В данной работе приводятся результаты социологического исследования, доказывающее приоритетную роль семьи при выборе профессии выпускниками школ. Автором предпринята попытка анализа сложившейся практики и проблем, связанных с формированием профессиональной мотивации ребенка. Даны рекомендации, которые можно использовать при составлении рабочих программ по профориентации в школах.
Ключевые слова: мотивация, профориентация, выпускники, семья, государство, выбор профессии.
У каждого подростка рано или поздно возникает проблема выбора его будущей профессии. Это очень ответственный и сложный шаг в жизни. Актуальность данного вопроса не вызывает сомнений. Профессиональное становление выпускников обсуждается на государственном уровне. 31 августа 2023 г. вышел приказ «Об утверждении порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования», в котором на нормативно-правовом уровне закреплен порядок реализации мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся в рамках получения основного общего и среднего общего образования в целях содействия профессиональному самоопределению с учетом потребностей обучающихся в социально-экономической ситуации на рынке труда.
Кроме того, стоит отметить, что в выборе будущей профессии заинтересовано не только государство и общество, но и семья. Родители являются главным профессиональным мотиватором для своих детей. Зачастую подростки ориентируются на профессии родственников, известны примеры трудовых династий. Выпускник определяется с делом своей жизни по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям.
Каждый родитель хочет обеспечить достойное будущее своему ребенку и в мечтах видит свое чадо успешным профессионалом. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее. Следует отметить, что в 15–17-летнем возрасте готовность к профессиональному самоопределению, как правило, отсутствует. Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Следовательно, необходимо помочь выпускнику школы в определении его будущей трудовой деятельности, помочь реализовать внутренние мотивы и потребности ребенка [1].
Кроме того, на профессиональную мотивацию оказывают влияние и психологические, и социальные, и политические факторы. В большинстве своем молодые люди при профессиональном определении основную роль отдают материальной составляющей, но значение придается и успеху, удовольствию и в еще в большей мере тому, чтобы данные факторы гармонировали между собой и удовлетворяли потребности не только детей, но и родителей.
Также стоит отметить, социальные установки, влияющие на профессиональный выбор. Общественное мнение формирует в общественном сознании круг «престижных профессий». Однако необходимо учитывать тот факт, что «престижность» довольно быстро меняется в зависимости от социально-экономического развития общества [2].
Процесс современного профессионального самоопределения затрудняется появлением технологичных профессий, основанных на IT-технологиях, связей с общественностью. Часть выпускников романизирует новые профессии: блогеров, СММ-щиков, PR-щиков. Трудность выбора в данном случае связана с представлениями о том, какое образование позволит овладеть данной сферой труда, о ее функциональной составляющей, о оплате труда, а также отторжение сделанного ребенком выбора внутри семьи, поскольку к данным профессиям относятся как к не серьезным
Также на профессиональное самоопределение влияют появление новых способов получения соответствующего образования. К существующим государственным профессиональным учебным заведениям высшего и среднего образования присоединяются негосударственные, которые предлагают кратковременные курсы, кейсы, онлайн обучение.
Среди всех вышеперечисленных факторов главным остается — семья. Исходя из вышесказанного, семьи могут формировать неправильные установки при проектировании будущего своего ребенка:
- Ориентировать только на получение профессионального образования, абсолютно неважно какого. Обучающийся заранее знает, что не будет работать по профессии, следовательно, и принимать усилия для обучения тоже не стоит. В итоге, если человек получает диплом, то становится сомнительным специалистом, либо не работает по профессии.
- Недостаточная информированность о профессиях самих родителей.
- Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии, в том числе материальной.
- Формирование «трудовых династий» при недостаточном учете способностей ребенка [2].
Чтобы рассмотреть влияние семьи на профессиональную мотивацию выпускников, нами было проведено статистическое исследование, на основе опроса 61 выпускника разных школ г. Хабаровска, ныне обучающихся в колледжах и вузах. Возраст участников варьировался от 17 до 20 лет. На вопросы отвечали 47 девушек и 14 молодых людей.
Анализируя данные исследования, было выявлено, что на выбор профессионального будущего 73,8 % выпускников повлияла семья. Это связанно с тем, что семья является первичным агентом социализации, влияющим на мотивацию выпускника.
Рис. 1. Средства влияния родителей на выбор профессии выпускника
Изучая возможные средства родителей, оказывающие влияние на профессиональный выбор ребенка результаты, показали, что: поддержали выпускников в их выборе 52,2 % родителей; совет дали 43 %
Этот показатель только подтвердил тот факт, что семья в большинстве своем выполняет психологическую функцию. Такой процент показывает здоровые отношения между родителями и детьми в семье, а также заинтересованность старшего поколения в будущем своих детей.
2 % родителей не считались с мнением детей и выбрали им профессию сами; 2 % выбрали прямо противоположную позицию и совсем отстранились от процесса. Эти 4 % можно объяснить либо сложными подростковыми отношениями, либо попустительством семьи.
Исследование показало, что главными причинами, определяющими приоритетную роль семьи в самоопределении выпускника опрашиваемые определили: финансовое обеспечение, включающее оплату родителями обучения (16 % выпускников) и моральные манипуляции (24 % анкетируемых) и только 1,6 % готовы делать выбор своего будущего самостоятельно. Все эти факторы свидетельствуют о том, что молодые люди, будучи уже совершеннолетними, очень сильно зависят от семьи и психологически и материально и бояться брать ответственность за свой выбор на себя.
Рис. 2. Причины, влияющие на мотивацию подростка
Таким образом, проведенное исследование доказывает, что в большей мере на выбор профессии подростком влияет именно семья. Семейные установки, так или иначе, являются главным мотиватором профессионального выбора. Однако, не все ребята в подростковом возрасте готовы реализовать «профессиональные взгляды» на них своих родителей. И некоторые выбирают трудовой путь, исходя из собственных предпочтений, не обращая внимания, на желание взрослых, особенно если родители мало уделяли внимания ребенку. Но статистика РФ за 2023 г. показывает, что 40 % россиян ходят на работу не по специальности. А в изначально выбранной сфере трудятся всего 37 %. То есть возникает проблема — родитель не всегда прав! Кроме влияние семье нужны другие механизмы, которые бы помогали ребенку определится со своим будущим.
Литература:
- Баранова Д. Роль семьи в выборе профессии // Кем Быть? — РБ. Минск: Бизнесофсет, 2016. — № 1. — С.15–18.
- Занин Д. С., Видягина К. К. Изучение особенностей мотивации профессионального самоопределения подростков // Научный аспект. — Самара: Издательство ООО «Аспект», 2024. — Т.26. — С.138–146.