В статье приводятся результаты анализа влияния финансовых ресурсов на улучшение работы АО «Племптицезавод «Хабаровский». Описываются способы решения проблем. Предлагается запуск производства продукции, значимой для региона и потребителя.
Ключевые слова: бенчмаркинг, птицеводческий завод, модель эффективного производства, SWOT-анализ.
В настоящее время предприятию трудно найти финансовые ресурсы для улучшения работы предприятия. Это связано с необходимостью приобретать основные средства, оборотные средства, своевременно выплачивать заработную плату работникам, уплачивать страховые взносы и налоги.
Для достижения целей и максимальных показателей руководители должны не просто улучшать работу предприятия, но и правильно анализировать процессы своего предприятия и ситуацию на рынке в целом, обращая внимание на опыт иных организаций.
Применение сравнительного анализа ближайших соседей может указать руководителю на недостатки как конкурентов, так и на собственные недостатки производства. В случае выявления второго встает необходимость изыскивать внутренние резервы на предприятии, улучшая работу предприятия за счет оптимизации рабочих процессов, привлекая не только работников и сотрудников администрации, а также принимая решения, риск которых можно снизить до минимума.
В своей работе хотел рассмотреть применение бенчмаркинга на примере АО Племенной птицеводческий завод «Хабаровский», который является монополистом по производству яиц и реализации цыплят племенных пород на территории города Хабаровска.
Бенчмаркинг относится к бережливым технологиям, выявляя внутренние резервы организации без привлечения заемных финансовых ресурсов. Его делят на внутренний и внешний, где в первом рассматривается организация в разрезе, а во втором сравнивается с предприятиями и разными направлениями производства. Также предусматривается проведение нескольких этапов: планирование, анализ, интеграция и действие. А наиболее точное определение бенчмаркингу дал Андерсен, профессор Норвежского университета науки и технологии — постоянное измерение и сравнение отдельно взятого бизнес-процесса с эталонным процессом ведущей организации для сбора информации, которая поможет рассматриваемому предприятию определить цель своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы.
Результатом внутреннего бенчмаркинга является свод-анализ, где отмечены сильные и слабые стороны. Среди сильных — завод фактически является монополистом на территории Хабаровского края, что позволяет обеспечивать население свежими яйцами и мясом птицы. Слабыми сторонами являются непривлекательность упаковки, несвоевременные расчеты покупателей за приобретенную продукцию, загрязнённость воздуха территорий, прилегающих к производству. В том числе можно отметить и угрозы: возможный завоз яйца с других регионов потенциальным покупателям по более низким ценам, возможность заболевания птицы, что ведет к ликвидации всего поголовья.
В рамках внешнего бенчмаркинга Племптицезавод «Хабаровский» был сравнен с предприятиями производства яйца: «Ангарская птицефабрика» г. Ангарска, «Якутская птицефабрика» г. Якутска и «Заря» в Красноярском крае, поселок Емельяново. В результате было выявлено, что ОАО «Заря» при высоком показателе чистой прибыли имеет значительную кредиторскую задолженность, что является отрицательным моментом для достижения эффективного производства. Эталоном для ППЗ «Хабаровский» могут стать показатели Ангарского птичника.
Рис. 1. Сравнение показателей акционерных обществ
В результате исследовательской работы была построена модель эффективного производства для АО «Племптицезавод «Хабаровский», состоящая из 5 этапов (рис. 2), которые приведут не только к увеличению прибыли, а также к возможности вложить средства в новые проекты для дальнейшего развития:
— рациональное планирование поголовья птицы;
— снижение дебиторской задолженности;
— внедрение линии по переработки птичьего помета;
— внедрение параллельного производства бройлерной продукции;
— потенциал — производство биогаза, глубокая переработка мяса птицы.
При рациональном планировании технологического производства выравнивается величина выручки в течение года, что обеспечивает стабильность предприятия, наличие полного ассортимента продукции, увеличение производства яйца в период повышенного спроса.
Рис. 2. Модель эффективного производства
Для снижения дебиторской задолженности планируется ввести жесткий график платежей для покупателей продукции Племптицезавода «Хабаровский», что обеспечит своевременное погашение кредиторской задолженности. АО Племенной птицеводческий завод «Хабаровский» применяет общую систему налогообложения, является плательщиком налога на добавленную стоимость. При оплате счетов-фактур поставщиков вычет по налогу увеличивается, что ведет к уменьшению начисленного налога НДС. Вследствие этого, можно получить свободные финансовые средства для внедрения мероприятий по увеличению эффективности производства.
Результатом от введения в действие в эксплуатацию линии по переработке помета будет являться:
— повышение выручки, при низкой себестоимости готовой продукции, которая составляет 8,89 рублей за 1 кг;
— увеличение ассортимента продукции;
— привлечение новых покупателей, расширение производства.
Потенциал на будущее — это глубокая переработка мяса птицы, производство колбасных, деликатесных изделий (мясо бройлера, гриль, копченное мясо и др.).
Предложено Племптицезаводу «Хабаровский» рассмотреть на перспективу в будущем установить комплексное оборудование по производству биогаза для продажи потребителям и собственных нужд (обогрев помещений, выработка электроэнергии и т. д.).
Пройдя все этапы АО «Племптицезавод «Хабаровский» станет высокоприбыльным производством. Предложенная модель бенчмаркинга применима для предприятий Хабаровского края и других регионов для увеличения прибыли с применением бережливых технологий (не привлекая внешние финансовые ресурсы, а используя только внутренние резервы).
Литература:
- Бенчмаркинг системы управления персоналом: учеб. практ. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т, Фак. экономики и управления; авт. — сост.: А. В. Черепанов. — Новосибирск: ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2019. — 121 с.
- Шавшаева К. В., Карпушкин А. А. Бенчмаркинг как инструмент управления финансовым состоянием корпорации // Бизнес и дизайн ревю. — 2023. — № 2 (30). — С. 76–86.
- Горбашко Е. А. Управление качеством: учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Горбашко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2024. — 427 с.
- Финансы организаций: управление финансовыми рисками: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. П. Хоминич [и др.]; под редакцией И. П. Хоминич, И. В. Пещанской. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 569 с.