В статье рассматривается возможность использования иллюстраций и мемов с целью популяризации произведений раннего творчества Антона Павловича Чехова. Раскрываются причины отсутствия интереса к произведениям Чехова и говорящим фамилиям в них, изучены техники визуализации как способ запоминания посредством картинок и мемов. Представлен иллюстрированный сборник, посвящённый говорящим фамилиям в рассказах Антона Павловича Чехова, проведена апробация готового изделия.
Ключевые слова: говорящие фамилии, визуализация, литературные мемы.
Актуальность научно-исследовательской работы заключается в том, что произведения классической литературы по-прежнему значимы, и их ценность неизмерима. Одной из причин бессмертия классической русской литературы являются ее вечные темы, такие как любовь, предательство и поиск смысла жизни. Эти темы универсальны и могут быть сопоставлены с современными читателями. Кроме того, классическая литература часто освещает пороки общества, что делает русскую классику по-прежнему актуальной как средство комментирования текущих проблем.
Проблема проекта состоит в том, что молодёжь нашего времени не заинтересована в чтении классической литературы. И из-за этого, при прочтении произведений, многие не понимают их, а также возникают проблемы с восприятием приёмов, используемых автором.
Мы полагаем, что тема говорящих фамилий в произведениях А. П. Чехова не интересна современной молодёжи, но, создав иллюстрированное пособие как средство визуализации для изучения произведений писателя, сможем заинтересовать молодых читателей творчеством А. П. Чехова.
Фамилия — это своеобразное резюме персонажа, из которого можно узнать и его характеристику, и отношение к нему автора, и роль героя в произведении. Выбор фамилии во многом зависит и от роли героя, и от жанра произведения. Так, «говорящие» фамилии усиливают комизм ситуаций и характеров, являются еще одним вспомогательным стилистическим приемом, активным и действенным средством создания выразительности и эмоциональности в произведениях. И этот стилистический прием наблюдается, по-видимому, в отборе подходящих имен и фамилий [4].
Оригинальные имена и фамилии чеховских героев как правило вызывают комический эффект и представляют собой концентрированную характеристику персонажа. Так, в рассказе «О женщинах» каждые имя и фамилия — настоящая художественная находка: они звучат правдоподобно и вместе с тем вызывают улыбку, возбуждают насмешку, вполне определенное отрицательное отношение к их обладателям [1]. В его пьесе «Вишневый сад» является обладательницей такой особенной фамилии. Это ранимая, чувствительная и доверчивая женщина: «...Ведь он негодяй, только вы одна не знаете этого! Он мелкий негодяй, ничтожество…». Примечательно, но Любови не везет в любви, мужчины, которых она выбирает, оставляют в ее сердце раны.
Лопахин — новый владелец вишневого сада, тоже обладает «говорящей» фамилией. Она образована от фразеологизма «грести деньги лопатой», и действительно, Ермолай — зажиточный, богатый купец. Но возможно и другое значение: лопата — рабочий инструмент, без которого невозможно обойтись ни в огороде, ни в саду. Вполне вероятно, А. П. Чехов такой фамилией хотел обратить внимание читателя на огромное трудолюбие этого человека, усердно работающего с утра до вечера.
Рассказ «Хамелеон» является одним из шедевров сатиры Чехова. Социально-политическое обличение полицейщины, произвола и рабьего угодничества достигает в «Хамелеоне» огромной силы. Каждый элемент стиля Чехов подчиняет задаче сатирического разоблачения. Этой же задаче подчинены и имена персонажей. В рассказе их немного: полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин, купец-дровяник Пичугин и генерал Жигалов.
Активное использование «говорящих» фамилий в рассказах А. П. Чехова обусловлено, в первую очередь, самим жанром рассказа, требующим от его автора сжатости, лаконичности, предельной точности в отборе речевых средств изобразительности. И «говорящие» фамилии как нельзя более кратко и метко называют, и критикуют человеческие недостатки. При этом силой типизации и обобщения «говорящие» фамилии поднимаются на более высокий уровень сатиры, они обличают не отдельных людей, а целые классы, не отдельные пороки, а моральные устои всего общества [5].
Иллюстрированное пособие, которое мы разработали, на наш взгляд, станет эффективным средством визуализации для изучения произведений А. П. Чехова (Рис. 1).
Визуализированная в виде свёрнутого символа-образа информация обретает потенциал, который помогает ей воспроизводиться из долговременной памяти. Принцип наглядности относится к одному из давних приемов дидактики. Невозможно или сложно понять то, что никак не было воспринято органами чувств человека, следовательно, лучше начать процесс обучения не путем словесного описания, а с реального наблюдения и уже потом словесно объяснять более подробно [2].
Рис. 1. Визуализация говорящих фамилий в Сборнике «Чеховская галерея говорящих фамилий в картинках и мемах»
Таким образом, использование иллюстраций более действенно, чем текст, так как наглядность относится к одному из давних приемов дидактики. Визуальная информация воспринимается быстрее и лучше, благодаря нашему более развитому, визуальному мышлению.
Технология создания сборника «Чеховская галерея в картинках и мемах»
- Первым этапом было отрисовать обложку и аннотацию сборника.
- Мы выбрали таких героев, как: «Смерть чиновника»: Экзекутор Червяков и статский генерал Бризжалов; «Хамелеон»: полицейский Очумелов, золотых дел мастер Хрюкин; «Сапоги»: Муркин — настройщик фортепиано, учитель Пустяков; «Глупый француз»: хозяин трактира Тестов. Разделение героев по произведениям будет оформлено как главы.
- Третьим этапом стало создание макета и самих разворотов. Мы сделали примерный набросок расположения картинок и текста. Далее продумывался дизайн оформления и создание письменного наполнения для сборника. Так, расписав наполнение, мы принялись за реализацию. В развороте представлено название произведения, герой произведения с говорящей фамилией, ассоциативная картинка, краткая информация о герое, мемы, цитаты из произведения, а также на последнем развороте по главе будет QR-code, перейдя по которому можно прочитать произведение полностью и узнать больше информации о прочитанном.
- Выбор программы — SmartAlbums и Adobe InDesign. SmartAlbums — это предложение создано для фотоальбомов, но также подходит и для создания книг.
- Выбор типографии. Вёрстка сборника планировалась в типографии КГА ПОУ ХТК.
- Презентация сборника среди студентов 1 курса с целью обратной связи.
Данный проект имеет свои перспективы, которые позволят в дальнейшем заинтересовывать людей в изучении произведений А. П. Чехова, привлечь внимание не только к его творчеству, но и всей классической литературы в целом. В дальнейшем возможна разработка целой линии сборников подобного формата. Студенты таких специальностей, как графический дизайн или дизайн по отраслям могут участвовать в выпуске новой продукции.
Литература:
- Голубева Л. Г. Чехов Антон Павлович (1860–1904) // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918–1940). — 2003. — № 3.
- Моторная С. Е. Визуализация информации как технология обучения в высшей школе // АНИ: педагогика и психология. — 2020. — № 2 (31).
- Яхияева С. Х. Роль и функция «говорящих» фамилий в произведениях М. Зощенко (из опыта работы) // Вестник Дагестанского государственного университета. — Серия 2: Гуманитарные науки. — 2014. — № 4.