает восемь коренных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены. Каждый из этих народов имеет свою уникальную культуру и род занятий. Особенность Хабаровского края заключается в его географическом положении — на севере региона коренные малочисленные народы занимаются преимущественно оленеводством и являются кочевыми, вдоль реки Амур — рыболовством, на побережье Охотского моря и Татарского пролива — морским рыболовством, в горах Сихотэ-Алиня — охотой. Географически Хабаровский край разделен на две части: центральную и северную. Северная часть малообитаемая ввиду сложных рельефа и климатических условий, поэтому закономерно, что большая часть коренных жителей местообитанием приурочена к более южному участку края. Здесь сосредоточено проживание большинства малых народностей края. Как и у всего человечества — расселение издревле привязывалось к водоемам, поэтому национальные селения традиционно расположены по берегам Амура и впадающих в него рек и озер, а также по побережью Татарского пролива.

В последние годы растет количество студентов, относящихся к коренным народам края. Становится понятно, что нельзя упустить возможность поближе узнать о культуре от её носителей: почти все юноши и девушки знают национальные языки и танцы, умеют вышивать и рисовать узоры, занимаются северным многоборьем. Эта информация необходима для формирования кругозора современного человека, гражданина и патриота своей страны.

На волне интереса к культуре народов Приамурья в 2024 г. в КГБ ПОУ «Солнечный промышленный техникум» проходил краевой фестиваль «Народы и традиции Приамурья», где участники со всего края показывали свои умения в кулинарии, северном многоборье, художественном творчестве.

В начале работы над проектом был сделан опрос среди студентов и преподавателей техникума по жизни коренных народов. Опрос проводился экспресс-методом прямо в аудиториях. Специально не был запущен через онлайн-приложения, чтобы исключить возможность посмотреть информацию в поисковиках. Большинство правильных ответов были элементарно угаданы. Таким образом, выяснилось, что большинство студентов имеют малое представление о жизни и культуре коренных народов.

В ходе работы предложен вариант создания мобильного центра популяризации культуры народов Приамурья, поэтому проект назвали «Амурский островок».

Идея создания этнических центров на территории края имеет несколько эпизодов, все они связаны с освоением дальневосточного гектара, а значит стационарные, и, как следствие имеют под собой бизнес — основу. Но продуктом этого проекта будет являться создание на базе учебного заведения кружка дополнительного образования краеведческого направления. Такой проект не будет коммерческим, но, возможно, у кого-то появится мысль оформить индивидуальное предприятие или самозанятость по данной тематике.

Руководителем кружка является взрослый, который направляет студентов на развитие знаний и умений в национальном творчестве и спорте. Членами данного кружка не обязательно должны быть ребята из числа коренных народов. Раз в месяц на любой площадке — это может быть территория техникума, открытая зона, дом культуры, музей, школы — устраивается творческий отчет, по заранее составленной программе. Покупка необходимого и расходных материалов для работы мобильного центра идет из финансирования кружка.

Предварительная подготовка к отчетному занятию ведется в часы работы кружка. В начале года создается календарь занятий и мастер-классов с учетом мероприятий Солнечного района, тогда это будут выездные мастер-классы. Администрация района проводит много мероприятий к разным датам и номера национального творчества очень востребованы. Мероприятия, проводимые в соучастии с районными или поселковыми тематическими мероприятиями, тоже позволяют получить финансирование от администрации.

Занятия разной степени сложности и направленности могут проводиться для людей разных возрастов: младшие дети, школьники и взрослые.

Например, для младших детей занятие проводится длительностью максимально до 30 минут по структуре: легенда или сказка, рефлексия по содержанию (нравственная сторона), творческая работа: лепка из пластилина, рисунок, раскрашивание, оригами и др., спортивные упражнения северного многоборья, основы изучения языка.

Для взрослого населения занятие составляет час или более времени, более познавательного характера, примерно такой направленности: историческая информация о малом народе / легенда, географические места проживания, знаковые места народов, изготовление сувениров из природных материалов, приготовление национального блюда, разучивание национального орнамента, знакомство с видами национальной одежды, приемы и упражнения северного многоборья, разучивание элементов танца, основы письменности и языка.

Наработанный материал не останется лежать на полке, а будет входить в сборник информации, который сразу будет и учебным пособием (на манер «Разговоров о важном»). Рационально на его основе для учебных учреждений предложить через министерство образования ввести раз в месяц краеведческий час.

Во время работы появился косвенный продукт — настольная игра–бродилка «Амурский островок». Игра задумана как перемещение по объектам национальных знаковых мест (стойбища, священные места, географические объекты) территории центральной и южной частей Хабаровского края, но без географической точности. На каждый объект имеется QR — код с описанием.

В продолжение работы планируется создание серии мини-фильмов по мотивам национальных сказок и легенд, а также географических мест. Тема проектной работы так же интересна тем, что работа над занятиями создает картотеку интересных объектов для эко- и этно-туризма.

Идея проекта была поддержана и одобрена в ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края.

D:\рабочий стол\Макарова А.А\Конкурсы, олимпиады чужие\Студенческая весна 2024\Кюар коды\Тардоки Яни.png

Во всей стране проявляется подъем интереса к истории малой Родины, культуре коренных народов. Поэтому создание мобильного мини-центра, который несет информацию о культуре коренных народов Хабаровского края очень значимо для просвещения населения.

Литература:

  1. Забияко А. П., Беляков А. О., Воронина А. С., Завадская Е. А., Зиненко Я. В., Конталева Е. А., Матющенко В. С., Пелевина О. В., Родионова К. И., Чирков Н. В. Народы и религии Приамурья / Под ред. А. П. Забияко. — Благовещенск: Изд-во Амурского гос. университета, 2017. — 424 с.
  2. Дмитриева Т. Н. Три поездки в Приамурье / Т. Н. Дмитриева // Творец культуры. Материальная культура и духовное пространство человека в свете археологии, истории и этнографии: Сборник научных статей, посвященный 80-летию профессора Дмитрия Глебовича Савинова / Институт истории материальной культуры РАН. — Санкт-Петербург, 2021. — С. 736–742.
Основные термины (генерируются автоматически): Хабаровский край, культура коренных народов, Народ, северное многоборье, ассоциация коренных, Крайний Север, культура народов Приамурья, малочисленный народ Севера, национальное творчество, Татарский пролив.


Ключевые слова

традиции, культура народов, коренные малочисленные народы Крайнего Севера, ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края, Приамурье, этнотуризм, носители культуры

Похожие статьи

Сохранение и воссоздание традиционной культуры коренных малочисленных народов в Сибирском федеральном округе

Как познакомить дошкольников с традициями, обычаями и играми коренных народов

Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, через знакомство воспитанников старшего дошкольного возраста с играми, традициями и обычаями коренных народов Кузбасса.

Оленеводство Ямала – как этносохраняющая сфера деятельности местного населения региона

В статье рассмотрена отрасль оленеводства в ЯНАО. Акцентируется внимание на роли оленеводства в сохранении самобытности ненецкого населения. Подчеркивается огромное влияние основного рода занятий и трудовой деятельности на образ жизни и сохранения эт...

Государственная поддержка развития народных промыслов на примере Томской области

В данной работе проведено исследование о сохранении и развитии народных художественных промыслах.

Проблема сохранения традиций якутского народа

В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...

Формирование этнокультурных представлений у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем

Актуальность исследования на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой мы проживаем. Поэтому, необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него...

Религиозные ценности как туристский ресурс в Республике Саха (Якутия)

В последнее время повышается роль религии как духовного наставника в обществе, и Якутия, имеющая многовековую историю православия, национальных традиционных верований и многонациональный состав населения, не может оставаться в стороне от этих процесс...

Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса

В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»

В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Трансформация советских художественных праздников

В статье рассмотрены вопросы, связанные с трансформацией художественных праздников Якутии, республика Саха. Представлены аспекты формирования и развития традиционной культуры в послереволюционное время, а также судьба традиционных праздников, таких к...

Похожие статьи

Сохранение и воссоздание традиционной культуры коренных малочисленных народов в Сибирском федеральном округе

Как познакомить дошкольников с традициями, обычаями и играми коренных народов

Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, через знакомство воспитанников старшего дошкольного возраста с играми, традициями и обычаями коренных народов Кузбасса.

Оленеводство Ямала – как этносохраняющая сфера деятельности местного населения региона

В статье рассмотрена отрасль оленеводства в ЯНАО. Акцентируется внимание на роли оленеводства в сохранении самобытности ненецкого населения. Подчеркивается огромное влияние основного рода занятий и трудовой деятельности на образ жизни и сохранения эт...

Государственная поддержка развития народных промыслов на примере Томской области

В данной работе проведено исследование о сохранении и развитии народных художественных промыслах.

Проблема сохранения традиций якутского народа

В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...

Формирование этнокультурных представлений у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем

Актуальность исследования на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой мы проживаем. Поэтому, необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него...

Религиозные ценности как туристский ресурс в Республике Саха (Якутия)

В последнее время повышается роль религии как духовного наставника в обществе, и Якутия, имеющая многовековую историю православия, национальных традиционных верований и многонациональный состав населения, не может оставаться в стороне от этих процесс...

Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса

В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»

В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Трансформация советских художественных праздников

В статье рассмотрены вопросы, связанные с трансформацией художественных праздников Якутии, республика Саха. Представлены аспекты формирования и развития традиционной культуры в послереволюционное время, а также судьба традиционных праздников, таких к...

Задать вопрос