Профессиональное самоопределение обучающихся СПО на этапе выбора профессионального пути (на примере специальности 13.02.11) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Терентьев, С. А. Профессиональное самоопределение обучающихся СПО на этапе выбора профессионального пути (на примере специальности 13.02.11) / С. А. Терентьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33.1 (532.1). — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117164/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье описываются условия для осознанного профессионального самоопределения обучающимися и раскрытия их индивидуальных способностей. Приводится авторский чек-лист, который сможет выполнить роль профессионального навигатора для студенческой молодежи колледжа.

Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, студенческая молодежь, чек-лист, профессиональный навигатор.

Рынок труда становится все более конкурентным, и выпускникам колледжей необходимо быть готовыми к ожиданиям работодателей. Работодатели ищут кандидатов, обладающих определенными навыками, качествами и знаниями для успешного выполнения рабочих обязанностей.

В настоящее время большинство обучающихся, поступивших в учреждения среднего профессионального образования, не всегда уверены, что выбрали правильную специальность, не уверены, какое направление для себя определить в будущем, какому предприятию отдать предпочтение, имеет ли смысл идти учиться дальше.

И как показывают исследования, значительная часть выпускников профессиональных образовательных организаций не работают по специальности.

Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни — это выбор профессии и карьерного пути, который определит качество всей дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений.

Изменения социально-экономического положения в регионе, сложившаяся демографическая ситуация, возросшая конкуренция среди образовательных учреждений профессионального образования определяют приоритетные направления деятельности ГАСКК МЦК в совершенствовании профориентации, взаимодействия с социальными партнерами.

Главным аспектом удачного профессионального будущего выпускника является самоопределение, и здесь на первый план выходит профориентационная работа.

Профессиональное самоопределение — это необходимая составная часть и важнейший показатель профессиональной готовности выпускника ССУЗа наряду с профессиональными знаниями, умениями и навыками [4].

В качестве критериев, определяющих уровень профессионального самоопределения, выделяются: устойчивость установки на выбранную профессию, определенность и конкретность жизненных и профессиональных планов на будущее, уверенность в перспективах своего профессионального роста, идентификация себя как специалиста в данной профессиональной области, удовлетворенность своей профессиональной подготовкой, активность в достижении намеченных профессиональных целей.

Профессиональная ориентация — это сложная система, направленная на формирование ценностных ориентиров подрастающего поколения в профессиональном самоопределении. Профессиональная ориентация включает подготовку к выбору профессии в соответствии с потребностями общества и возможностями личности; изучение рынка труда.

В соответствии с этими требованиями образовательной организации необходимо выстроить профориентационную работу таким образом, чтобы удовлетворить интересы общества, государства и личности, в обеспечении возможности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, соответствующей личностным интересам, потребностям, особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах; способствовать формированию у обучающихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному работнику.

Для оказания помощи с самоопределением студентов, обучающихся по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) предлагаем принять участие в мероприятиях.

Рис. 1. Перечень мероприятий

Транслировать такой опыт можно на совместных мероприятиях со студентами-первокурсниками, в рамках наставнической деятельности по форме «студент-студент», участвуя в работе клуба «Наставник», который действует с 2020 года в колледже.

В колледже работают различные кружки. Кружок технического творчества «Электромонтаж» дает возможность прокачать компетенции в области электромонтажа. В кружке обучающиеся получают дополнительные навыки по сборке электрических схем на специализированных стендах. На занятии технического творчества «Электромонтаж» есть все условия для развития и реализации творческих и профессиональных способностей студентов в области электротехники, электромонтажа.

Успешное формирование у обучающих компетенций в профессиональной сфере, формирование успешной карьерной стратегии обучающегося проявляется через привлечение работодателей к учебному процессу

Для успешного профессионального самоопределения предлагаем выдавать чек-лист, где представлены основные шаги, которые помогут обучающимся.

Чек-лист

Рис. 2. Чек-лист

Анализ опроса студентов 1 и 3 курса показал, что помощь с профессиональным самоопределением помогает обучающимся «увидеть себя в профессии».

Студенты 1 курса ответили следующим образом: уверены в правильности выбора 15 (60 %) человек, 7 (28 %) человек затруднились ответить, а 3 человек (12 %) не уверены в своем выборе.

Студенты 3 курса ответили следующим образом: уверены в правильности выбора 21 (84 %) человек, 3 (12 %) человек затруднились ответить, а 1 человек (0,04 %) не уверены в своем выборе.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Вызовы современности и перспективы профессионального роста в мире образования / А. Г. Асмолов // Образовательная панорама. –2016. — № 1. — С. 6–8.
  2. Белоусов А. Е. Организационно-педагогические условия непрерывности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего профессионального образования: автореф. дис.... канд. пед. наук / А. Е. Белоусов. — М., 2016. — 225 с.
  3. Организация и проведение профессиональных проб для старшеклассников: метод. рекомендации / И. А. Килина, Н. Т. Рылова; под ред. Е. А. Пахомовой. — Кемерово: КРИРПО, 2016. — 66 с.
  4. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) / Л. А. Головей, М. В. Данилова, Л. В. Рыкман, М. Д. Петраш, В. Р. Манукян, М. Ю. Леонтьева, Н. А. Александрова. — СПб.: Нестор-История, 2015. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, выбор профессии, обучающийся, правильность выбора, профессиональная ориентация, профессиональное образование, профессиональный навигатор, профориентационная работа, техническое творчество.


Похожие статьи

Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Самообразование как фактор формирования профессиональной компетентности учащихся педагогического колледжа по специальности «Начальное образование»

В статье автор определил условия и виды деятельности субъектов образовательного процесса колледжа для формирования профессиональной компетентности посредством самообразования учащихся.

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализац...

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Реализация проекта «Наставник» в студенческой среде

В статье рассматривается разработка и внедрение пилотного проекта «Наставник» в образовательной организации, где в качестве наставника выступает студент старших курсов. Проект позволяет решить актуальную проблему адаптации к новым условиям обучения, ...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» в рамках реализации ФГОС СПО

В данной статье рассмотрена проблема организации внеаудиторной самостоятельной работы. Выявлена и обоснована необходимость методического сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Автор статьи предлагает собственный опыт создания м...

Похожие статьи

Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Самообразование как фактор формирования профессиональной компетентности учащихся педагогического колледжа по специальности «Начальное образование»

В статье автор определил условия и виды деятельности субъектов образовательного процесса колледжа для формирования профессиональной компетентности посредством самообразования учащихся.

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализац...

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Реализация проекта «Наставник» в студенческой среде

В статье рассматривается разработка и внедрение пилотного проекта «Наставник» в образовательной организации, где в качестве наставника выступает студент старших курсов. Проект позволяет решить актуальную проблему адаптации к новым условиям обучения, ...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» в рамках реализации ФГОС СПО

В данной статье рассмотрена проблема организации внеаудиторной самостоятельной работы. Выявлена и обоснована необходимость методического сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Автор статьи предлагает собственный опыт создания м...

Задать вопрос