В статье анализируется проблема такого феномена, как абьюз, который становится все более распространенным явлением. Абьюз или абьюзивные отношения — это модель поведения, предполагающая насилие со стороны одного человека (абьюзера) по отношению к другому (жертве). При этом насилие подразумевается как физическое, так и психологическое. Проводится исследование в контексте известных мультипликационных фильмов.
Ключевые слова: абьюзер, абьюзивные отношения, семья, жертва, угроза, манипуляция.
В наши дни такой феномен, как абьюз, становится все более известным. Абьюз или абьюзивные отношения — это модель поведения, предполагающая насилия со стороны одного человека (абьюзера) по отношению к другому (жертве). При этом насилие подразумевается как физическое, так и психологическое. Абьюзер — это человек, использовавший критику, обвинения, газлайтинг, манипуляции, а иногда и физическую силу в целях контроля других людей. Абьюзером может оказаться любой — родственник, друг, возлюбленная, коллега. Нет и четких гендерных соответствий — абьюзерами могут быть как мужчины, так и женщины. В отличие от мужчин-абьюзеров, которые в основном применяют физическое насилие, женщины-абьюзеры чаще используют психологические манипуляции.
Абьюз может проявляться в семье, когда родители, пользуясь своей властью над ребёнком, показывают ему своё превосходство. Они подавляют волю ребёнка, уничтожают его, травмируют его психику, применяют и физическое воздействие. Абьюз может использоваться и по отношению к другим членам семьи. Опасен семейный абьюз, в частности тем, что дети, выросшие в такой обстановке, будут считать её нормой. К своим детям в будущем они будут относиться точно так же. Абьюз они будут применять и в других жизненных ситуациях [1].
Абьюзивные отношения могут длиться годами, и с каждым днём жертва таких отношений всё больше и больше ощущает на себе их разрушительные последствия. И речь здесь идёт не только и не столько о физических последствиях, сколько о психологических. Выделяют такие признаки абьюзивных отношений, как ревность, необоснованные обвинения, тотальный контроль, нестабильное настроение тирана, необъективная критика, ограничение общения с близкими и друзьями, убеждение в неадекватности поведения партнера, постоянные нравоучения и советы.
Следует отметить, что абьюз может встречаться как внутри семьи, пары, так и в любых других межличностных отношениях. Рассмотрим основные виды абьюза. Существуют следующие виды абьюза:
П сихологический . Он проявляется в манипуляциях, угрозах, издевательствах, шантаже, критике, обесценивании, оскорблениях, унижении, запугивании, газлайтинге, пренебрежении, игнорировании, изоляции, беспочвенной ревности, насмешках. Может быть, как открытый, так и скрытый. В данном случае целью абьюзера является растоптать жертву морально, понизить самооценку до отрицательного значения, в максимальном проявлении: довести до истерики, нервного срыва, психоза и, даже, до самоубийства.
Физический . Он проявляется через физическое насилие в любой форме и абсолютно любой степени.
Сексуальный . Он заключается в принуждении к сексуальной близости без учёта желания партнёра,
Экономический . Он проявляется через манипуляции при помощи финансовой зависимости. Контроль и использование финансов, как рычага влияния. Умышленное оформление кредита на партнёра. Тотальный контроль домашних расходов. В этом виде обычно жертва испытывает вину и стыд, если пытается использовать собственные средства на себя, а если используются средства партнёра, то абьюзер формирует и поддерживает всё то же чувство вины в комплекте с чувством долга. В итоге жертва находится в постоянном стрессе, тревоге и чувствует себя нехорошо [2].
Чтобы получить развернутое представление об абьюзивных отношениях в современной семье, выяснить характерные черты, основные причины и последствия уничижительных отношений, был проведен информационный урок в 10 классе по теме «Абьюзивные отношения в семье: причины и пути преодоления» (45 минут). Познавательная цель урока учитывала связь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов. Были установлены обучающие, воспитательные и развивающие цели, которые ориентировались на становление у учащихся умения выделять в изучаемом учебном материале весомое и ведущее, ассоциировать, обобщать, логически думать и верно излагать собственные мысли. [3]
Проведенный урок был построен на примере мультфильмов, сказок, фильмов, таких как «Шрек», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Красавица и чудовище», «Шамаханская царица», где отчётливо видны токсичные отношения, порассуждать и ответить на вопросы «правильно ли поступил герой и как бы вы ему посоветовали поступить?». В результате он помог учащимся получить общее представление об абьюзивных отношениях, выявить признаки здоровых и нездоровых отношений и понять, как правильно поступать в таких ситуациях, узнать о важности данной проблемы и сделать для себя выводы. Так же удалось донести до учащихся информацию о том, что возникновение любого вида абьюза в отношениях следует немедленно пресекать, поскольку абьюз всегда имеет трагические последствия для своих жертв.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема абьюзивных отношений в современной семье является весьма актуальной темой для обсуждения. Индивид подражает с раннего возраста, что формирует его ценности. Когда ребёнок находится в постоянном напряжении, слышит ссоры своих родителей, видит насилие по отношению к какому-либо члену семьи, то он может начать перенимать паттерны поведения, что приводит к такому же развитию отношений и у него. Родители — это одна из первых моделей подражания, а также, это авторитет для ребёнка. Данные ценности могли передаваться среди поколений. Процесс подражания оказывает сильное влияние на индивида, формируя установки и ценности, что сказывается на восприятие «правильных» отношений для него.
Насильственные действия приводят к негативным последствиям. В качестве таковых отмечается снижение самооценки, жизненного тонуса, психологические травмы, социопатические склонности и так далее. Во многих обществах жестокость не рассматривается как преступление против социума, а считается частным делом семьи. В данном исследовании был рассмотрен аспект абьюзивных отношений.
Литература:
- Зайцева С. С. Абьюзивные отношения в молодежной среде / С. С. Зайцева, С. А. Самохина, В. В. Зубков // Юный ученый. — 2021. — № 11 (52). — С. 78–82.
- Психологические последствия воздействия абьюзера \\ URL: https://psy–zoom.ru/
- Халаимов П. А. Абьюзивные отношения в современном мире / П. А. Халаимов // Исследования молодых ученых: материалы XXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022г.). — Казань: Молодой ученый, 2022. — С. 50–55.