Данная статья посвящена проблеме мотивации детей младшего школьного возраста при занятиях физической культурой. Данная проблема считается актуальной, в связи с тем, что на данный момент укрепление и сохранение здоровья детей является одной из важнейших задач нашего общества, но различные исследования показывают, что с каждым годом мотивация детей к занятиям физической культурой становится все ниже. Данная статья посвящена эффективным методам и приемам, которые помогут в повышении мотивации.
Ключевые слова: повышение мотивации, взаимодействие, младший школьный возраст, индивидуальная работа, проектная деятельность, физическая подготовленность.
Перед педагогами начальной школы на сегодняшний день стоит очень важная задача: организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
Физическая культура- это особый образовательный предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сторону в развитии ребенка.
Во всех классах обучающиеся с разным уровнем физической подготовленности, но требования ко всем предъявляются одинаковые, в результате этого некоторые школьники испытывают психологический дискомфорт, в следствии чего теряется мотивация к занятиям физической культуры.
Обратимся к определению мотивации. Мотивация — это состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации [4].
Занятия спортом важны, несомненно, в любом возрасте, но особое внимание падает на младших школьников, так как происходит переход от одного вида деятельности, при посещении детского сада, где целый день дети находились в движении, к обучению в школе, исходя из ряда исследований, объем их двигательной активности понижается на 50 %. В ходе учебного процесса двигательная активность обучающихся постоянно уменьшается, педагоги стараются вовлекать детей к двигательной деятельности на уроках, самым распространенным способом является проведение физминуток [1].
Перед учителем физической культуры стоит очень важная задача- сохранение и укрепление здоровья детей. Чтобы этот процесс был наиболее интересен детям, можно в урок физической культуры включать нестандартные формы работы. Рассмотрим некоторые из них:
- Сюжетные уроки. Работая учителем физической культуры в начальной школе, я пользуюсь данной формой урока. Особенно большой восторг они вызывают у обучающихся 1–2 классов, это могут быть сюжеты сказок, мультфильмов, поиск сокровищ, путешествие по стране «Спортландия» и т. д. Для 3–4 классов старюсь подобрать такой сюжет, чтобы детям этого возраста было интересно, например, это могут быть персонажи из компьютерных игр, путешествие в Космос и многое другое. Можно на таких уроках вводить персонажей, например, котенку, который потерялся, нужно помочь вернуться домой, пройдя полосу препятствий, или помочь завоевать целое королевство, выполнив ряд упражнений [7].
- Ребусы, кроссворды, анаграммы. Кто-то думает, что данные задания не подойдут для урока физической культуры, но я стараюсь включать их в ход урока. В кроссворды и ребусы будут включены вопросы, связанные с спортом, ведением здорового образа жизни, спортивного инвентаря. Это повышает мотивацию у детей, узнать что-то новое, например, разгадали один из видов спорта, захочется посмотреть, что он из себя представляет, захочется попробовать.
- Творческие задания тоже нужно включать в урок, или в домашнее задание. Можно организовать выставки рисунков, посвященных занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни. Проведение конкурса на лучший комплекс упражнений для утренней зарядки, лучшая физкультминутка и т. д.
- Проектная деятельность. В наше время особое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности. Использование данной технологии дает возможность обучающемся максимально развить свои творческие и коммуникативные способности, проявить себя в проведении исследований, принятии решений, развитии умения работать в команде и нести ответственность за результаты коллективной работы. Организовывать проектную деятельность стараюсь постепенно, для начала это небольшие доклады и сообщения, со временем эти задания принимают вид проектов и исследовательских работ, обучающиеся начинают обращаться к компьютерным технологиям, учатся устанавливать межпредметные и причинно- следственные связи. Эти проекты и исследовательские работы не остаются внутри класса, а выставляются на общешкольное обозрение. В нашем образовательном учреждении проводится конкурс проектных и исследовательских работ, приуроченных к предметной неделе физической культуры [3].
- Индивидуальная работа. Работа по карточкам с заданиями. Для того, чтобы разработать такие карточки, на уроке физической культуры сначала необходимо провести контрольные тестирования и испытания. С помощью результатов испытаний можно получить информацию о физической подготовленности обучающихся. Карточки составляются разноуровневые, по сложности, содержанию и объеме [2].
Каждый может выбрать задание себе по силам, работать обучающиеся могут, как индивидуально, так и в микрогруппах п 2–4 человека. По окончанию выполнения заданий на одной карточке, дети переходят к другой, более сложной, на протяжении всего урока проводится со стороны учителя контроль за выполнением упражнений, консультации. Итогом работы с такими карточками является показ лучшего результата, чем предыдущий, если результат не становится лучше, то в карточки вносятся необходимые корректировки. При выполнении индивидуальных карточек результаты обучающихся никогда не сравниваются между собой. Свои результаты ребята записывают в специальной таблице, отмечая положительную динамику. Приведу пример показателей физической подготовленности одного из учеников, они представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Показатели физической подготовленности Ученика 1
Показатели |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||||
1. Отжимание, количество повторений |
1 |
3 |
3 |
7 |
10 |
10 |
11 |
15 |
2. Прыжок в длину с места, см |
89 |
95 |
98 |
108 |
115 |
129 |
129 |
138 |
3. Наклон вперед, см |
0 |
2 |
2 |
5 |
5 |
6 |
6 |
8 |
4. Бег 30 м. с высокого старта |
8,0 |
8,0 |
7,8 |
7,8 |
7,8 |
7,1 |
6,7 |
6,5 |
6. Круговая тренировка. Такая форма работы предполагает последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений. Такой способ можно использовать для совершенствования двигательных действий и развитие физических качеств. Время для выполнения, для отдыха, дозировка выполнения каждого упражнения индивидуальна для каждого обучающегося или для группы учеников. Каждая из групп может сама определить в какой последовательности будут выполнятся упражнения, дети, которые более физически подготовлены, могут попробовать себя в роли тренера, помогая одноклассникам при выполнении упражнений. Такой метод работы позволяет каждому ученику освоить двигательное действие в удобном для себя темпе, что станет основой для формирования его индивидуального развития [5].
Физическое развитие младших школьников отличается от развития детей среднего и старшего школьного возраста. Этот этап для детей является основным для формирования мотивации к занятиям физической культурой [6].
Таким образом, необходимое условия для создания у обучающихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности- возможность проявить к учению умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими обучающихся.
Литература:
- Безверхняя Г. В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. — М.: Логос, 2004 г.
- Быков В. С. Теория и практика формирование потребностей в физическом воспитании у школьников.- ФК 2000 г. № 1
- Господникова М. К., Полянина Н. Б. Проектная деятельность в начальной школе. — Волгоград: Учитель, 2011.
- Ильин Е. П. Мотив и мотивация.- С-П. 2000 г.
- Колесников А. М., Симонов А. П., Ключникова А. Н. Круговая тренировка — Хабаровск, 2004.
- Матюхина М. В. Мотивация учения у младших школьников. — Педагогика 1984 г.
- Феоктистова В. Ф., Плиева Л. В. К здоровью через движения. — Волгоград: Учитель, 2011.