Чеховская галерея говорящих фамилий в картинках и мемах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Стрелина, А. А. Чеховская галерея говорящих фамилий в картинках и мемах / А. А. Стрелина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33.1 (532.1). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117161/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается возможность использования иллюстраций и мемов с целью популяризации произведений раннего творчества Антона Павловича Чехова. Раскрываются причины отсутствия интереса к произведениям Чехова и говорящим фамилиям в них, изучены техники визуализации как способ запоминания посредством картинок и мемов. Представлен иллюстрированный сборник, посвящённый говорящим фамилиям в рассказах Антона Павловича Чехова, проведена апробация готового изделия.

Ключевые слова: говорящие фамилии, визуализация, литературные мемы.

Актуальность научно-исследовательской работы заключается в том, что произведения классической литературы по-прежнему значимы, и их ценность неизмерима. Одной из причин бессмертия классической русской литературы являются ее вечные темы, такие как любовь, предательство и поиск смысла жизни. Эти темы универсальны и могут быть сопоставлены с современными читателями. Кроме того, классическая литература часто освещает пороки общества, что делает русскую классику по-прежнему актуальной как средство комментирования текущих проблем.

Проблема проекта состоит в том, что молодёжь нашего времени не заинтересована в чтении классической литературы. И из-за этого, при прочтении произведений, многие не понимают их, а также возникают проблемы с восприятием приёмов, используемых автором.

Мы полагаем, что тема говорящих фамилий в произведениях А. П. Чехова не интересна современной молодёжи, но, создав иллюстрированное пособие как средство визуализации для изучения произведений писателя, сможем заинтересовать молодых читателей творчеством А. П. Чехова.

Фамилия — это своеобразное резюме персонажа, из которого можно узнать и его характеристику, и отношение к нему автора, и роль героя в произведении. Выбор фамилии во многом зависит и от роли героя, и от жанра произведения. Так, «говорящие» фамилии усиливают комизм ситуаций и характеров, являются еще одним вспомогательным стилистическим приемом, активным и действенным средством создания выразительности и эмоциональности в произведениях. И этот стилистический прием наблюдается, по-видимому, в отборе подходящих имен и фамилий [4].

Оригинальные имена и фамилии чеховских героев как правило вызывают комический эффект и представляют собой концентрированную характеристику персонажа. Так, в рассказе «О женщинах» каждые имя и фамилия — настоящая художественная находка: они звучат правдоподобно и вместе с тем вызывают улыбку, возбуждают насмешку, вполне определенное отрицательное отношение к их обладателям [1]. В его пьесе «Вишневый сад» является обладательницей такой особенной фамилии. Это ранимая, чувствительная и доверчивая женщина: «...Ведь он негодяй, только вы одна не знаете этого! Он мелкий негодяй, ничтожество…». Примечательно, но Любови не везет в любви, мужчины, которых она выбирает, оставляют в ее сердце раны.

Лопахин — новый владелец вишневого сада, тоже обладает «говорящей» фамилией. Она образована от фразеологизма «грести деньги лопатой», и действительно, Ермолай — зажиточный, богатый купец. Но возможно и другое значение: лопата — рабочий инструмент, без которого невозможно обойтись ни в огороде, ни в саду. Вполне вероятно, А. П. Чехов такой фамилией хотел обратить внимание читателя на огромное трудолюбие этого человека, усердно работающего с утра до вечера.

Рассказ «Хамелеон» является одним из шедевров сатиры Чехова. Социально-политическое обличение полицейщины, произвола и рабьего угодничества достигает в «Хамелеоне» огромной силы. Каждый элемент стиля Чехов подчиняет задаче сатирического разоблачения. Этой же задаче подчинены и имена персонажей. В рассказе их немного: полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин, купец-дровяник Пичугин и генерал Жигалов.

Активное использование «говорящих» фамилий в рассказах А. П. Чехова обусловлено, в первую очередь, самим жанром рассказа, требующим от его автора сжатости, лаконичности, предельной точности в отборе речевых средств изобразительности. И «говорящие» фамилии как нельзя более кратко и метко называют, и критикуют человеческие недостатки. При этом силой типизации и обобщения «говорящие» фамилии поднимаются на более высокий уровень сатиры, они обличают не отдельных людей, а целые классы, не отдельные пороки, а моральные устои всего общества [5].

Иллюстрированное пособие, которое мы разработали, на наш взгляд, станет эффективным средством визуализации для изучения произведений А. П. Чехова (Рис. 1).

Визуализированная в виде свёрнутого символа-образа информация обретает потенциал, который помогает ей воспроизводиться из долговременной памяти. Принцип наглядности относится к одному из давних приемов дидактики. Невозможно или сложно понять то, что никак не было воспринято органами чувств человека, следовательно, лучше начать процесс обучения не путем словесного описания, а с реального наблюдения и уже потом словесно объяснять более подробно [2].

Визуализация говорящих фамилий в Сборнике «Чеховская галерея говорящих фамилий в картинках и мемах» Визуализация говорящих фамилий в Сборнике «Чеховская галерея говорящих фамилий в картинках и мемах»

Рис. 1. Визуализация говорящих фамилий в Сборнике «Чеховская галерея говорящих фамилий в картинках и мемах»

Таким образом, использование иллюстраций более действенно, чем текст, так как наглядность относится к одному из давних приемов дидактики. Визуальная информация воспринимается быстрее и лучше, благодаря нашему более развитому, визуальному мышлению.

Технология создания сборника «Чеховская галерея в картинках и мемах»

  1. Первым этапом было отрисовать обложку и аннотацию сборника.
  2. Мы выбрали таких героев, как: «Смерть чиновника»: Экзекутор Червяков и статский генерал Бризжалов; «Хамелеон»: полицейский Очумелов, золотых дел мастер Хрюкин; «Сапоги»: Муркин — настройщик фортепиано, учитель Пустяков; «Глупый француз»: хозяин трактира Тестов. Разделение героев по произведениям будет оформлено как главы.
  3. Третьим этапом стало создание макета и самих разворотов. Мы сделали примерный набросок расположения картинок и текста. Далее продумывался дизайн оформления и создание письменного наполнения для сборника. Так, расписав наполнение, мы принялись за реализацию. В развороте представлено название произведения, герой произведения с говорящей фамилией, ассоциативная картинка, краткая информация о герое, мемы, цитаты из произведения, а также на последнем развороте по главе будет QR-code, перейдя по которому можно прочитать произведение полностью и узнать больше информации о прочитанном.
  4. Выбор программы — SmartAlbums и Adobe InDesign. SmartAlbums — это предложение создано для фотоальбомов, но также подходит и для создания книг.
  5. Выбор типографии. Вёрстка сборника планировалась в типографии КГА ПОУ ХТК.
  6. Презентация сборника среди студентов 1 курса с целью обратной связи.

Данный проект имеет свои перспективы, которые позволят в дальнейшем заинтересовывать людей в изучении произведений А. П. Чехова, привлечь внимание не только к его творчеству, но и всей классической литературы в целом. В дальнейшем возможна разработка целой линии сборников подобного формата. Студенты таких специальностей, как графический дизайн или дизайн по отраслям могут участвовать в выпуске новой продукции.

Литература:

  1. Голубева Л. Г. Чехов Антон Павлович (1860–1904) // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918–1940). — 2003. — № 3.
  2. Моторная С. Е. Визуализация информации как технология обучения в высшей школе // АНИ: педагогика и психология. — 2020. — № 2 (31).
  3. Яхияева С. Х. Роль и функция «говорящих» фамилий в произведениях М. Зощенко (из опыта работы) // Вестник Дагестанского государственного университета. — Серия 2: Гуманитарные науки. — 2014. — № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): Чехов, фамилия, произведение, давний прием дидактики, изучение произведений, иллюстрированное пособие, роль героя, Чеховская галерея.


Ключевые слова

визуализация, говорящие фамилии, литературные мемы

Похожие статьи

Поэтический принт на одежде как популяризация классической литературы

В статье рассматриваются возможности использования поэтических принтов на одежде с целью популяризации произведений поэтов серебряного века. Описываются причины отсутствия интереса к чтению произведений отечественных классиков, изучена история появле...

Реализация фреймов «колбаса» и «пельмени» в русской и китайской языковых картинах мира

В работе рассматриваются фреймы «колбаса» и «пельмени» в русской и китайской языковых картинах мира. Для более подробного исследования и выявления компонентов семантики данных слов в процессе работы был проведен свободный и направленный ассоциативный...

Метафора в языке прозы И. А. Бунина (на материале рассказов цикла «Темные аллеи»)

Статья посвящена исследованию метафорических средств изобразительности и создания выразительности в текстах рассказов И. А. Бунина, вошедших в цикл «Темные аллеи». В центре внимания находятся семантические особенности метафор. В результате проведенно...

Никнеймы в онлайн-коммуникации и их особенности

Данная статья посвящена функционированию никнеймов в онлайн-коммуникации со всем разнообразием их особенностей. Сделана попытка раскрыть особенности никнеймов в разных языковых и общественно-социальных сообществах в Интернете. Автором настоящего иссл...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Читаем произведения Максима Горького на уроках РКИ

В статье представлена модель урока РКИ на основе рассказа Максима Горького «Макар Чудра». Кратко рассмотрены теоретические положения, обосновывающие целесообразность использования художественных текстов на уроках РКИ при обучении разным видам речевой...

Выразительные средства адаптивного комикса и их влияние на современного читателя (на примере романа Дж. Остин «Гордость и предубеждение» и одноименного комикса Н. Хайески)

В данной статье проводится сопоставление графического издания (адаптивного комикса) Н. Хайески «Гордость и предубеждение» с оригинальным произведением Дж. Остин. Анализ образов, структуры произведения позволяет выявить, как создается эквивалент роман...

Стилистические приемы создания юмористического эффекта (на материале романа Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс»)

Статья посвящена анализу стилистических приёмов, используемых при создании юмористического эффекта в произведениях чик-лит литературы (женской литературы). Анализируются приемы создания юмористического эффекта в романе Х. Филдинг «Дневник Бриджит Джо...

«Баба да кошка в избе, мужик да собака во дворе»: сравнение образов кошек и собак в пословицах и стихах

Цель статьи — определить, как на протяжении веков изменялись представления о кошках и собаках. Для этого смысловому анализу были подвернуты пословицы, поговорки и детские стихи о собаках и кошках, а также проведен опрос учеников гимназии № 14 г. Волг...

Концепт «дети» в ранней лирике Марины Цветаевой

Статья посвящена репрезентации концепта «Дети» в ранней лирике Марины Цветаевой. Автором выявлены лексемы и эпитетные комплексы, входящие в ядро концепта. Проанализированы ассоциативные ряды, репрезентирующие характеристики детей. В статье сделан выв...

Похожие статьи

Поэтический принт на одежде как популяризация классической литературы

В статье рассматриваются возможности использования поэтических принтов на одежде с целью популяризации произведений поэтов серебряного века. Описываются причины отсутствия интереса к чтению произведений отечественных классиков, изучена история появле...

Реализация фреймов «колбаса» и «пельмени» в русской и китайской языковых картинах мира

В работе рассматриваются фреймы «колбаса» и «пельмени» в русской и китайской языковых картинах мира. Для более подробного исследования и выявления компонентов семантики данных слов в процессе работы был проведен свободный и направленный ассоциативный...

Метафора в языке прозы И. А. Бунина (на материале рассказов цикла «Темные аллеи»)

Статья посвящена исследованию метафорических средств изобразительности и создания выразительности в текстах рассказов И. А. Бунина, вошедших в цикл «Темные аллеи». В центре внимания находятся семантические особенности метафор. В результате проведенно...

Никнеймы в онлайн-коммуникации и их особенности

Данная статья посвящена функционированию никнеймов в онлайн-коммуникации со всем разнообразием их особенностей. Сделана попытка раскрыть особенности никнеймов в разных языковых и общественно-социальных сообществах в Интернете. Автором настоящего иссл...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Читаем произведения Максима Горького на уроках РКИ

В статье представлена модель урока РКИ на основе рассказа Максима Горького «Макар Чудра». Кратко рассмотрены теоретические положения, обосновывающие целесообразность использования художественных текстов на уроках РКИ при обучении разным видам речевой...

Выразительные средства адаптивного комикса и их влияние на современного читателя (на примере романа Дж. Остин «Гордость и предубеждение» и одноименного комикса Н. Хайески)

В данной статье проводится сопоставление графического издания (адаптивного комикса) Н. Хайески «Гордость и предубеждение» с оригинальным произведением Дж. Остин. Анализ образов, структуры произведения позволяет выявить, как создается эквивалент роман...

Стилистические приемы создания юмористического эффекта (на материале романа Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс»)

Статья посвящена анализу стилистических приёмов, используемых при создании юмористического эффекта в произведениях чик-лит литературы (женской литературы). Анализируются приемы создания юмористического эффекта в романе Х. Филдинг «Дневник Бриджит Джо...

«Баба да кошка в избе, мужик да собака во дворе»: сравнение образов кошек и собак в пословицах и стихах

Цель статьи — определить, как на протяжении веков изменялись представления о кошках и собаках. Для этого смысловому анализу были подвернуты пословицы, поговорки и детские стихи о собаках и кошках, а также проведен опрос учеников гимназии № 14 г. Волг...

Концепт «дети» в ранней лирике Марины Цветаевой

Статья посвящена репрезентации концепта «Дети» в ранней лирике Марины Цветаевой. Автором выявлены лексемы и эпитетные комплексы, входящие в ядро концепта. Проанализированы ассоциативные ряды, репрезентирующие характеристики детей. В статье сделан выв...

Задать вопрос