В статье рассмотрен ряд вопросов, связанных с выявлением роли социального сообщества ВКонтакте «Фин-Ботики» в повышении мотивации у студентов при обучении финансовой грамотности. Для организации учебного процесса была использована социальная сеть ВКонтакте, замечена эффективность данной формы работы для проведения учебных (внеучебных) занятий по дисциплине «Основы финансовой грамотности и предпринимательского дела».
Ключевые слова: социальные сети, мотивация, обучение, финансовая грамотность, социальная сеть ВКонтакте, «Фин-Ботики», учебный процесс, учебное задание, интерактивные задания.
В настоящее время социальные сети стали неотъемлемой частью нашей действительности. Социальные сети активно развиваются, предлагая пользователям новые функции и услуги, тем самым делая виртуальное общение разнообразным и привлекательным для различных групп пользователей.
Действительно, среди молодежи едва ли можно найти человека, который не имел бы аккаунта в той или иной социальной сети, поэтому социальные сети могут и должны активно использоваться при обучении финансовой грамотности.
Неоспоримым является то, что мотивация играет значимую роль в изучении основ финансовой грамотности, часто это ведущий фактор, влияющий на успех в освоении новой дисциплины (предмета). Таким образом, мотивы — это то, что побуждает действовать, а в случае с обучением — что направляет и заставляет активнее усваивать тот или иной материал [1].
В современном мире очень много социальных сетей, где люди создают аккаунты. В России самым популярным сайтом и социальной сетью является «ВК». Это бесплатная площадка для организации учебной деятельности, которая позволяет обучаться в дистанционном режиме, комфортном для обучающихся: одновременно выдвигать идеи, решать задачи, обсуждать вопросы и общаться [2].
Элементы финансовой грамотности включены в федеральные государственные образовательные стандарты на всех уровнях образования. В КГБ ПОУ «Хабаровском автомеханическом колледже» в основные профессиональные образовательные программы добавлена учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности и предпринимательского дела» по всем специальностям и профессиям. Для того, чтобы повысить мотивацию обучающихся к учебной дисциплине «Основы финансовой грамотности и предпринимательского дела» на базе колледжа было создано в социальной сети «ВКонтакте» сообщество «Фин-Ботики».
Официальная дата старта сообщество «Фин-Ботики» ноябрь 2023 года. Основная цель информационно-просветительского ресурса — повышение мотивации обучающихся при обучении финансовой грамотности. Сообщество предназначено для широкой аудитории с разным уровнем знаний об экономике, финансах, страховании и т. д. В материалах сообщества в простой форме, с некоторыми допущениями и упрощениями разбираются ситуации, с которыми может столкнуться каждый — от необходимости взять кредит и выбрать наиболее удачный вариант накопления денег до поиска оптимальной стратегии формирования будущей пенсии. Это не прямое руководство к действиям, а лишь вспомогательная информация, которую можно учитывать, чтобы не оказаться в неблагоприятной ситуации и не упустить из виду что-нибудь важное при принятии финансовых решений.
Участниками данного сообщества являются обучающиеся 1–4 курсов колледжа, а также преподаватели. Охват аудитории сообщества «Фин-ботики» в социальной сети «ВКонтакте» составляет более 270 подписчиков. В сообществе регулярно в красочной форме выкладываются «посты», весь контент статьи и картинки на тематику финансов (финансовой культуры), а также опросы. Сообщество является публичной страницей, что отображает ее на страницах пользователей. Ссылка на социальное сообщество «Фин-Ботики «ВКонтакте»: https://vk.com/club223356243 .
Достигнутые результаты следующие: 1) проведен онлайн-вебинар для студентов «Дропы. Как стать крутым и испортить себе жизнь» (подключений 123); 2) проведено онлайн-викторин, онлайн-игр, розыгрышей для студентов более 134 (количество участников более 1682); 3) проведение еженедельной рубрики «Пятничная викторина» (количество участников более 1215).
Поимо этого в сообществе «Фин-ботики» регулярно публикуется информация о различные мероприятия для обучающихся, в которых они активное принимают участие. Достигнутые следующие результаты: участие в онлайн-уроках Банка России по финансовой грамотности для школьников, студентов средних профессиональных организаций (количество участников более 1847).
«Встроение» финансового сообщества «Фин-Ботики» в учебную дисциплину «Основы финансовой грамотности и предпринимательского дела» положительно влияют на формирование знаний и умений обучающихся: повышают мотивацию обучающихся к учебной деятельности, развивают познавательный интерес и творческие способности, способствуют легкому и быстрому получению, освоению и использованию непрерывно обновляющейся информации в области финансовой грамотности. С помощью данного сообщества преподавателю удается «прививать» финансовую культуру обучающимся.
С целью выяснить отношение целевой аудитории к социальному сообществу «Фин-Ботики» «ВКонтакте» проведен опрос. Метод формирования выборочной совокупности — случайный. Объем выборки 208 человек. Опрос проводился среди обучающихся 1–4-х курсов колледжа, подписанных на социальное сообщество «Фин-Ботики».
Среди респондентов подавляющее большинство оказалось мужского пола — 64,9 %, соответственно 35,1 % это женщины. Возраст респондентов: 79,8 % — от 18 до 21 года, от 14 до 17–15,9 %, от 22 до 25–4,3 %. Посещают обучающиеся сообщество: ежедневно — 61 %, раз в неделю — 26 %, несколько раз в месяц — 13 %.
На вопрос «С какой целью вы посещаете сообщество»? ответы распределились следующим образом: быть в курсе новостей в области финансовой грамотности — 53,8 %, принимать участие в различных конкурсах, викторинах (интерактивах) — 46,2 %.
На вопрос «В каких мероприятиях за последнее время вы принимали участие в сообществе»? ответы следующие: большинство опрошенных онлайн-уроках организованные ЦБ РФ, викторины по финансовой грамотности, вебинары, интеллектуальные игры, розыгрыши, конкурсы и олимпиады по финансовой грамотности. Информация, публикуемая в сообществе, оказалась для большинства опрошенных скорее полезной, что составило 94 %. Благодаря социальному сообществу: 54,8 % опрошенных стали лучше ориентироваться в финансовых услугах, 59,1 % знают, как распознать и защитить себя от мошенников, и 34,6 % научились вести учет своих доходов и расходов.
На вопрос «Как социальное сообщество «Фин-Ботики» повлияло на вашу мотивацию при изучении дисциплины «Основы финансовой грамотности»? ответы следующие: 63,2 % опрошенных появился интерес к дисциплине, у 36,8 % успеваемость по дисциплине «Основы финансовой грамотности» повысилась. Помимо этого, опрошенные отметили еще одну не мало важную форму мотивации, как поощрение (бонусы) обучающихся за участие в различных онлайн-мероприятиях, проводимых сообществом «Фин-Ботики»: превалирующее количество составили именные сертификаты — 82 %, билеты в кино (театр) — 10 %, лотереи — 5 %, страховые полисы — 3 %.
На первоначальном этапе социальное сообщество «Фин-Ботики» не стремиться к быстрому росту численности подписчиков, тут идет уклон на повышение заинтересованности среди обучающихся (молодежи). В какой-то степени можно назвать ее сейчас элитарной. Данное сообщество полностью выполняет свое предназначение и является важным инструментом по вовлечению студентов в учебный процесс и повышению их мотивации при обучении финансовой грамотности.
Литература:
- Абрамова О. М., Соловьева О. А. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2016. — № 9. — С. 1055–1057.
- Азизова Д. О. Влияние социальных сетей на формирование личности ребенка / Д. О. Азизова // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». — Режим доступа: URL: https://www.scienceforum.ru/2014/768/22
- Использование социальных сетей в образовательной среде. — Режим доступа: URL: https://infourok.ru/statya-natemu-ispolzovanie-socialnih-setey-v-obrazovatelnoy-srede-439548.htm